logo search
КПЕС 28

Международный договор как источник права Европейского Сообщества.

Международные договоры образуют особую группу источников права ЕС. Соглашения, заключенные ЕС с третьими государствами и международными организациями, выступают в качестве внешних источников, правовой режим которых определяется в значительной мере нормами общего международного права.

Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами и государствами-членами, а в перспективе Союзом, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам.

К источникам права ЕС можно отнести еще некоторые разновидности соглашений, которые близки по своему статусу к международным договорам. Это закрытые конвенции, заключаемые между государствами-членами в развитие предписаний учредительных договоров в целях детализации сотрудничества в отдельных областях.

Помимо формализованных источников права ЕС, содержащих императивные нормы и предписания, определенное влияние на развитие права ЕС оказывают и иные акты, издаваемые институтами и органами ЕС.

Особо важное значение имеют решения, принимаемые Европейским советом. Высший орган политического руководства ЕС формулирует в своих документах общие принципы, стратегические направления и главные этапы осуществления политики.

Единый Европейский Акт (1987) и его роль в дальнейшей эволюции Европейского Экономического Сообщества в Европейский Союз.

1 июля 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов после­довательно продвигаться к цели - созданию подлинного Ев­ропейского Союза. Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый маги­стральный процесс. Во второй части акта содержатся положения о процедуре взаимодействия между Советом, ЕК и Европарламентом, о процедуре принятия решений. Главное - отход от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства. По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс. Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающего свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы - 31 декабря 1992 г. В третьей части речь идет о сотрудничестве в области внешней политики. Поставлена задача выработки общей внешней политики стран ЕС, зафиксирована схема политического сотрудничества. В заключительной части документа содержатся общие поло­жения о применении статей Акта. Для конкретизации идеи создания единого рынка ЕК был разработан специальный план мероприятий из 300 пун­ктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере, т.н. "Белая книга". Целесообразно привести некоторые результаты выполнения этого плана, тем более, что они в большей или меньшей степени характеризу­ют сегодняшний уровень интеграции. Первая группа поло­жений "Белой книги" относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества. Речь идет в первую очередь о пол­ной ликвидации механизма национального импортного кон­троля, т.е. по существу правительства стран-членов лишаются формальной возможности действовать вопреки единой внеш­неторговой политике. Значительно облегчена процедура офор­мления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение имеет Шенгенское соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (про­живающих на территории стран, подписавших этот доку­мент) и едином визовом контроле. Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач - устранение тех­нических препятствий. В первую очередь речь идет о вырав­нивании норм и стандартов. Важное место занимают финансовые услуги. С 1993 г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любом месте в любой стране - члене интеграционной группировки. Разре­шена продажа долей уставного капитала гражданам и ком­паниям стран - членам ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), более прогрессивен регламент о свободе движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию эко­номического и валютного союза в рамках ЕС. Самые сложные проблемы возникли в ходе реализации третьей группы задач - налоговые проблемы. Подчеркивается, что функцио­нирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов, ос­новной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на налог, на добавленную стоимость и акцизы.

Маастрихтский договор (1991). Формирование политического сообщества. Экономический и валютный союз.

Важнейшее значение в деле становления европейской интеграции играет Маастрихтский договор о Европейском Союзе, принятый в декабре 1991 г. на заседании Европейс­кого Совета. В соответствии с договором учреждается:

• единое европейское гражданство - все граждане го­сударств-членов приобретают гражданство ЕС (имеется перечень соответствующих прав);

• политический союз - общая внешняя политика, по­вышение роли Европарламента, общая политика в обла­сти внутренних дел и правосудия;

• экономический и валютный союз (ЭВС).

Целесообразно подробнее остановиться на последнем пункте.

Согласно Договору, основные направления экономичес­кой политики ЕС и стран-членов в процессе создания эконо­мического союза будут определяться Советом Министров. Совмин обязан отслеживать ход экономического развития в каждой, стране и в случае несоответствия с проводимой ЕС экономической политикой принимать соответствующие меры. Особенное внимание уделяется исполнению государственно­го бюджета. Что касается формирования валютного союза, то цель - проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание Центрального Европейского Бан­ка, который совместно с центральными банками стран - чле­нов образует Европейскую систему центральных банков. Начало последнего этапа создания ЭВС - не позднее 1 января 1999 г.

