2. Участие Республики Беларусь и административно- территориальных единиц Республики Беларусь в гражданских правоотношениях
1. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом как представители государства. Наличие или отсутствие прав юридического лица у органа выступающего от имени государства значения не имеет, важна направленность совершаемых государственным органом действий и соответственно правовая природа отношения, субъектом которого выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица. Так, Правительство Республики Беларусь, не являясь юридическим лицом, выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь (ст.107 Конституции Республики Беларусь). Согласно ст.125 ГК в отношениях, регулируемых гражданским законодательством от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы, через которые государство и административно-территориальные единицы реализуют свою гражданскую правоспособность, весьма разнообразны. На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, в частности, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и другие органы. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.
Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени. Чаще всего в гражданско-правовых отношениях от имени государства участвуют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом и финансами. Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых отношениях предоставляет органам местного управления и самоуправления, действующим от имени административно-территориальных единиц. Наряду с изложенным порядком участия государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участия через институт специально уполномоченных лиц. В соответствии с п.3 ст.125 ГК от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению в гражданском обороте могут выступать государственные органы, органы местного управления, а также юридические лица и граждане. В таких случаях выступление от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц может опираться на специальный нормативный правовой акт, регламентирующий такую возможность.
2. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица. Однако это не исключает значительного разнообразия гражданских правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди гражданско-правовых отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.
Как собственники своего имущества, государственные образования Республика Беларусь и административно-территориальные единицы - обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими республиканских и коммунальных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами.
3. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях.
Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью. Как участник сделки государство выступает при выпуске различных государственных ценных бумаг. Государству принадлежит и исключительное право на осуществление лотерейной деятельности, которая в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. Участие государства в гражданских правоотношениях прямо предусмотрено в ряде статей ГК. Согласно п.2 ст.234 ГК в государственную собственность передаются вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, обнаруженные в виде клада. Государство является субъектом права собственности на реквизируемое (ст.243 ГК), конфискуемое (ст.244 ГК), национализируемое имущество (ст.245 ГК). Государство может стать стороной в сделке купли-продажи при выкупе им зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных нужд или нужд административно-территориальных единиц либо ввиду ненадлежащего использования земли, на которой находится названная недвижимость (ст.240 ГК), а также в случае выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством (ст.241 ГК). В соответствии со ст.239 ГК Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы по решению суда могут стать собственниками имущества, которое по закону не может принадлежать лицу, у которого оно оказалось, а административно-территориальные единицы также собственниками безхозяйной недвижимой вещи (ст.226 ГК). К административно-территориальным единицам в собственность переходит и имущество, признанное судом выморочным (ст.1039 ГК).
При определенных условиях в собственность государства может перейти имущество, переданное по недействительной сделке (см. гл.12).
Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.
Государство может являться субъектом наследственного права. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, наряду с иными субъектами гражданского права, могут быть наследниками по завещанию. В случаях, когда имущество завещано государству как таковому, наследником признается Республика Беларусь.
4. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. В таком случае названные государственные образования оказываются сторонами в договоре гарантии (поручительства) и несут соответствующую ответственность.
По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). Точно также на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (п.2 ст.120 ГК). Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК).
Признание государства субъектом ответственности предусмотрено в ст.15 ГК. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления (их должностных лиц), в том числе путем издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа управления и местного самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующим административно-территориальным образованием. Применительно к деликтной ответственности это общее положение получило развитие в ст.938 ГК, согласно которой вред, причиненный в результате таких действий, возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или административно-территориальной единицы. Как субъект ответственности за причинение вреда государство отвечает и за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными в ст.939 ГК, независимо от их вины. ГК закрепляет и еще один случай ответственности государства. При принятии закона о национализации убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством (ст.245 ГК).
Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности (п.1 ст.126 ГК).
5. В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Государство становится участником внешнеэкономической сделки в случаях заключения сделок от его имени в порядке, предусмотренном ст.125 ГК, то есть когда от имени государства такие сделки совершаются соответствующим органом в пределах его компетенции либо с использованием института специально уполномоченных лиц. Поэтому при совершении внешнеэкономической сделки, например, казенным предприятием Республика Беларусь не становится участником внешнеэкономического оборота. От имени государства во внешнем обороте могут выступать различные органы. Обычно от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей.
- Краткий курс лекцИй по дисциплиНе «Гражданское право»
- Тема 1. Гражданское право как отрасль правовой системы Республики Беларусь (общая характеристика).
- 2. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений и его существенные особенности
- 3. Понятие гражданского права
- 4. Функции гражданского права
- Принципы гражданского права
- Отграничение гражданского права от смежных с ним отраслей права.
- Система гражданского права
- Тема 2. Гражданское законодательство
- 1. Понятие гражданского законодательства и его соотношение с понятием «гражданское право».
- 2.Виды гражданско-правовых нормативных актов.
