logo search
КПЕС 28

Роль суда Европейского Сообщества в развитии права Европейского Союза.

Суд Европейских Сообществ (European Court of Justice, Europaeischer Gerichtshof (далее Суд ЕС)) представляет собой особо важный и влиятельный институт европейской интеграции. Согласно учредительным актам (Маастрихтскому Договору о Европейском Союзе 1992 г., Уставу Суда, утвержденному Протоколом, подписанному в Париже в 1951 г. применительно к Суду Европейского объединения угля и стали (далее ЕОУС), Брюссельским Протоколам от 1957 г. применительно к Европейскому Сообществу по атомной энергии (далее Евроатом) и Европейскому Экономическому Сообществу (далее ЕЭС), а также Процессуальному регламенту) Суд Европейских Сообществ относится к числу главных институтов Сообществ и Союза.

Можно сказать, что по сравнению с Европейским Советом, Советом ЕС, Комиссией и Европарламентом Суд ЕС выступает в роли строго специализированного юридического органа неполитического характера. Если в общих чертах определить роль суда в жизни Сообществ, то его деятельность прежде всего направлена на единообразное толкование и применение права Европейских Сообществ по отношению ко всем субъектам права ЕС и на всей территории, подпадающей под юрисдикцию Сообществ; на обеспечение расширения юрисдикции Сообществ. Суду удалось повысить авторитет принимаемых им решений, что привело к появлению важнейшего источника права ЕС - судебного прецедента и способствовало успешному развитию процесса европейской интеграции. Кроме того, Суд ЕС «выступил в роли стража европейского права и взял на себя функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами, институтов между собой по всем вопросам, относительно применения права Сообществ».

Следует отметить, что Суд ЕС значительно отличается от национальных судов, и также не стоит его отождествлять с такими немало известными учреждениями, как Европейский суд по правам человека и Международный суд ООН. Суд ЕС в своей деятельности минимальное значение придает охране свобод индивидов, поскольку такими немаловажными проблемами занимается Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ). Так как все государства - члены Союза являются участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, осуществление которых гарантируется Европейским судом по правам человека, параллельная юрисдикция Суда ЕС оказалась не обязательной. Это помогает Суду ЕС сосредоточиться на своей главной задаче - быть «стражем европейской интеграции» и содействовать ее продвижению. Но это не говорит о том, что Суд ЕС не обеспечивает своей деятельностью охрану прав и свобод личности. Напротив, именно Суд ЕС первым сформулировал в своих решениях положение о том, что личные права и свободы (в том виде, как они зафиксированы в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) являются краеугольным камнем права ЕС. Это говорит о том, что Суд должен контролировать и предотвращать принятие решений и актов на уровне Союза и Сообществ, которые противоречили бы основным принципам, признанным Судом ЕС.

Функции суда: Во-первых, они могут подаваться с целью получить разъяснение смысла норм учредительного договора, а равно правовых актов институтов Европейского Союза и Европейского центрального банка - запросы о толковании (п. «а» и «b» ст. 234 Договора, утверждающего Европейское Сообщество).

Во-вторых, целью преюдициального запроса может служить оспаривание актов вторичного права по причине их вероятного противоречия учредительному договору ЕС - запросы о соответствии Правовых актов институтов и ЕЦБ учредительному договору (п. «b» ст. 234).

Если национальный суд при рассмотрении конкретного дела приходит к выводу, что регламент, директива или другой правовой акт институтов ЕС противоречит «конституции» (учредительному договору), он не вправе сам объявлять «закон» Сообщества недействительным.

В подобных обстоятельствах судебный орган государства-члена приостанавливает разбирательство дела и направляет преюдициальный запрос в Суд Европейских сообществ. По итогам рассмотрения запроса Суд может объявить соответствующий акт не подлежащим применению.

Таким образом, с помощью преюдициальных запросов появляется возможность оспаривать решения институтов и после истечения срока исковой давности для подачи исков об аннулировании, который очень короток (два месяца).

Посредством того же механизма физические и юридические лица могут добиться рассмотрения Судом вопроса о «неконституционности» регламентов и директив, т.е. нормативных актов, которые они не могут оспаривать напрямую.

В-третьих, целью запроса национального суда нередко служит разрешение коллизии между национальным и коммунитарным правом - запросы о соответствии правовых актов государств-членов праву EC.

Данный вид запросов прямо не предусмотрен учредительным договором (они маскируются под запросы о толковании), но широко встречается на практике, когда национальный суд не уверен в противоречии двух правовых систем или не желает самостоятельно, опираясь на принцип верховенства права ЕС, признавать национальный закон не имеющим юридической силы.

В соответствии со ст. 234 Договора о ЕС направлять преюдициальные запросы могут как суды, так и трибуналы государств-членов. Понятие «трибунал» охватывает органы, осуществляющие юрисдикцию по определенным делам, но не входящие в систему судебной власти государств-членов, например Иммиграционный трибунал Великобритании.

