Европейская Комиссия как основной институт, ответственный за проведение антимонопольной политики ес. Правила конкуренции ес. Понятие предприятия в ес.
Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.
В ее состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.
Общеизвестно, что произошло расширение Европейского союза в сторону Восточной Европы. Правила конкуренции ЕС применяются теперь в 25 странах-участницах Евросоюза и распространяются на японские и американские компании, а также иные организации, которые обслуживают клиентов или другие компании внутри Европейского сообщества.
Существует два основных положения закона ЕС “О конкуренции”, регулирующие взаимоотношения между компаниями. Первое — это ст. 81 Договора ЕС, которая гласит, что все соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и совместные действия, влияющие на торговлю между странами-участницами и следствием которых являются препятствия, ограничения или искажения конкуренции общего рынка, запрещаются.
Если существуют ограничения конкуренции, то существуют и правила этого ограничения. Поэтому если происходит нарушение, то Европейская Комиссия имеет право вмешаться в соглашение, существующее между компаниями не только в формальном письменном, но и в так называемом “джентльменском соглашении”, которое могут иметь два конкурента или два партнера между собой.
С другой стороны, эти Правила управляют также международными договорами, такими как Конвенция ВПС, и каждая из стран-участниц ЕС подписала эту Конвенцию с оговоркой о том, что она может переписывать некоторые ее положения, которые касаются правил конкуренции в отношении рынка Европейского сообщества.
В либерализованных секторах Комиссия может вмешиваться только в конкуренцию, которая присутствует в либерализованном рынке в части трех основных позиций:
горизонтальные соглашения (если стороны владеют минимум 10 % доли рынка);
вертикальные соглашения, которые существуют между компаниями на разных уровнях цепочки поставок, и при этом, если стороны владеют, по крайней мере, 15 % доли рынка;
агрессивные ограничения, которые всегда запрещались Европейской Комиссией независимо от долей, которые имеют компании (например, установление цены).
Эти ограничения будут применяться для либерализованного рынка, что и является реальностью в Европейском сообществе среди почтовых операторов, а также на рынках ЕС, которые либерализованы и где существует активная конкуренция.
Несмотря на то, что Европейская Комиссия имеет общие правила ограничений, которые применяются в почтовом секторе ЕС, существуют некоторые преимущества в заключении соглашений, если те активны и направлены на обеспечение интересов потребителей. Комиссия снимает эти ограничения в случае, если существует определенный прогресс у оператора, соглашение благоприятствует потребителям и способствует производственному, техническому или экономическому прогрессу.
Соглашения не должны мешать конкуренции, которая существует на рынке.
В дополнение к ст. 81 есть еще ст. 82 Договора ЕС, потому что конкуренция определяется не только между предприятиями, а также общим поведением компаний, которые также могут быть ограничены в своих позициях на рынке. Одностороннее поведение фирмы, злоупотребляющей своим положением на рынке, также может ограничивать конкуренцию. Поэтому по определенным причинам эти правила не могут быть в достаточной мере применены на либерализованных рынках для почтовых операторов, которые имели значительные доли на этих рынках и в большинстве случаев даже доминирующую позицию.
Каждый национальный почтовый оператор может иметь господство на рынке. Что такое господствующая позиция? В плане общего руководства, если компания имеет долю рынка около 40 %, она рассматривается как доминирующая. Юридический тест, который это определяет, состоит в том, насколько компания может действовать независимо от конкурентов и, в конечном счете, от потребителей. Обычно ст. 82 касается только компаний, у которых доля рынка составляет 40 и более процентов, но это может происходить даже тогда, когда доля ниже.
Когда есть господствующее положение, это не означает, что нарушаются Правила. Злоупотребление может принимать форму навязывания несправедливых цен потребителям (например, слишком высоких), дискриминационных цен (выставляются одному и тому же потребителю, но могут быть разными). Кроме того, злоупотребление может выражаться в отказе производить продажу товаров и услуг определенным клиентам, или связанных с ними продуктов (например, вы предоставляете только один вид услуг, а связанную с нею услугу не оказываете).
8.3.Понятие рынка.
Создание единого Европейского рынка имеет ряд преимуществ для стран-участниц.
Оборот единого рынка составляет почти 40% объема мировой торговли. Такой огромный рынок обеспечивает потребителям больший выбор, численность которых составляет почти 380 миллионов.
Усиление конкуренции и либерализации единого рынка привели к существенному снижению цен. Например: деятельность дешевых авиакомпаний, таких как Easyjet была бы невозможна без единого рынка. Кроме того, для авиакомпаний исчезла проблема национальных границ. Это позволило British Airways стать второй по величине авиакомпанией во Франции.
Единый рынок обеспечивает более высокую защиту потребителей, например все игрушек, продаваемые в ЕС, должны быть безопасны для детей.