Евросоюз добивается поставленных целей главным об­разом путем проведения общей политики (или нахождения путей для проведения общей политики) в сельском хозяй­стве, рыболовстве, на транспорте, в области окружающей сре­ды, во внешней торговле, энергетике, а также в сферах, касающихся конкуренции и таможенного союза. Сельское хозяйство является показательной областью европейского строительства. В результате продуманного подхода к разви­тию этой отрасли страны Сообщества, обеспечивавшие себя в конце 50-х годов полностью лишь сахаром, молоком и сви­ниной, сегодня могут обеспечить себя полностью практичес­ки всей номенклатурой агропродуктов, которые могут быть произведены в данных климатических условиях. Во главу угла была поставлена эффективная система ценообразования, правильный выбор подходов регулирования рын­ка, создание стройной системы протекционизма на грани­цах, внедрение современной техники и технологии. Вместе с тем в этой области появились и определенные проблемы - так, необходима дальнейшая оптимизация отдельных под­ходов к ценообразованию в увязке с регулированием рынка из-за появления излишков сельхозпродукции, подвергается критике бюджетная и управленческая политика. Гораздо более скромными представляются достижения ЕС в развитии отраслевой политики в энергетике, промыш­ленности, на транспорте. Как признают западноевропейские эксперты, несмотря на имеющиеся договоренности, согласо­ванной политики в области энергетики у стран ЕС нет. При­чины в следующем. Большой объем потребления энергоносителей, недостаток собственных ресурсов, зависи­мость от иностранных поставщиков заставило страны возве­сти энергетическую политику в ранг политики национальной безопасности и ревниво относиться к "советам извне", даже если рекомендации исходят из институтов ЕС. Большинство стран стремятся покупать энергоносители у своих коллег по ЕС. Пока же, несмотря на наличие программ и резолюций, крупных денежных интервенций со стороны бюджета Сообщества не просматривается. Европейские договоры не предусматривают общей про­мышленной политики. Отработан общий подход: поддержка чисто рыночных принципов, создание на границах ЕС определенного уровня протекционизма для защиты своих произ­водителей и условий чистой конкуренции внутри Союза. Более-менее активная работа проводится в рамках ЕОУС и Евратома. Не создан пока и Общий транспортный рынок. Во всех сегментах транспортный рынок остается достаточно жестко регулируемым и замкнутым на национальном уровне. Так, в области морского транспорта существуют противоречия между странами Севера и Юга, в области наземного - государства-члены больше привязаны к отечественным фирмам, имеются проблемы и с воздушным транспортом (уровень госдотаций, межрегиональные перевозки и др.).

Европейская валютная система (ЕВС) начала действовать с марта 1979 г. Изначально были поставлены четыре цели:

• достижение валютной стабильности внутри ЕС;

• упрощение конвергенции процессов экономического развития;

• придание на деле системе статуса основного элемен­та стратегии роста в условиях стабильности;

• оказание стабилизирующего влияния на междуна­родные валютные и экономические взаимоотношения.

Главным элементом ЕВС является международная рас­четная денежная единица - "ЕВРО", определяемая как кор­зина валют на основе долевого участия валют, отражающая относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торговле внутри ЕС, а также их вклада в механизмы валютной поддержки. Подводя некоторые итоги "работы" ЭКЮ можно отметить, что данная расчетная еди­ница смогла достаточно успешно прижиться и, несмотря на разразившийся валютный кризис начала 80-х годов, т.е. практически сразу после её введения, выжить (хотя цена выживания и не объявлена).

Пакет Делора и широкая реформа финансирования регионов. Финансовый режим, одобренный в 1988 г. истекал к концу 1992г., а Сообщество нуждалось в дополнительных средствах для выполнения новых задач, поставленных в договоре о Европейском союзе. Договор официально провозгласил цель создать в рамках Сообщества Экономический и валютный союз, который предполагал проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой валюты. В начале 1992 г. Комиссия предложила новый проект среднесрочной финансовой программы на 1993-1999 гг., который получил название «Пакет Делора-II». Новая финансовая перспектива была нацелена на выполнение целей договора о создании Европейского Союза. В декабре 1992 г. на сессии в Эдинбурге Совет принял предложения Комиссии. Приоритет был отдан расходам на структурные операции Евросоюза в наиболее отстающих регионах. Согласно Эдинбургскому соглашению, необходимо было увеличить объем финансовых ресурсов, направляемых на финансирование внутренних политик Сообщества, расширить финансирование Структурных фондов, а также принять ряд мер, направленных на повышение конкурентоспособности европейской промышленности.

Формирование Европы пятнадцати.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

Ниццкий договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Вот как описывается исторический момент формирования «Европы пятнадцати» на официальном сайте ЕС в сети Интернет:

«С падением коммунистического режима в странах центральной и восточной Европы, европейцы стали ближе друг другу. В 1993 году завершается формирование "Единого Рынка" введением "четырех свобод": передвижения товаров, услуг, людей и денег. 90-е годы – это период двух договоров: Маастрихтского Договора о Европейском Союзе 1993 г и Амстердамского Договора 1999г. Людей заботят вопросы охраны окружающей среды, а также совместные действия в вопросах безопасности и защиты. В 1995 году в ЕС вступают еще три государства – Австрия, Финляндия и Швеция. Маленький населенный пункт в Люксембурге Шенген дает название договору, по которому люди могут путешествовать без проверок паспортов на границах. Миллионы молодых людей обучаются за пределами своих стран при поддержке ЕС. Общение упрощается с появлением мобильных телефонов и сотовой связи».

Таким образом, формирование «Европы пятнадцати» - это момент вступления в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции в 1995 году, совпадающий со временем заключения Шенгенского договора, обеспечивающего свободу передвижения внутри ЕС.

