Принцип свободного передвижения товаров и услуг: понятие, содержание.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
1 июля 1989 г. вступил в силу Регламент ЕС N 2137/85 о Европейском объединении по экономическим интересам (или Европейском объединении с общей экономической целью, англ. European Economic Interest Grouping - EEIG), которое стало первой наднациональной организационно-правовой формой. Участвовать в Европейском объединении могут правосубъектные образования, созданные в соответствии с правом какого-либо государства-участника и имеющие на территории Европейского союза свое местонахождение (административный центр), а также физические лица, профессионально занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории Европейского союза. Количество участников Европейского объединения должно быть не менее двух (национальное законодательство может увеличивать минимальное число участников до 20); участники должны иметь национальность разных государств - участников ЕС (как минимум двух). Учредители заключают учредительный договор, и Европейское объединение регистрируется в одном из государств - участников ЕС.
Европейское объединение не должно заниматься деятельностью, направленной на извлечение прибыли, а также непосредственно управлять предпринимательской деятельностью своих участников; установлены ограничения на количество наемных работников объединения (не более 500). Объединение способствует предпринимательской деятельности своих участников, которые финансируют его и несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам (при выходе из объединения бывший участник еще в течение пяти лет продолжает нести бремя ответственности по обязательствам, возникшим в период его участия). Хотя Европейское объединение и наделено правом выступать в обороте от своего имени, вопрос о признании или непризнании его юридическим лицом государства-участники решают самостоятельно в соответствии со своим национальным законодательством (Германия и Италия не признают Европейское объединение юридическим лицом).
Либеральные соображения европейских отцов - основателей Сообществ создали Соглашения, содержащие в качестве основных принципов ценности рынка и свободы конкуренции.
Экономическая конституция Европейских сообществ, созданная прецедентным правом Суда ЕС, была изначально нацелена на развитие общего рынка, основанного на запрещении любых ограничений или искажений свободной конкуренции (ст. 85 Римского договора 1957 г.) и обеспечении фундаментальных "четырех свобод": свободного движения товаров, капитала, работ и услуг. Первоначально Сообщество получило исходные регулирующие полномочия почти исключительно в политике конкуренции, при общем сохранении экономической политики в компетенции государств-членов, которые были, однако, обязаны удалить препятствия в международных сделках и нарушениях конкуренции, вызванные различиями между национальными законодательствами.
В этом направлении Сообщество осуществило подавление экономического протекционизма и учредило правила конкуренции, регулирующие и частную экономическую деятельность, и вмешательство государства в рыночную деятельность. Изначальное прецедентное право Суда ЕС привело к разработке экономической модели, которая, по существу, ограничила (национальные) публичные вмешательства в экономические сделки внутри ЕС, позволяя, однако, внутренние меры, типа приватизаций и практики вмешательства, особенно в секторе публичных услуг, представляющих общий интерес.
В 80-е годы применение правил Сообщества о конкуренции было полностью распространено на инициативную деятельность государственных предприятий и их рынок и регулирующую политику в отношении цен и условий услуг. Общий принцип теперь состоит в равном применении к общественным и частным предприятиям правил свободы передвижения и свободы конкуренции. Суд ЕС стабильно полагает, что исключительные права государственных предприятий, особенно в быстро развивающихся секторах типа телекоммуникаций, являются несовместимыми с принципами свободы передвижения и конкуренции.
Государства-члены все еще имеют ограниченные полномочия осуществлять вмешательство по причинам общего интереса экономического и социального характера в секторах неисключительной компетенции ЕС при условии, что они не противоречат объединению рынков. Условия Договора позволяют подобные исключения для защиты общественного порядка и безопасности, общественной нравственности или здоровья, или для действий, связанных с публичным обслуживанием общего экономического интереса, но при наличии контроля с точки зрения необходимости и пропорциональности.
- Т.В. Синявская коммерческое право европейского сообщеСтВа
- Санкт-Петербург
- Тема 1. Понятие коммерческого права европейского сообщества
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права европейскрго сообщества
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках европейского сообщества……………………...
- Тема 6. Понятие свободы передвижения товаров в ес…………………………………………………………………………………………………….