Принцип взаимного признания стандартов Единого рынка означает, что производители государств-членов могут продавать свою продукцию по всей Европе без дорогостоящих повторных испытаний в каждой стране.
Понятие концентрации .
Недавно в Брюсселе проходила конференция Европейского Союза, посвященная такой важной теме, как контроль за экономической концентрацией в ЕС (Merger Control Conference). С докладами на конференции выступили член Еврокомиссии по вопросам защиты конкуренции Марио Монти, генеральный директор Генеральной дирекции Европейской комиссии по защите конкуренции Филипп Лоу и президент Суда ЕС первой инстанции Бо Вестердорф.
Среди более чем 600 участников конференции были представители всех западноевропейских юридических фирм, работающих в сфере антимонопольного права. Украину представляли юристы Игорь Шевченко и Игорь Свечкарь из юридической фирмы «Шевченко, Дидковский и Партнеры».
Основной темой конференции стало обсуждение новых подходов Еврокомиссии, обнародованных в ее последней Зеленой Книге (Green Paper), которые станут фундаментом очередной реформы правового регулирования в сфере контроля за экономической концентрацией в Европейском Союзе. Особое внимание было уделено на конференции и нашумевшим делам о концентрации компаний Tetra Laval, Airtours и Schneider, решения по которым были приняты Судом ЕС первой инстанции незадолго до начала конференции.
Член Еврокомиссии по вопросам защиты конкуренции Марио Монти и его команда единым фронтом выступили на защиту новых принципов правового регулирования в сфере контроля за экономической концентрацией в Европейском Союзе, заложенных в Зеленой Книге. Эта позиция особенно заметна на фоне некоторых высказываний должностных лиц Еврокомиссии о внутренних разногласиях в этом регулятивном органе, которые просочились в прессу, а также беспрецедентной критики в адрес Монти и Генеральной дирекции Европейской комиссии по защите конкуренции в связи с решением по делу компании Tetra-Laval Sidel. Марио Монти, в частности, сказал: «Я считаю, что когда-нибудь, оглядываясь в прошлое, мы скажем, что эти решения, какими бы болезненными они ни были, приняты в нужный момент. И из этих решений необходимо извлечь урок». Реакция юристов на такое заявление была позитивной. Алек Бернсайд, партнер компании Linklaters, сказал: «От нас зависит поддержка и помощь Еврокомиссии, которая в целом сделала много хорошего». Его точку зрения поддержали многие участники конференции.
Участники конференции высказали свое мнение о временных рамках проведения расследований дел о концентрации. Введение процедуры предварительного уведомления о концентрации было воспринято собравшимися позитивно, причем Грэг Ольсен, партнер компании Jones Day, назвал это шагом вперед. Однако Бертранд Лово, партнер компании Slaughter and May, заметил, что, несмотря на свою полезность, процедура предварительного уведомления о концентрации будет применяться скорее в частных, чем в публичных транзакциях. Марио Монти также отметил, что продление на три недели второго этапа расследования дел о концентрации позволит более тщательно рассмотреть аргументы стран — членов ЕС и компаний в защиту планируемой концентрации. Более того, в сложных делах о концентрации по просьбе Еврокомиссии или компании также будут предоставляться дополнительные четыре недели на втором этапе рассмотрения таких дел.
Несмотря на слухи о междоусобной вражде между членами Еврокомиссии и Европарламента, на конференцию были приглашены, чтобы выразить свою точку зрения, и представители Суда ЕС первой инстанции. Бо Вестердорф осторожно высказывался о роли этого суда в будущем, как бы отвечая на комментарий Марио Монти о том, что «на практике Суд ЕС первой инстанции стал специализированным судом по вопросам антимонопольного права». Бо Вестердорф парировал на это: «Мы больше не являемся исключительно судом по вопросам антимонопольного права», и предупредил, что он сомневается в том, что суд сможет ускорить рассмотрение дел о концентрации.
Второй день работы конференции был посвящен вопросам коллективного доминирования, реальным и семантическим различиям теста на доминирование (dominance test) и теста на существенное уменьшение конкуренции (SLC test), а также непредвзятости при рассмотрении дел органами Еврокомиссии и Суда ЕС первой инстанции.
Процесс реформ, обусловленный последними решениями Суда ЕС первой инстанции, дает Еврокомиссии реальную возможность продемонстрировать всему миру свое лидерство в унификации подходов к международному рассмотрению дел о концентрации. Марио Монти и Филипп Лоу показали свою готовность внести предложения по инновационным изменениям системы международного контроля за концентрацией. Европейский Союз и отдельные страны — члены ЕС намерены динамично реагировать на необходимость законодательных изменений.
