logo
КПЕС 28

Политика вто и её международно-правовая основа.

Правовой основой ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле - 1994 (ГАТТ - 1994) (General Agreement on Tariffs and Trade - 1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade - Related Aspects on Intellectual Property Rights - TRIP'S), а также Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей - ТРИМС (Agreement on Trade Related Investment Measures). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран - членов. Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения торговых споров. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран - членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. ВТО получила полный правовой статус международной организации. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

1) таможенно - тарифное регулирование;

2) антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

3) использование субсидий и компенсационных мер;

4) нетарифные ограничения;

5) количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

6) деятельность государственных торговых предприятий;

7) таможенные союзы и зоны свободной торговли;

8) таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

9) внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

10) защитные меры в торговле;

11) технические барьеры в торговле;

12) санитарные и фитосанитарные меры;

13) правила происхождения товара;

14) торговля услугами;

15) торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

16) торговля текстилем и одеждой;

17) торговля сельскохозяйственной продукцией;

18) осуществление правительственных закупок;

19) торговля гражданской авиатехникой;

20) торговые аспекты инвестиционных мер;

21) международная торговля и защита окружающей среды.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ - 94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, которое было принято в результате Уругвайского раунда переговоров.

При этом ГАТТ - 94 является обязательным для членов, участвующих в договоре. Тогда как положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ - 47) применялись лишь в степени, максимально совместимой с законодательством государств - членов (в силу Протокола о временном применении ГАТТ - 47). Таким образом, был устранен один из основных недостатков ГАТТ - 47.

Договоры, смежные с ГАТТ, вошли в ГАТТ - 94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также являются обязательными для всех членов ВТО. Тем самым было покончено с практикой, когда в разных соглашениях, выработанных до Уругвайского раунда, интерпретировавших ряд важных статей ГАТТ - 47, участвовали разные страны и, когда положения этих договоров были обязательны только для стран, участвовавших в них. Например, в Соглашении о таможенной стоимости (так называемом Кодексе по таможенной стоимости) приняло участие 12 государств, а в Кодексе по субсидиям участвовало 13 стран.

Посредством создания многосторонней системы торговли ГАТТ - 94 ставит своей задачей обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в условиях справедливой конкуренции.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Основным содержанием Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) является обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности при осуществлении международной торговли. Важно отметить, что государства - члены ВТО, не являющиеся сторонами наиболее значимых соглашений (таких, например, как Парижская конвенция по защите промышленной собственности 1967г.; Бернская конвенция по защите литературных и художественных произведений 1971г.) обязаны применять данные международные договоры в соответствии с ТРИПС. Кроме того, нормы ТРИПС в отношении всех видов прав на интеллектуальную собственность обязательны для исполнения всеми странами - участницами. Такой подход обеспечивает единство правового режима независимо от того, является ли страна участницей соответствующего международного договора или нет.

В рамках ТРИПС участники Соглашения обязаны принять на себя обязательства в отношении:

- авторских и смежных прав;

- товарных знаков;

- использования географических названий;

- промышленных образцов;

- патентов;

- топологии интегральных микросхем;

- защиты конфиденциальной информации.

Важно отметить, что Соглашение предполагает создание целой системы контроля в отношении установленного правового режима на всех уровнях.

На национальном уровне: государства обязаны создать национальные механизмы по охране прав на интеллектуальную собственность. Национальным законодательством должны быть предусмотрены средства и механизмы подобной защиты. Должен быть создан процедурный механизм, позволяющий таможенным органам государства не выпустить товар для свободного обращения в связи с обоснованной жалобой лица - собственника прав на интеллектуальную собственность о нарушении его прав (например, сообщение о том, что товар является поддельным). Особое внимание в системе национального контроля ТРИПС уделяет судебной системе.

Контроль на уровне ВТО осуществляется посредством Совета по Торговым Аспектам Прав на Интеллектуальную собственность. Страны - участницы обязаны информировать Совет обо всех законах, подзаконных актах, процедурах, входящих в компетенцию Соглашения.