Суд Европейских Сообществ.
Положения учредительных договоров, касающиеся Суда европейских сообществ, оказались в числе наиболее устойчивых. Не подверглась изменениям и статья, определяющая назначение Суда: «Суд обеспечивает сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора» (ст. 31 Договора о ЕОУС, ст. 164 Договора о ЕЭС, ст. 36 Договора о Евратоме).
Право сообществ понимается в этой статье как:
1) совокупность учредительных договоров, т.е. первичное право;
2) вторичное право, основанное на учредительных договорах;
3) международные договоры, заключенные сообществами в соответствии с учредительными договорами, т.е. то же вторичное право;
4) общепризнанные принципы права.
В Амстердамском договоре юрисдикция Суда была расширена таким образом, что в нее вошли вопросы сотрудничества государств—членов Европейского союза в рамках «третьей опоры» — в сфере правового сотрудничества и внутренних дел. Речь идет о предварительных решениях по вопросу о юридической силе и интерпретации структурных и иных решений, интерпретации конвенций, а также о юридической силе и интерпретации мер по их применению.
В соответствии с действующими правовыми актами Суд рассматривает на своих заседаниях следующие виды исков:
1) Иски Комиссии к государствам-членам, уклоняющимся от выполнения каких-либо обязательств, возложенных на них учредительными договорами. Предварительно Комиссия должна каждый раз давать мотивированное заключение по такому поводу, предоставив заинтересованному государству-члену возможность высказать свои соображения. Только в случае, если государство-член, о котором идет речь, оставит без внимания заключение Комиссии в течение определенного срока, установленного Комиссией, она может обратиться в Суд.
2) Иски государств-членов к другим государствам-членам, которые, по их мнению, уклоняются от выполнения обязательств по учредительным договорам. Обращению в Суд одного государства-члена с иском к другому государству-члену, основанное на предполагаемом нарушении этим последним обязательств, вытекающих из учредительных договоров, должно предшествовать предварительное обращение в Комиссию по данному вопросу.
3) Иски, связанные с осуществлением надзора за законностью актов, принятых совместно Европарламентом и Советом, актов Совета, Комиссии и Единого европейского банка, исключая рекомендации и заключения, а также актов Европарламента, предназначенных оказать правовое воздействие на третьи страны. С этой целью Суд рассматривает иски, возбужденные Советом или Комиссией по мотивам отсутствия компетенции, нарушения существенных требований процедурного характера, нарушения учредительных договоров или правовых норм, связанных с их выполнением, или злоупотребления властными полномочиями.
4) Иски, предъявляемые Европарламентом и Европейским инвестиционным банком с целью защиты своих прерогатив.
5) Иски физических или юридических лиц, оспаривающих решения, которые приняты персонально в отношении того или иного лица, а также решения, адресованные другому лицу, но тем не менее непосредственно затрагивающие первое лицо.
6) Иски, касающиеся возмещения ущерба в соответствии с внедоговорной ответственностью сообществ. В этом случае Сообщество, согласно общим принципам права, действующим во всех государствах-членах, возмещает ущерб, причиненный его институтами или служащими при исполнении ими своих обязанностей. Те же самые правила действуют в отношении ущерба, причиненного Европейским инвестиционным банком или его служащими при исполнении ими своих обязанностей.
7) Иски, предъявляемые Административным советом Европейского инвестиционного банка к государствам-членам в связи с выполнением ими обязательств, вытекающих из Устава Европейского инвестиционного банка.
8) Иски государств-членов, Комиссии и Административного совета Европейского инвестиционного банка по поводу решений Совета управляющих этого банка.
9) Иски государств-членов и Комиссии по поводу решений Административного совета Европейского инвестиционного банка. (Такие иски могут вноситься в Суд только в связи с несоответствием процедуре, предусмотренной Уставом Банка.)
10) Иски, предъявляемые Советом Европейского центрального банка к национальным центральным банкам в связи с выполнением ими обязательств, вытекающих из Маастрихтского договора и Устава Европейской системы центральных банков.
Все большее место в деятельности Суда занимает принятие решений в преюдициальном порядке (предварительные решения). Соответствующие полномочия Суда предусмотрены в статье 177 Договора о ЕЭС, статье 150 Договора о Евратоме и (в несколько ином изложении) в статье 41 Договора о ЕОУС. Суд полномочен принимать такие решения по вопросам, касающимся:
а) толкования учредительных договоров;
б) действительности и толкования актов, принимаемых институтами и другими органами сообществ и Европейским центральным банком;
в) толкования уставов организаций, создаваемых Советом, если таковое предусмотрено этими уставами.
Если подобный вопрос встанет перед каким-либо судом одного из государств-членов и этот суд сочтет необходимым иметь соответствующее разъясняющее решение Суда сообществ, чтобы принять собственное решение по данному вопросу, он может обратиться в Суд сообществ с просьбой вынести требующееся ему на этот счет решение.
Если один из этих вопросов возникает в деле, находящемся на рассмотрении в судебной инстанции какого-либо из государств-членов, решение которой в соответствии с национальным правом не подлежит обжалованию, то в этом случае обращение данной судебной инстанции в Суд сообществ является обязательным.
