logo
КПЕС 28

Бюджетная политика ес и её влияние на экономику ес.

В Европейском союзе бюджетная политика (в отличие от денежно-кредитной) остается под контролем самих государств-членов. Все дискуссии о бюджетной политике велись вокруг темы: как обеспечить бюджетную дисциплину, сохраняя при этом определенную гибкость. А такая гибкость совершенно необходима, например, во время экономических спадов, когда нельзя не учитывать, что страны развиваются далеко не равномерно и общие рецепты в области денежно-кредитного регулирования могут оказаться недостаточными. Правила в отношении бюджетной политики были предусмотрены сначала в Маастрихтских соглашениях, а позднее - в специально принятом в 1999 году Пакте стабильности. Маастрихтские соглашения потребовали от стран, желающих быть участниками Союза, снижения бюджетного дефицита до 3% ВНП. Еще более четкие правила в области координации бюджетной и денежно-кредитной политики зафиксированы в Пакте стабильности. Он выдвинул весьма строгие требования в отношении бюджетного дефицита, обязывая страны ЕС стремиться к сбалансированному или профицитному бюджету (когда доходы превышают расходы государства). Введены даже определенные санкции за превышение установленной нормы бюджетного дефицита. Однако Пакт предусматривает: к тем странам, у которых чрезмерный дефицит - свыше 3% - получен в условиях экономического спада, санкции применяться не будут. Таким образом, признается антикризисная роль бюджета. Кроме того, каждая страна-член ЕС должна представлять в Совет ЕС и Комиссию программу стабильности бюджетной политики на предстоящие годы. Серьезная проблема - государственная задолженность. В большинстве стран ЕС она превышает принятый норматив вступления в Союз (60%) и порождает большие процентные платежи (уровень государственной задолженности в 1999 году в странах европейской валютной зоны все еще превышал нормативный, составляя в среднем 72,9% ВВП). Немаловажное значение имеет структура задолженности. Страны ЕС стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, увеличив долю долгосрочных, что сокращает бюджетные расходы на их обслуживание. Кстати, в некоторых из стран существуют жесткие правила, определяющие условия внешних заимствований, например, новые займы не должны превышать суммы ежегодных подлежащих погашению долгов. Или такое правило: новые займы могут использоваться только в инвестиционных целях.