logo
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИй

3.4. Органы юридического лица

Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица .

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

избираются участниками (членами);

назначаются собственником имущества юридического лица;

нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В нем также образуются:

совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) едино-личный исполнительный орган (директор или генеральный директор). Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О политических партиях»), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определенные их уставами (положениями).

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

4. Создание юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК). Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: 1)распорядительный, 2)разрешительный и 3)явочно-нормативный.

1)Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица.

2)В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке обра-зуются жилищно-строительные кооперативы.

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

С 1 февраля 2009 года в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" регистрация субъектов хозяйствования (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) осуществляется по заявительному принципу. Декрет N 1 устанавливает, что государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения (подп. 2.1 п. 2), но не раскрывает значение самого термина "заявительный принцип". Вместе с тем анализ отдельных норм Положения о государственной регистрации (пункты 18, 22 - 25) позволяет сделать вывод, что заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования предполагает:

1) подачу заявления о государственной регистрации с подтверждением того, что заявителем (заявителями) соблюдены установленные законодательством требования к создаваемому (реорганизуемому) юридическому лицу (его учредителям (участникам), собственникам имущества, руководителям) и порядку его создания либо к физическому лицу, регистрирующемуся в качестве индивидуального предпринимателя;

2) презумпцию достоверности всех сведений, указанных заявителем (заявителями) в заявлении о государственной регистрации и прилагаемых к нему документах, следовательно, не допускается отказ регистрирующего органа от проверки этих сведений, а также от содержательного анализа уставов коммерческих и некоммерческих организаций (учредительных договоров - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), а также изменений и (или) дополнений в них (ч. 1 п. 22 Положения о государственной регистрации);

3) возможность неосуществления государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующим органом только по формальным и исчерпывающим основаниям (непредставление всех необходимых документов; нарушение требований к оформлению заявления о государственной регистрации, установленных Положением о государственной регистрации; обращение за государственной регистрацией в ненадлежащий регистрирующий орган) (ч. 1 п. 23 Положения о государственной регистрации);

4) возложение на заявителя (заявителей) ответственности за достоверность сведений, указанных в документах, представленных в регистрирующий орган для государственной регистрации субъекта хозяйствования, включая заявление о государственной регистрации (ч. 1 п. 25 Положения о государственной регистрации);

5) возможность признания недействительной государственной регистрации субъекта хозяйствования и взыскания доходов от его деятельности в местный бюджет в случае, если государственная регистрация субъекта хозяйствования осуществлена на основании заведомо ложных сведений (ч. 2 п. 25 Положения о государственной регистрации).

Следует учитывать, что согласно примечанию <**> к подп. 2.1 п. 2 Декрета N 1 заявительный принцип не является универсальным и не применяется при государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.