Отдельное направление в деятельности Суда европейских сообществ — рассмотрение арбитражных дел. Суд компетентен принимать решения на основе арбитражной оговорки, содержащейся в публично-правовом договоре или частноправовом контракте, которые заключаются сообществами или от их имени. Суд компетентен принимать решения по любому спору, возникшему между государствами-членами по поводу содержания учредительных договоров, при условии, что государства-члены согласились подчинить разрешение споров юрисдикции Суда на основании Договора об арбитражном разбирательстве (ст. 181, 182 Договора о ЕЭС).
С созданием Суда первой инстанции в сообществах сложилась судебная система, состоящая из двух звеньев. В этой системе Суд европейских сообществ выполняет функции кассационного суда по отношению к Суду первой инстанции. Соответствующее положение зафиксировано в пункте 1 статьи 168 «а» Маастрихтского договора, где сказано, что правовое содержание решений Суда первой инстанции может быть обжаловано в Суде европейских сообществ в соответствии с условиями, определенными в его Уставе. Как известно, суть кассационного порядка пересмотра дел заключается в том, что проверка решений суда нижестоящей инстанции ограничена только вопросами права — как материального, так и процессуального. Кассационный суд не входит в фактические обстоятельства дела.
Наконец, Суд европейских сообществ наделен соответствующими консультативными функциями. Они связаны с заключением сообществами соглашений с третьими государствами и международными организациями. Переговоры по поводу таких соглашений ведутся Комиссией, сами соглашения заключаются Советом. Что же касается Суда, то его роль состоит в том, чтобы по запросу Совета, Комиссии или государства-члена заранее давать заключение (мнение) о совместимости предусмотренного соглашения с положениями учредительных договоров. Заключение Суда имеет практически решающее значение.
Приведенный выше перечень полномочий Суда европейских сообществ говорит о его объемной и разноплановой деятельности. Суд европейских сообществ осуществляет функции, характерные для конституционного, административного суда, Суд осуществляет функции, позволяющие говорить о нем как в какой-то мере об уголовном и дисциплинарном суде, среди полномочий Суда имеются и такие, которые предопределяют его функционирование в качестве гражданского суда, Суд европейских сообществ выступает как арбитражный суд, Суд европейских сообществ является по отношению к Суду первой инстанции кассационным судом, Суд выступает как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила. Заключение во многих отношениях приобретает обязательный характер.
Суд европейских сообществ построен по классическим канонам, но такая характеристика нуждается в известном уточнении, ибо сама модель суда знает несколько модификаций. В данном случае Суд напоминает континентальную, а точнее — французскую судебную модель. Это во многом предопределено не только той ролью, которую Франция играла на ранних этапах интеграции, но и составом «шестерки», составившей сначала ЕОУС, а затем ЕЭС и Евратом.
Экономический и социальный Комитет.
Экономический и социальный комитет является консультативным органом ЕС, а также наблюдает за функционированием единого внутреннего рынка. Комитет состоит из 222 членов, которые представляют различные сферы экономики и социальные группы и независимы в выполнении своих обязанностей. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет собирается раз в месяц в Брюсселе.
Европейский инвестиционный банк.
Европейский инвестиционный банк — государственное финансово-кредитное учреждение Европейского союза для финансирования развития отсталых европейских регионов в форме долгосрочных кредитов. Создан в 1958 году с целью предоставления кредитов для сооружения и реконструкции объектов, которые представляют интерес для стран ЕС. Уставный капитал формируется из взносов стран-участниц и составляет 163,7 млрд. евро. ЕИБ является юридическим лицом. Его членами являются государства — члены Сообщества. Задание ЕИБ состоит в способствовании «постоянного и сбалансированного развития общего рынка в интересах Сообщества». Для достижения этой цели он использует как ресурсы рынка капиталов, к которым имеет доступ, так и собственные ресурсы. Банк предоставляет кредиты и гарантии для реализации таких проектов: по развитию слаборазвитых регионов, направленных на модернизацию или преобразование предприятий или на развитие новых видов деятельности, которые способствовали прогрессу в создании общего рынка;
За счет выпуска облигационных ссуд на международном денежном рынке и на национальных денежных рынках стран Европейского инвестиционного банка формируются привлеченные средства банка. На рентабельные проекты предоставляют обычные кредиты, на малорентабельных — льготные. До 70 % приходится на кредиты для регионального развития менее развитых районов. Общая сумма предоставленных кредитов — свыше 47 млрд. евро. Ссуды банка покрывают часть стоимости проекта, дополняя собственные капиталы заемщика (как правило, меньше 50 %).
Сферы использования кредитов — прежде всего энергетика, транспорт и телекоммуникации. Европейский инвестиционный банк предоставляет также льготные кредиты за счет средств ЕС как технический распорядитель. Кредиты банка предоставляются в нескольких валютах. Процентная ставка по «смешанным» кредитам определяется на базе средневзвешенной стоимости в привлеченных средствах в данных валютах на международных или национальных рынках капиталов.