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Тема 10. Коммерческое право германии
- Введение
- Тема 1. Понятие Коммерческого права Европейского Сообщества
- 1.1.Предмет правового регулирования коммерческого права.
- Право Европейского сообщества.
- Принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза.
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права Европейского Сообщества
- Общие и специальные принципы.
- Источники вторичного права.
- Роль суда Европейского Сообщества в развитии права Европейского Союза.
- Международный договор как источник права Европейского Сообщества.
- Тема 3. Экономическое сотрудничество в рамках Европейского Сообщества
- 3.1 Понятие экономического сотрудничества в рамках ес.
- 3.2.Предмет экономического сотрудничества.
- Первые попытки Европейской интеграции и факторы ее развития.
- Тема 4. Роль Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота
- Суд Европейских Сообществ.
- 4.3. Должностные лица, руководящие должности, депутаты.
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках Европейского Сообщества
- Европейский центральный банк.
- Бюджетная политика ес и её влияние на экономику ес.
- Евро как единая европейская валюта.
- Тема 6. Понятие свободы передвижения товаров в Европейского Сообщества
- Национальная безопасность как основание к ограничению свободы передвижения товаров.
- Принцип свободного передвижения товаров и услуг: понятие, содержание.
- Принципы свободного движения капитала.
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Торговые товарищества в праве ес.
- Организация пно (партнерство с неограниченной ответственностью).
- Акционерное общество.
- Тема 8. Правовое противодействие недобросовестной конкуренции в Европейском Сообществе.
- Цели и задачи антимонопольной политики ес.
- Антимонопольная политика ес.
- Европейская Комиссия как основной институт, ответственный за проведение антимонопольной политики ес. Правила конкуренции ес. Понятие предприятия в ес.
- Тема 9. Торговые отношения стран Европейского Сообщества с другими государствами
- Внешняя торговля стран ес.
- Правовые основы деятельности вт.
- Политика вто и её международно-правовая основа.
- Тема 10. Коммерческое право Германии
- Система источников коммерческого права Германии.
- Юридические лица.
- Тема 11. Коммерческое право Франции
- Система и источники коммерческого права Франции.
- Основной (первичный) источник права.
- Источники торгового права
- Тема 12. Коммерческое право Англии
- Система и источники коммерческого права Англии.
- Исполнение договора в английском праве.
- Заключение
- Тестовые задания
- Тема 1. Понятие Коммерческого права Европейского Сообщества
- Тема 2. Источники, система и принципы коммерческого права Европейское Сообщество
- Тема 3. Экономическое сотрудничество в Европейском Сообществе
- Тема 4. Роль институтов Европейского Сообщества в сфере организации свободного торгового оборота
- Тема 5. Экономический и валютный союз в рамках Европейского Сообщества
- Тема 6. Свобода передвижения лиц, товаров, услуг и капиталов в Европейском Сообществе и за его пределы
- Тема 7. Европейские компании, их функции и организационные формы
- Тема 8. Правовое противодействие недобросовестной конкуренции в Европейском Сообществе
- Тема 9. Торговые отношения стран Европейского Сообщества с другими государствами
- Тема 10. Коммерческое право Германии
- Тема 11. Коммерческое право Франции
- Тема 12. Коммерческое право Англии
- Список литературы
- 1. Учредительный договор Европейского Сообщества
- 2. Протоколы к Договору, учреждающему Европейское сообщество:
- 3. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы:
- Часть II. Хартия Сообщества об основных правах
- Часть III. Политика и функционирование Сообщества
- Часть IV. Общие и заключительные положения
- 4. Протоколы, прилагаемые к Договору, устанавливающему Конституцию для Европы:
- 5. Приложения к Договору, устанавливающему Конституцию для Европы:
- 6. Заключительный акт
- 7. Декларации, прилагаемые к Заключительному акту
- 8. Нормативные акты о свободе передвижения товаров, лиц и услуг:
- 9. Нормативные акты об Экономическом и Валютном союзе:
- 9.1.Основная литература
- 9.2. Дополнительная литература
- Терминологический словарь