logo search
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИй

5. Право собственности административно-территориальных единиц

1. Распоряжение коммунальной собственностью от имени населения административно-территориальной единицы осуществляют соответствующие местные Советы депутатов, а также исполнительные комитеты, местные администрации и их органы в порядке и на условиях, определенных местными Советами.

Порядок передачи, купли, продажи, раздела коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы определяется Советом в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Местные Советы, а также исполнительные комитеты в установленном порядке вправе передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать предприятиям, организациям и учреждениям, отдельным гражданам и их объединениям, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь (ч. 4 ст. 36 Закона “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”).

Облисполкомы, Минский горисполком в порядке, установленном областными, Минским городским Советами депутатов, по согласованию с Президентом Республики Беларусь осуществляют отчуждение (за исключением отчуждения из коммунальной собственности в республиканскую) находящихся в собственности административно-территориальных единиц предприятий коммунальных юридических лиц, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин (пункт 10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 575).

Советы в целях защиты интересов населения, проживающего на подведомственной им территории, определяют условия владения и пользования объектами коммунальной собственности, отчуждаемой иным собственникам, в том числе на конкурсной или аукционной основе, обязательные для этих собственников.

Советы, по их поручению исполнительные комитеты и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение находящихся на их территории общественных зданий, сооружений и иных объектов, которые могут быть использованы для местных нужд. При прочих равных условиях это право принадлежит нижестоящему Совету (исполнительному комитету или местной администрации). Так, пунктом 24 Положения о порядке управления и распоряжения коммунальной собственностью г. Минска, утвержденного Минским городским Советом депутатов 25 апреля 2000 г. № 87 Мингорсовет делегировал администрациям районов города Минска в соответствии с территориальным расположением объектов преимущественное право покупки находящихся на территории г. Минска общественных зданий, сооружений и иных объектов, которые могут быть использованы для местных нужд. Продавец после принятия решения об отчуждении объекта недвижимости должен обратиться в соответствующую администрацию района г. Минска с предложением воспользоваться преимущественным правом покупки. Вопрос о возможности использования предлагаемого к приобретению объекта недвижимого имущества для местных нужд определяется в каждом конкретном случае администрацией района.

В случае возникновения между Советами разных территориальных уровней споров по определению принадлежности объектов коммунальной собственности такие споры разрешаются в месячный срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполнительным комитетом. При несогласии с решением вышестоящего Совета окончательное решение принимается Советом Министров Республики Беларусь в месячный срок.

2. Права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют, кроме соответствующих Советов и исполнительных комитетов, отделы и управления исполнительных комитетов, предприятия, объединения, организации, учреждения.

За предприятиями имущество, находящееся в коммунальной собственности, закрепляется на праве хозяйственного ведения. Они пользуются им для обеспечения закрепленных в уставах целей деятельности, для производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Решение о создании предприятия, находящегося в коммунальной собственности, принимается соответствующим исполкомом. Предприятия коммунальной собственности имеют право с согласия соответствующего исполкома создавать дочерние предприятия путем передачи им части своего имущества во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных законодательством.

Так, согласно Положению о порядке управления и распоряжения коммунальной собственностью г. Минска, утвержденному Минским городским Советом депутатов 25 апреля 2000 г. № 87, коммунальная собственность г. Минска состоит из казны г. Минска и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Казну г. Минска составляют средства бюджета г. Минска и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами (п. 2). Решения о закреплении объектов коммунальной собственности за коммунальными юридическими лицами, изъятии объектов коммунальной собственности у коммунальных юридических лицам принимает Мингорисполком (п. 6).

Коммунальным имуществом, составляющим казну г. Минска, распоряжается Мингорисполком. Коммунальным имуществом, закрепленным за коммунальными юридическими лицами, распоряжаются эти юридические лица. Мингорисполком вправе устанавливать в отношении коммунальных юридических лиц ограничения в распоряжении закрепленным за ними имуществом. Ограничения могут устанавливаться в форме требования получить согласие Мингорисполкома (уполномоченных им органов) или запрета на осуществление определенных видов сделок. Ограничения могут устанавливаться в отношении имущества как по видам (технологическое оборудование, автомобильный транспорт и пр.), так и в зависимости от его стоимости (п. 14).

С согласия комиссии Мингорсовета, ведающей вопросами коммунальной собственности, осуществляется распоряжение объектами недвижимости и незавершенного строительства коммунальной собственности: отчуждение (продажа, дарение, пожертвование, безвозмездная передача в республиканскую собственность или собственность другой административно-территориальной единицы, мена, рента, внесение в уставный фонд юридического лица и другие, кроме приватизации и продажи на условиях открытого конкурса или аукциона); сдача в аренду с правом последующего выкупа; предоставление в безвозмездное пользование субъектам негосударственной формы собственности; отчуждение (кроме приватизации) долей в уставных фондах хозяйственных обществ.

В случаях отказа постоянной комиссии Мингорсовета в даче согласия на осуществление сделки или несвоевременного рассмотрения ходатайства Мингорисполкома, последний вправе обратиться за получением соответствующего согласия Мингорсовета (п. 16).