logo
КПЕС 28

Основной (первичный) источник права.

Во французском языке слово "закон" имеет два значения.

Материальный закон - закон в широком смысле слова включает нормы международного и государственного права. Такие нормы во Франции устанавливаются Конституцией V Республики, а также постановлениями мэра, директоров департаментов, решениями директоров больниц или заведующих детским садом.

В порядке исключения законно составляют основные принципы республиканского законодательства, сформулированные Конституционным советом, и общие принципы права, сформулированные Государственным советом.

Более или менее полный список материального закона, являющегося основным источником французского права, включает более двадцати нормативных категорий:

1. Конституция V Республики.

2. Международные договоры и соглашения, ратифицированные или одобренные полномочиями государственных инстанций.

3. Общеевропейские нормы.

4. Основные принципы законодательства Республики, формулируемые Конституционным советом.

5. Формальные законы (loi) - референдумные законы (lois referendaires), конституционные законы (lois organiques), обычные законы (lois parlamentaires) и кодекс (Code) - совокупность взаимоувязанных законов или административных актов (de texts administratif), относящихся к определенной области права или данному предмету правового регулирования.

6. Общие принципы права, формулируемые Государственным советом (principes generaux).

7. Ордонансы (ordonnances).

8. Указы Премьер-министра или Президента, включая указы, одобренные в Государственном совете, и обычные указы (Decrets du Premier minister ou du President de la Republique - decrets en Counseil d'Etate simples).

Указы или декреты являются нормативно-распорядительными решениями, подлежащими исполнению всеми или конкретными лицами, парафированные Президентом или Премьер-министром страны.

9. Постановления министров, циркуляры (Arretes ministeriels, Circulare), представляющие собой служебные инструкции, адресованные вышестоящей административной инстанцией нижестоящим инстанциям с целью руководства деятельностью последних в области применения ими законов и нормативных актов (de lois et des reglements).

10. Постановления префектов (Arretes prefectoraux).

11. Постановления или решения руководителей административных округов и департаментов (Arretes ou decisions des directeurs administratifs regionaux ou departamentaux).

12. Постановления или решения начальников различных государственных административных служб.

Понятием Arrete обозначаются разнообразные постановления, распоряжения, подлежащие исполнению как административно-распорядительные акты, принятые министрами или руководителями органов исполнительной власти.

13. Решения окружных Советов (постановления председателей окружных Советов) (Deliberations des conseils regionaux).

14. Решения Генеральных Советов (постановления председателей).

15. Решения муниципальных Советов (муниципальные постановления) (Acte), употребляемые по отношению к письменному документу, принимаемому для установления, учреждения, введения или определения данной юридической ситуации.

16. Постановления и решения начальных административных служб местных коллективов.

17. Постановления судебных органов (Arret), употребляются в качестве наименования судебного решения, приговора, вынесенного судами второй инстанции.

18. Нормативные договоры (Contracts), являющие собой вид соглашения (Convention), в соответствии с которым формулируются и принимаются определенные обязательства, имеющие юридические последствия .

Что касается формального закона, то здесь речь идет о нормах как общего, так и частного характера, сформулированных органами законодательной власти.

Выделяют следующие виды формального закона:

1. Конституции.

2. Референдум.

3. Парламентские законы (конституционные, органические, обычные).

Если инициатива принятия закона исходит от правительства, то это - законопроект, если от депутата - законопредложение.

Публикация самых важных актов производится в официальных изданиях - сборниках административных актов (Journal official, Bulletin official). Практикуется также вывешивание на соответствующем табло "нормативных объявлений" или уведомление заинтересованных лиц о решениях, касающихся конкретных граждан. Данные требования установлены положениями Законов от 17 июля 1978 г. и от 12 апреля 2000 г. и производятся в рамках реализации программы включения Франции в Общество информатизации (RAGSI), созданное в 1998 г. Общество основано в целях способствования активному использованию гражданских прав и развитию промышленности и информатизации рынка.

Распространение правовых документов - услуга всеобщего назначения.