I. Физические лица
А) граждане
В составе граждан РФ выделяются весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья.
Таких лиц можно разделить на 2 группы:
категории лиц, для которых эти факторы обуславливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности:
должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействие, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.
категории лиц, для которых эти факторы влекут ограничение применения мер административной ответственности:
относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях — административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники ОВД и др.).
К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа (ст. 2.5, 3.5 ч. 6, ст. 3.9 ч. 2).
КоАП РФ в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3, 2.8).
В общих положениях КоАП РФ граждане РФ не выделяются в отдельную группу субъектов административной ответственности, но это делается в статьях его Особенной части.
Б) иностранные лица и лица без гражданства
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершенные административные правонарушения:
а) на территории РФ;
б) континентальном шельфе;
в) в исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17—8.20, частью 2 ст. 19.4 КоАП РФ. Например, за невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов, предусмотренных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений; невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна и др.
Однако субъектами определенных административных правонарушений признаются только иностранные граждане и лица без гражданства, например, нарушений режима пребывания на территории РФ.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть II
- Коллектив авторов:
- V. Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- I. Физические лица
- II. Юридические лица
- Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- Компетенция Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
- Административное принуждение: сущность, виды.
- Административная ответственность: понятие, особенности.
- Административные наказания: сущность, виды.
- Правила наложения административных наказаний.
- Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом
- Наказания юридическому лицу за административное правонарушение должны назначаться с учетом
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
- Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности
- Административный арест.
- Административный штраф как мера наказания.
- Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- Дисквалификация как административное наказание.
- Освобождение от административной ответственности.
- Административная ответственность юридических лиц.
- Особенности административной ответственности иностранных граждан.
- Организация и принципы деятельности полиции.
- Нпа: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз "о полиции" (последнее изменение 6 декабря 2011 г.)
- Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
- Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
- Глава 4. Статьи 14 – 17 фз «о полиции».
- Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- В зависимости от компетенции:
- 2. В зависимости от федеративного устройства:
- 4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- VII. Органы управления сферами, государственный контроль в сферах управления
- Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- Организация государственного управления внутренними делами.
- Организация управления иностранными делами.
- Органы управления безопасностью.
- Органы управления в области социальной защиты граждан.
- Общее руководство в этой области осуществляют Президент рф и Правительство рф.
- Правительство рф:
- Полномочия в области занятости населения:
- Полномочия в области пенсионного обеспечения:
- Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
- Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- Учреждения здравоохранения.
- Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы:
- Система органов исполнительной власти в области культуры.
- Система органов исполнительной власти в области образования.
- Учреждения образования.
- Система органов исполнительной власти в области промышленности и энергетики.
- Правительство рф:
- Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- Система органов управления в области связи. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- Федеральное агентство связи (Россвязь)
- Федеральное архивное агентство (Росархив)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
- Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
- Управление в области внешнеэкономических связей.
- Правительство рф
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
- Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба (фтс России)
- Региональное таможенное управление (рту)
- Таможня
- Таможенный пост
- Органы государственной власти субъектов рф
- Управление в государственных корпорациях.
- Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- Общий надзор органов прокуратуры.
- Административно-правовые меры противодействия коррупции.
- VIII. Вооруженные силы
- Внутренние войска.
- Комплектование Вооруженных сил.
- Государственная граница, её защита и охрана.
- Часть II 96