Украина в ближайшей перспективе не может рассчитывать на вступление в ЕС, однако отечественное законодательство в сфере контроля за концентрацией в целом приближается к европейской модели. В положениях действующего Закона Украины «О защите экономической конкуренции» заметно влияние немецкого «Акта против ограничения конкуренции». Однако при определении влияния той или иной транзакции на конкуренцию украинское законодательство ограничивается пока лишь только зафиксированными в законе экономическими показателями деятельности участников концентрации, тем самым зачастую требуя разрешений Антимонопольного комитета Украины на безобидные для конкурентной среды транзакции и выпуская из поля зрения по-настоящему опасные. Вместе с тем установление таких норм исключает для АМКУ возможность менять «правила игры», как это сделала Еврокомиссия путем введения в действие достаточно сложного и двусмысленного теста на существенное ограничение конкуренции вместо однозначного и прозрачного теста на доминирование.
- Т.В. Синявская коммерческое право европейского сообщеСтВа
- Санкт-Петербург
- Тема 1. Понятие коммерческого права европейского сообщества
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права европейскрго сообщества
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках европейского сообщества……………………...
- Тема 6. Понятие свободы передвижения товаров в ес…………………………………………………………………………………………………….
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Тема 10. Коммерческое право германии
- Введение
- Тема 1. Понятие Коммерческого права Европейского Сообщества
- 1.1.Предмет правового регулирования коммерческого права.
- Право Европейского сообщества.
- Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза.
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права Европейского Сообщества
- Общие и специальные принципы.
- Источники вторичного права.
- Роль суда Европейского Сообщества в развитии права Европейского Союза.
- Международный договор как источник права Европейского Сообщества.
- Тема 3. Экономическое сотрудничество в рамках Европейского Сообщества
- 3.1 Понятие экономического сотрудничества в рамках ес.
- 3.2.Предмет экономического сотрудничества.
- Первые попытки Европейской интеграции и факторы ее развития.
- Тема 4. Роль Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота
- Суд Европейских Сообществ.
- 4.3. Должностные лица, руководящие должности, депутаты.
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках Европейского Сообщества
- Европейский центральный банк.
- Бюджетная политика ес и её влияние на экономику ес.
- Евро как единая европейская валюта.
- Тема 6. Понятие свободы передвижения товаров в Европейского Сообщества
- Национальная безопасность как основание к ограничению свободы передвижения товаров.
- Принцип свободного передвижения товаров и услуг: понятие, содержание.
- Принципы свободного движения капитала.
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Торговые товарищества в праве ес.
- Организация пно (партнерство с неограниченной ответственностью).
- Акционерное общество.
- Тема 8. Правовое противодействие недобросовестной конкуренции в Европейском Сообществе.
- Цели и задачи антимонопольной политики ес.
- Антимонопольная политика ес.
- Европейская Комиссия как основной институт, ответственный за проведение антимонопольной политики ес. Правила конкуренции ес. Понятие предприятия в ес.
- Тема 9. Торговые отношения стран Европейского Сообщества с другими государствами
- Внешняя торговля стран ес.
- Правовые основы деятельности вт.
- Политика вто и её международно-правовая основа.
- Тема 10. Коммерческое право Германии
- Система источников коммерческого права Германии.
- Юридические лица.
- Тема 11. Коммерческое право Франции
- Система и источники коммерческого права Франции.
- Основной (первичный) источник права.
- Источники торгового права
- Тема 12. Коммерческое право Англии
- Система и источники коммерческого права Англии.
- Исполнение договора в английском праве.
- Заключение
- Тестовые задания
- Тема 1. Понятие Коммерческого права Европейского Сообщества
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права Европейское Сообщество
- Тема 3. Экономическое сотрудничество в Европейском Сообществе
- Тема 4. Роль институтов Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках Европейского Сообщества
- Тема 6. Свобода передвижения лиц, товаров, услуг и капиталов в Европейском Сообществе и за его пределы
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Тема 8. Правовое противодействие недобросовестной конкуренции в Европейском Сообществе
- Тема 9. Торговые отношения стран Европейского Сообщества с другими государствами
- Тема 10. Коммерческое право Германии
- Тема 11. Коммерческое право Франции
- Тема 12. Коммерческое право Англии
- Список литературы
- 1. Учредительный договор Европейского Сообщества
- 2. Протоколы к Договору, учреждающему Европейское сообщество:
- 3. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы:
- Часть II. Хартия Сообщества об основных правах
- Часть III. Политика и функционирование Сообщества
- Часть IV. Общие и заключительные положения
- 4. Протоколы, прилагаемые к Договору, устанавливающему Конституцию для Европы:
- 5. Приложения к Договору, устанавливающему Конституцию для Европы:
- 6. Заключительный акт
- 7. Декларации, прилагаемые к Заключительному акту
- 8. Нормативные акты о свободе передвижения товаров, лиц и услуг:
- 9. Нормативные акты об Экономическом и Валютном союзе:
- 9.1.Основная литература
- 9.2. Дополнительная литература
- Терминологический словарь