logo
КПЕС 28

Тема 4. Роль Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота

    1. Европейский парламент.

Роль Европарламента предопределяется объемом его полномочий и тем, насколько активно он участвует в жизни Европейского союза, как использует предоставленные ему полномочия. Оценивая ситуацию под этим углом зрения, нельзя не отметить, что Европарламент активно стремится к самоутверждению. Но ему еще не хватает власти. Его роль в институционной системе все еще занижена. В Европейском союзе пока еще нет системы сдержек и противовесов, характерной для государственного строя его членов. Нет в нем и своей политической системы, в первую очередь европейских политических партий, что негативно сказывается на деятельности Европарламента, которому без всего этого трудно быть аналогом законодательной власти и практически невозможно подняться на уровень «классического» парламента.

В настоящее время Европарламент ушел от модели органа международной организации, но еще не стал полноценным парламентом. Незавершенность его развития столь очевидна, что не нуждается в особых доказательствах. Достаточно сказать в самой общей форме, что Европарламент оказался прямо подключенным к процессу принятия многих важных решений, но масштабы его участия в этом процессе еще ограничены, узки. В то же время направление развития Европарламента определилось. Не столь уже далеко то время, когда монополия Комиссии на разработку проектов важнейших актов будет окончена и Европарламент станет в полной мере осуществлять право законодательной инициативы. Будет преодолен и еще один главный барьер: принятие «законов» перейдет от Совета к Европарламенту.

О том, что роль Европарламента уже сегодня возрастает, а существующее ныне его несоответствие парламентским меркам со временем будет успешно преодолено, свидетельствует все усиливающееся внимание как политических кругов, так и большого бизнеса к его деятельности. Появились и повышают свою активность лоббистские группы, нацеленные на продвижение тех или иных решений в Европарламенте. Многие из них официально зарегистрированы в таком качестве. Сессии Европарламента стали больше и полнее освещаться в средствах массовой информации.

Небезынтересно, что динамика развития Европарламента отразилась на его определении в литературе. Точнее говоря, речь идет не столько о многообразии определений, сколько о их почти полном отсутствии. Можно даже сказать, что сегодня официального определения Европарламента вообще нет. Формально он никак не называется ни в учредительных договорах, ни в Едином европейском акте, ни в Маастрихтском договоре, ни в Амстердамском договоре.

В этих документах нет даже намека на то, что он является высшим органом законодательной власти. В Маастрихтском договоре сказано на редкость нейтрально: Европейский парламент состоит из представителей народов государств, объединившихся в Сообществе, - он осуществляет полномочия, возложенные на него Договором (ст. 137).

Это, конечно, лишь очень слабая констатация одного из качеств Европарламента. Но, с другой стороны, подобная характеристика не перекрывает движения, и следовательно, оставляет большой простор для придания Европарламенту новых полномочий, роста его влияния и превращения в настоящий парламент.

Влияние Европарламента на законодательный процесс в рамках Европейского союза заметно возросло. Расширились его консультативные и надзорные функции. В целом у Европарламента прибавились скорее функции ограничивающего, негативного характера. Европарламент оказываем заметное влияние на назначение председателя Комиссии. Если раньше перед таким назначением нужно было лишь запросить мнение Президиума Европарламента, а затем и самого Европарламента, - то в последние годы роль Европарламента была заметно повышена. Регламент Европарламента предусматривает, что после согласования правительствами государств-членов кандидатуры председателя Комиссии, председатель Европарламента приглашает кандидата выступить со своим заявлением на пленарном заседании Европарламента. После этого выступления проводится обсуждение. Совет приглашается принять участие в таком обсуждении.

Амстердамский договор внес существенные коррективы в установленный ранее порядок назначения председателя Комиссии. О консультационной природе мнения Европарламента больше говорить не приходится. Европарламент получил четкое и определенное право утверждения председателя Комиссии.

Что касается других членов Комиссии, то процедура рассмотрения кандидатов на эти посты во многом схожа с процедурой рассмотрения кандидатуры на пост председателя Комиссии. Разница проявляется лишь в том, что кандидаты выступают со своими заявлениями не па пленарном заседании, а в соответствующих комитетах Европарламента.

Совет Европейского союза (иногда в официальных документах «Совет» (Consilium), а неофициально «Совет министров» (Council of Ministers) — наряду с Европейским парламентом, один из 2-х законодательных органов Европейского союза. В «Совет» входят министры правительств стран-членов Европейского союза в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Совет общих дел занимается наиболее важными из вопросов, входящих в компетенцию Совета. Он состоит из министров иностранных дел государств-членов. Вопросами охраны труда занимаются соответствующие министры государств-членов, ведающие охраной труда - министры труда или социального обеспечения.

Обычно каждый совет проводит не менее двух официальных заседаний и одной неофициальной встречи в течение одного председательского срока. Совет может собираться одновременно в разных составах.

В Совете представлен один министр из каждого государства-члена. Число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны.

Законы об охране труда подтверждаются на Совете квалифицированным большинством. Все выдвигаемые на Совете вопросы обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов (Coreper), состоящем, в основном, из послов.

Подготовка вопросов, до рассмотрения их в Комитете постоянных представителей, ведется в комитетах и рабочих группах. В обсуждении вопросов в рабочих группах участвуют эксперты центральных администраций и представительств стран-членов ЕС. В рабочих группах все предложения проходят тщательную проверку, и в Комитет постоянных представителей передаются лишь те вопросы, о которых не достигли единогласия в рабочих группах. Согласованные вопросы, как правило, не рассматриваются Комитетом постоянных представителей. Из Комитета постоянных представителей на специальное рассмотрение Советом переходят лишь вопросы, оставшиеся открытыми в Комитете постоянных представителей. С точки зрения Совета главный упор в процессе принятия решений делается на подготовке вопросов в рабочих группах. В них представители стран-членов, естественно, действуют в рамках полномочий, предоставленных их министрами.

Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

В ее состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения ЕС должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.