- 3.Диспозитивные и императивные нормы гражданского права. Аналогия закона и права.
- 4.Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства.
- Тема 3. Гражданское правоотношение (общие положения)
- 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности
- 2.Субъекты, объекты и содержание гражданских правоотношений
- 3. Правопреемство
- 4. Виды гражданских правоотношений
- Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- 1. Понятие гражданина (физического лица) как субъекта гражданского права
- 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Предпринимательская деятельность гражданина
- 3.3. Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних)
- 3.4. Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
- 3.5. Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства
- 4. Опека и попечительство. Патронаж
- 5. Имя гражданина. Место жительства
- 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- 7. Акты гражданского состояния
- Тема 5. Юридические лица
- 2. Наименование и место нахождения юридического лица
- 2.1. Наименование юридического лица
- 2.2. Место нахождения юридического лица
- 3. Учредительные документы, правоспособность
- 3.1. Учредительные документы юридического лица
- 3.2. Правоспособность юридического лица
- 3.3. Гражданская дееспособность юридического лица
- 3.4. Органы юридического лица
- Глава 3 Декрета n 1 регистрирующие органы
- 6. Виды юридических лиц
- 7. Реорганизация и ликвидация юридического лица
- Тема 6. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права
- 1. Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь
- 2. Участие Республики Беларусь и административно- территориальных единиц Республики Беларусь в гражданских правоотношениях
- Тема 7. Объекты гражданских правоотношений
- 1. Понятие и виды объектов гражданских прав. Вещи, ценные бумаги как объекты гражданских прав.
- Тема 8: Личные неимущественные права, не связанные с имущественными
- 1. Понятие личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, классификация и общие положения об их защите
- 2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
- 3. Иные личные неимущественные права, не связанные с имущественными
- Тема 9. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
- 1.Понятие оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
- 2. Классификация юридических фактов
- Тема 10. Сделки
- 1. Понятие сделки
- 2. Виды сделок
- 3. Срок в сделке. Условные сделки
- 4. Условия действительности сделок
- 5. Форма сделок
- 6. Недействительные сделки
- 7. Сделки с пороками дееспособности субъектного состава
- 8. Сделки, совершенные с пороками воли их участников
- 9. Сделки, не соответствующие требованиям законодательства
- 10. Сделки мнимые и притворные
- 11. Недействительность части сделки. Момент, с которого сделка признается недействительной
- 12. Правовые последствия недействительности сделок
- Тема 11: Представительство. Доверенность.
- Тема 12: Сроки в гражданском праве. Исковая давность
- 1. Понятие и виды сроков в гражданском праве
- 2. Порядок и правила исчисления сроков
- 3. Понятие исковой давности. Область применения. Массив законодательства об исковой давности
- 4. Общие и специальные сроки исковой давности
- 5. Императивный характер срока исковой давности
- 6. Начало течения срока исковой давности
- 7. Приостановление течения срока исковой давности
- 8 . Перерыв течения срока исковой давности
- 9. Восстановление срока исковой давности
- 10. Последствия истечения сроков исковой давности
- Тема 13: Осуществление и защита гражданских прав и исполнение обязанностей
- 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнение обязанностей
- 2. Пределы осуществления гражданских прав
- 3. Защита субъективных гражданских прав
- Тема 14. Общие положения о вещном праве. Право собственности (общие положения)
- 1.Понятие и признаки вещного права
- 2. Виды вещных прав.
- 1. Собственность и право собственности
- 2. Формы и субъекты права собственности. Виды собственности
- 3.Содержание права собственности
- 4. Основания возникновения права собственности.
- 5. Прекращение права собственности.
- Тема 15. Право собственности граждан (физических лиц)
- 1. Понятие права собственности граждан
- 2.Субъекты права собственности граждан (физических лиц)
- 3. Объекты права собственности граждан (физических лиц)
- 4. Основания приобретения и прекращения права собственности
- Тема 16. Право частной собственности юридических лиц
- 1. Понятие права собственности юридических лиц
- 1.2. Право собственности юридических лиц как субъективное право, его содержание и основания возникновения
- 2. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ
- 3. Право собственности производственных и потребительских кооперативов
- 4. Право собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
- 5. Право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов)
- Тема 17. Право государственной собственности.
- 1. Общие положения о праве государственной собственности.
- 2. Субъекты и основания возникновения права государственной собственности
- 3.Объекты права государственной собственности
- 4.Право собственности Республики Беларусь
- 5. Право собственности административно-территориальных единиц
- Тема 18. Право общей собственности
- 1. Понятие и виды права общей собственности
- 2. Сущность и содержание права общей долевой собственности
- 3. Право общей совместной собственности
- Тема 20. Защита права собственности и других вещных прав
- 1. Значение охраны права собственности и иных вещных прав.
- 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
- 3. Расчеты при истребовании имущества из незаконного владения.
- 4. Требования об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
- 5. Иск о признании права собственности
- 6. Защита прав владельца, не являющегося собственником имущества