Руководящие органы Европейского инвестиционного банка — Совет управляющих, Директорат и Правление. В Совет управляющих входят министры финансов стран ЕС. Он определяет общую кредитную политику, рассматривает и утверждает годовые балансы, вносит изменения в уставный капитал. Директорат принимает решение о предоставлении кредитов и гарантий при привлечении средств, установлении процентных ставок. Оперативное руководство осуществляют президент и пять его заместителей. Местонахождение Европейского инвестиционного банка — Европейский квартал Люксембурга.
Европейский центральный Банк. Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.
Главные функции банка:
выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро;
эмиссия банкнот евро;
установление основных процентных ставок;
поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.
Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков:
Национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий Гай Куаден (Guy Quaden);
Бундесбанк, управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber);
Банк Греции, управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas);
Банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес (Miguel Fernández Ordóñez);
Банк Франции (Banque de France), управляющий Кристиан Нуайе (Christian Noyer);
Валютный институт Люксембурга.
Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.
- Т.В. Синявская коммерческое право европейского сообщеСтВа
- Санкт-Петербург
- Тема 1. Понятие коммерческого права европейского сообщества
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права европейскрго сообщества
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках европейского сообщества……………………...
- Тема 6. Понятие свободы передвижения товаров в ес…………………………………………………………………………………………………….
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Тема 10. Коммерческое право германии
- Введение
- Тема 1. Понятие Коммерческого права Европейского Сообщества
- 1.1.Предмет правового регулирования коммерческого права.
- Право Европейского сообщества.
- Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза.
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права Европейского Сообщества
- Общие и специальные принципы.
- Источники вторичного права.
- Роль суда Европейского Сообщества в развитии права Европейского Союза.
- Международный договор как источник права Европейского Сообщества.
- Тема 3. Экономическое сотрудничество в рамках Европейского Сообщества
- 3.1 Понятие экономического сотрудничества в рамках ес.
- 3.2.Предмет экономического сотрудничества.
- Первые попытки Европейской интеграции и факторы ее развития.
- Тема 4. Роль Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота
- Суд Европейских Сообществ.
- 4.3. Должностные лица, руководящие должности, депутаты.
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках Европейского Сообщества
- Европейский центральный банк.
- Бюджетная политика ес и её влияние на экономику ес.
- Евро как единая европейская валюта.
- Тема 6. Понятие свободы передвижения товаров в Европейского Сообщества
- Национальная безопасность как основание к ограничению свободы передвижения товаров.
- Принцип свободного передвижения товаров и услуг: понятие, содержание.
- Принципы свободного движения капитала.
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Торговые товарищества в праве ес.
- Организация пно (партнерство с неограниченной ответственностью).
- Акционерное общество.
- Тема 8. Правовое противодействие недобросовестной конкуренции в Европейском Сообществе.
- Цели и задачи антимонопольной политики ес.
- Антимонопольная политика ес.
- Европейская Комиссия как основной институт, ответственный за проведение антимонопольной политики ес. Правила конкуренции ес. Понятие предприятия в ес.
- Тема 9. Торговые отношения стран Европейского Сообщества с другими государствами
- Внешняя торговля стран ес.
- Правовые основы деятельности вт.
- Политика вто и её международно-правовая основа.
- Тема 10. Коммерческое право Германии
- Система источников коммерческого права Германии.
- Юридические лица.
- Тема 11. Коммерческое право Франции
- Система и источники коммерческого права Франции.
- Основной (первичный) источник права.
- Источники торгового права
- Тема 12. Коммерческое право Англии
- Система и источники коммерческого права Англии.
- Исполнение договора в английском праве.
- Заключение
- Тестовые задания
- Тема 1. Понятие Коммерческого права Европейского Сообщества
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права Европейское Сообщество
- Тема 3. Экономическое сотрудничество в Европейском Сообществе
- Тема 4. Роль институтов Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках Европейского Сообщества
- Тема 6. Свобода передвижения лиц, товаров, услуг и капиталов в Европейском Сообществе и за его пределы
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Тема 8. Правовое противодействие недобросовестной конкуренции в Европейском Сообществе
- Тема 9. Торговые отношения стран Европейского Сообщества с другими государствами
- Тема 10. Коммерческое право Германии
- Тема 11. Коммерческое право Франции
- Тема 12. Коммерческое право Англии
- Список литературы
- 1. Учредительный договор Европейского Сообщества
- 2. Протоколы к Договору, учреждающему Европейское сообщество:
- 3. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы:
- Часть II. Хартия Сообщества об основных правах
- Часть III. Политика и функционирование Сообщества
- Часть IV. Общие и заключительные положения
- 4. Протоколы, прилагаемые к Договору, устанавливающему Конституцию для Европы:
- 5. Приложения к Договору, устанавливающему Конституцию для Европы:
- 6. Заключительный акт
- 7. Декларации, прилагаемые к Заключительному акту
- 8. Нормативные акты о свободе передвижения товаров, лиц и услуг:
- 9. Нормативные акты об Экономическом и Валютном союзе:
- 9.1.Основная литература
- 9.2. Дополнительная литература
- Терминологический словарь