logo
КПЕС 28

Принципы свободного движения капитала.

Вплоть до середины XX века регулирование движения капитала в европейских странах осуществлялось исключительно на национальном уровне. Каждое государство самостоятельно определяло порядок и формы регулирования движения капитала. Трансграничные финансовые потоки регламентировались двусторонними соглашениями или нормативными документами международных организаций.

Однако после окончания второй мировой войны в результате бурного развития торговли между странами и, соответственно, резкого увеличения межгосударственных финансовых потоков выявилась негативная финансовая взаимозависимость, выразившаяся в возникновении отрицательного сальдо платежного баланса у основных стран-импортеров. Для выхода из кризиса таким странам требовались существенные финансовые вложения, которые они могли получить только в форме внешних заимствований. В этих условиях межгосударственные потоки частного капитала и либерализация трансграничного движения капитала стали рассматриваться международными экономическими организациями как альтернативный источник внешнего финансирования.

Начавшееся европейское строительство должно было отражать существующие тенденции. Основной целью Договора об учреждении Европейского Экономического Сообщества, подписанного в Риме 25 марта 1957 года, стало создание единого пространства (общего рынка), внутри которого смогут беспрепятственно перемещаться физические лица, товары, капиталы и услуги.

Первоначально процесс либерализации движения капитала обусловливался только обеспечением нормального развития других свобод общего рынка и был очень осторожным, но с 1980-х годов XX века в рамках Европейского сообщества процесс либерализации движения капитала и введение единого регулирования финансовых потоков внутри Европейского сообщества и в рамках отношений с третьими странами ускорились. Положения учредительных документов Европейского сообщества, посвященные свободному движению капитала, получили прямое действие только с 1 января 1994 года.

Свободу движения капитала можно определить как основополагающий принцип общего рынка, представляющий собой совокупность прав и обязанностей граждан Европейского Союза и юридических лиц, зарегистрированных в Европейском союзе (а в некоторых случаях - иностранных лиц), связанных со свободным перемещением капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами, с учетом ограничений, предусмотренных правом Европейского Союза.

Свобода движения капитала в системе свобод общего рынка осуществляет три взаимосвязанные функции, которые формировались и изменялись в ходе создания общего (внутреннего) рынка Европейского Союза:

- обеспечительную, поскольку она содействует реализации других свобод, прежде всего - свободы передвижения услуг;

- регулятивную, поскольку она регламентирует общественные отношения, возникающие в ходе перемещения денежных средств внутри Европейского Союза и между Союзом и третьими странами;

- охранительную, поскольку в значительной мере служит защитой внутреннего рынка Европейского Союза от внутренних и внешних негативных экономических воздействий.

Существующие ограничения свободы движения капитала можно классифицировать следующим образом:

- общие исключения, предусмотренные Учредительным договором;

- специфические исключения, предусмотренные Учредительным договором в отношении свободы движения капитала;

- специфические исключения, связанные со свободой учреждения;

- исключения по мотивам «общих интересов», основанные на прецедентном праве Суда Европейских сообществ;

- горизонтальные исключения, существующие в рамках регулирования других отраслей права Европейского Союза или в различных секторах экономической деятельности, связанные со спецификой деятельности в таких секторах.

Принцип свободного движения капитала не исключает надзорную роль государств-членов и Европейского Союза за движением капитала. Потребность в осуществлении постоянного надзора связана с существенным влиянием свободы движения капитала на экономику государств-членов и Европейского Союза в целом, и обусловлена необходимостью защиты от кризисов, связанных с чрезмерной либерализацией такой свободы и злоупотребления свободой в преступных целях деятельности. Надзорная роль должна сохраниться независимо от развития экономических отношений и стабильности в Европейском Союзе. Могут быть введены новые ограничения движения капитала в связи с усилением надзора в рамках борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем и финансирования терроризма

Одним из существующих значительных ограничений трансграничного движения капитала в Европейском Союзе является сохранение «специальных прав» государств-членов в приватизированных компаниях. В настоящее время, государства-члены могут осуществлять эффективный контроль в стратегически важных экономических сферах и приватизированных компаниях путем регулирования этих сфер, а не сохранением «специальных прав».

Принципы свободы платежей: понятие, содержание.

«Конвенция об учреждении европейской ассоциации свободной торговли» (заключена в г. Стокгольме 04.01.1960) в ст. 41 указывает, что текущие платежи, касающиеся передвижения товаров, лиц, услуг или капиталов между Договаривающимися сторонами должны быть освобождены от любых ограничений.

Свободе осуществления платежей присуща техническая функция в системе других свобод внутреннего рынка. Указанная свобода является вспомогательной по отношению к другим свободам и была провозглашена только для обеспечения их нормального функционирования.