Направление преюдициального запроса – право национального суда/трибунала, которое он реализует на любых стадиях процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в деле: истца, ответчика, подсудимого и т.д.

Однако для судов и трибуналов высших инстанций, т.е. для тех «решения которых не подлежат обжалованию в соответствии с национальным правом» (это не всегда верховный или аналогичный суд) направление данного запроса превращается в обязанность (абз. 3 ст. 234 Договора, утверждающего Европейское Сообщество). От этой обязанности они освобождаются только в том случае, когда правовая проблема уже была урегулирована прецедентным правом Суда.

Дела предварительного контроля. В делах предварительного контроля Суд рассматривает правомерность юридических актов еще до их совершения, т.е. на этапе подготовки проекта решения.

Сюда относятся, прежде всего, запросы о соответствии учредительному договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими странами и международными организациями - предварительный «конституционный контроль» международных договоров, аналогичный существующему во Франции.

В соответствии со ст. 300 Договора, утверждающего Европейское Сообщество с необходимым запросом в Суд могут обратиться Совет, Комиссия, а также любое из государств-членов. Ниццкий договор добавил к этому перечню Европейский парламент.

По итогам рассмотрения проекта соглашения Суд выносит заключение. Если заключение положительно, т.е. соглашение признано соответствующим учредительному договору ЕС, то документ может вступить в силу, стать юридически обязательным для Сообщества и всех его государств-членов. В противном случае вступление в силу соглашения ЕС разрешается только после внесения необходимых изменений в текст учредительного договора Сообщества.

Поскольку процедура пересмотра «конституции» Европейского Союза, в том числе Договора о ЕС, весьма сложна и длительна, события чаще развиваются по другому сценарию: изменения вносятся не в учредительный договор Сообщества, а в сам проект международного соглашения, чтобы адаптировать его к требованиям «конституции» ЕС.

С некоторыми оговорками к сфере предварительного контроля Суда можно отнести еще несколько категорий дел (на практике они почти или вовсе не встречаются):

- дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов. Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и на основании обращения заинтересованных государств-членов в случае совершения членом Суда преступления или проступка (ст. 3 Статута 2001 г.);

- дела о снятии иммунитета с имущества Европейских сообществ;

В соответствии со ст. 1 протокола «О привилегиях и иммунитетах» здания и помещения Европейских сообществ являются неприкосновенными. Государства-члены, на территории которых расположено имущество Сообществ, в том числе денежные активы, могут применять к нему меры принудительного характера (например, конфискацию) лишь с разрешения Суда Европейских сообществ, полученного заблаговременно

- проверка законности процедуры привлечения государств-членов к ответственности за нарушение общих принципов конституционного строя (п. «е» ст. 46 Договора о Европейском Союзе в редакции Ниццкого договора).

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Суд ЕС наделен довольно широкими разноплановым кругом полномочий, т.е. он осуществляет функции, характерные для конституционного, административного, гражданского, арбитражного суда. Кроме того Суд выступает и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

Действующие нормативно-правовые акты сравнительно детально - регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и Судом первой инстанции. Преобладающей в этой области тенденцией является расширение компетенции Суда первой инстанции. В исключительном ведении Суда ЕС остаются все дела косвенной юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам и заключения по вопросам толкования и соответствия, которые Суд дает по запросу институтов Союза или государств-членов. Напомним, что в этом случае заключения Суда носят обязательный характер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также дела, сторонами в которых выступают государства - члены ЕС, институты Союза либо государства и институты Союза.

К юрисдикции Суда первой инстанции (далее СПИ) относятся рассмотрение трудовых споров, которое предусмотрено ст. 236 Договора, учреждающего Европейское Сообщество. Он же рассматривает дела, относящиеся к оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся частнопредпринимательской деятельности. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными лицами против институтов Сообществ на основании ст. 230, относящиеся к контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел по ст. 232 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, предусматривающей возможность предъявления иска о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 235 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 288 этого же Договора.

Существенное расширение юрисдикции СПИ было осуществлено решением Совета 93/350 от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в СПИ исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной ответственностью; исков о бездействии, учиняемых частными лицами; а также дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли.

Договор, учреждающий Европейское Сообщество, подтверждая на уровне учредительного акта существование СПИ, предусматривает возможность дальнейшего расширения его юрисдикции на основе единогласного решения Совета по предложению Суда ЕС и после консультации с Парламентом и Комиссией (ст. 225 Договора). Та же статья Договора о ЕС специально оговаривает, что дела, рассматриваемые в преюдициальном порядке, не могут входить в юрисдикцию СПИ. Следует, очевидно, добавить, что в случае ошибочного выбора инстанции для предъявления иска заинтересованной стороной ошибка может быть исправлена непосредственно судебной администрацией без рассмотрения дела по существу Судом ЕС или СПИ. В основном такие вопросы решаются на уровне грефье.