logo
КПЕС 28

Принцип свободного передвижения товаров и услуг: понятие, содержание.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

1 июля 1989 г. вступил в силу Регламент ЕС N 2137/85 о Европейском объединении по экономическим интересам (или Европейском объединении с общей экономической целью, англ. European Economic Interest Grouping - EEIG), которое стало первой наднациональной организационно-правовой формой. Участвовать в Европейском объединении могут правосубъектные образования, созданные в соответствии с правом какого-либо государства-участника и имеющие на территории Европейского союза свое местонахождение (административный центр), а также физические лица, профессионально занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории Европейского союза. Количество участников Европейского объединения должно быть не менее двух (национальное законодательство может увеличивать минимальное число участников до 20); участники должны иметь национальность разных государств - участников ЕС (как минимум двух). Учредители заключают учредительный договор, и Европейское объединение регистрируется в одном из государств - участников ЕС.

Европейское объединение не должно заниматься деятельностью, направленной на извлечение прибыли, а также непосредственно управлять предпринимательской деятельностью своих участников; установлены ограничения на количество наемных работников объединения (не более 500). Объединение способствует предпринимательской деятельности своих участников, которые финансируют его и несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам (при выходе из объединения бывший участник еще в течение пяти лет продолжает нести бремя ответственности по обязательствам, возникшим в период его участия). Хотя Европейское объединение и наделено правом выступать в обороте от своего имени, вопрос о признании или непризнании его юридическим лицом государства-участники решают самостоятельно в соответствии со своим национальным законодательством (Германия и Италия не признают Европейское объединение юридическим лицом).

Либеральные соображения европейских отцов - основателей Сообществ создали Соглашения, содержащие в качестве основных принципов ценности рынка и свободы конкуренции.

Экономическая конституция Европейских сообществ, созданная прецедентным правом Суда ЕС, была изначально нацелена на развитие общего рынка, основанного на запрещении любых ограничений или искажений свободной конкуренции (ст. 85 Римского договора 1957 г.) и обеспечении фундаментальных "четырех свобод": свободного движения товаров, капитала, работ и услуг. Первоначально Сообщество получило исходные регулирующие полномочия почти исключительно в политике конкуренции, при общем сохранении экономической политики в компетенции государств-членов, которые были, однако, обязаны удалить препятствия в международных сделках и нарушениях конкуренции, вызванные различиями между национальными законодательствами.

В этом направлении Сообщество осуществило подавление экономического протекционизма и учредило правила конкуренции, регулирующие и частную экономическую деятельность, и вмешательство государства в рыночную деятельность. Изначальное прецедентное право Суда ЕС привело к разработке экономической модели, которая, по существу, ограничила (национальные) публичные вмешательства в экономические сделки внутри ЕС, позволяя, однако, внутренние меры, типа приватизаций и практики вмешательства, особенно в секторе публичных услуг, представляющих общий интерес.

В 80-е годы применение правил Сообщества о конкуренции было полностью распространено на инициативную деятельность государственных предприятий и их рынок и регулирующую политику в отношении цен и условий услуг. Общий принцип теперь состоит в равном применении к общественным и частным предприятиям правил свободы передвижения и свободы конкуренции. Суд ЕС стабильно полагает, что исключительные права государственных предприятий, особенно в быстро развивающихся секторах типа телекоммуникаций, являются несовместимыми с принципами свободы передвижения и конкуренции.

Государства-члены все еще имеют ограниченные полномочия осуществлять вмешательство по причинам общего интереса экономического и социального характера в секторах неисключительной компетенции ЕС при условии, что они не противоречат объединению рынков. Условия Договора позволяют подобные исключения для защиты общественного порядка и безопасности, общественной нравственности или здоровья, или для действий, связанных с публичным обслуживанием общего экономического интереса, но при наличии контроля с точки зрения необходимости и пропорциональности.