Амстердамское соглашение (май 1997) о проблемах решения Европейского Союза. Уроки Европейской интеграции.

Амстердамский договор – один из основных (наряду с Договором об учреждении Европейского экономического сообщества, Маастрихстским договором, Единым европейским актом и некоторыми другими договорами и соглашениями) документов, определяющих рамки, содержание и структуру пространственного развития по линии Европейского союза. Амстердамский договор – новый текст Договора о Европейском Союзе, является результатом Межправительственной конференции (Intergovernmental Conference), проводимой с Европейского совета (European Council) в Турине 29 марта 1996 года. Договор был одобрен и принят в Амстердаме Европейским советом 16 - 17 июня 1997 года и подписан министрами иностранных дел из пятнадцати государств - членов Европейского союза 2 октября 1997 года. Договор вступил в силу 1 мая 1999 года (первый день второго месяца после ратификации последним государством - членом) после ратификации всеми государствами - членами в соответствии с их соответственными конституционными требованиями. С юридической точки зрения, Договор исправляет некоторые положения Договора о Европейском Союзе (т.е. Маастрихтского договора), Договоров об учреждении Европейских Сообществ и некоторых связанных с этим актов. Амстердамский договор не является документом, отменяющим другие договоры и соглашения, и дополняет их. Задача обновления договора по ЕС возникала неоднократно. Еще во время разработки Маастрихтского договора (1990, подписание в 1992) возникла проблема невозможности отразить в учредительных документах решения по определенным вопросам вследствие возражений некоторых государств. Это произошло, например, в отношении Экономического и валютного союза (ЭВС) и социальной политики со стороны Великобритании (были созданы специальные протоколы к Договору о Европейском союзе). Подобные случаи вылились в концепцию развития Европы “многих скоростей” (multi-speed), согласно которой допускалась возможность “усиленного” сотрудничества внутри ЕС отдельной группы заинтересованных государств-членов по определенному кругу вопросов. Организационным эталоном можно считать Шенгенское соглашение, положения которого были включены в учредительные документы ЕС в результате принятия Амстердамского договора. Опасения же вызывали жесткость каркаса и целостность самой структуры при расширении ЕС в будущем. По этой линии в основу текста Амстердамского договора легла концепция стран Бенилюкс, представляющая промежуточный вариант между позициями Великобритании и Германии с Францией. Было выделено несколько критериев, соблюдение которых определяет “усиленное” сотрудничество.

Конференция по институциональной реформе и заключение Ниццкого договора 2001.

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2003 года. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент. Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя.

Принятие Хартии Европейского Сообщества об основных правах 2000.

Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. Совет Европы и формируемое на его основе право, регламентирующее права человека, оказали огромное влияние на содержание и дух этого важного документа.

Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией весьма вероятно может последовать целая серия аналогичных источников права других интеграционных группировок. В этом смысле Хартия может сыграть роль прецедента, обладающего большой убедительной силой. Хартия Европейского Союза сочетает в себе преемственность и оригинальность. Так, с одной стороны она вобрала в себя основные достижения гуманитарного права, уже выработанного человечеством, с другой – подошла к этим достижениям творчески и по-своему. Преемственность этому документу обеспечивает в частности принцип недопустимости ограничения прав и свобод, закрепленных в других источниках права. Он прямо зафиксирован в тексте Хартии. Как следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. Следовательно, Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его. Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте». В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа. Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными. Хартия одновременно является инструментом ускорения создания гражданских обществ в странах-участниках Европейского Союза и формирования гражданского общества в рамках всей европейской интеграционной группировки. Демократический глобализм будущего может быть построен только на основе гуманистического регионализма. При этом государства с неизбежностью должны будут отдавать некоторые из своих полномочий наднациональному гражданскому обществу по мере его созревания. Наднациональные гражданские общества, как представляется, будут расширять свои региональные границы в планетарном направлении. В Хартии отразилась интересная и чрезвычайно гуманная идея, стимулирующая дальнейшее совершенствование правового статуса граждан. Она состоит в стремлении признавать практически равным законодательно закрепленному достигаемый на практике все более превышающий, по сравнению с формально закрепленным, реально достигнутый уровень осуществления прав и свобод человека. Хартия Европейского Союза об основных правах укрепила и расширила возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС. Это важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

Ниццкий договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Вот как описывается исторический момент формирования «Европы пятнадцати» на официальном сайте ЕС в сети Интернет:

С падением коммунистического режима в странах центральной и восточной Европы, европейцы стали ближе друг другу. В 1993 году завершается формирование "Единого Рынка" введением "четырех свобод": передвижения товаров, услуг, людей и денег. 90-е годы – это период двух договоров: Маастрихтского Договора о Европейском Союзе 1993 г и Амстердамского Договора 1999г. Людей заботят вопросы охраны окружающей среды, а также совместные действия в вопросах безопасности и защиты. В 1995 году в ЕС вступают еще три государства – Австрия, Финляндия и Швеция. Маленький населенный пункт в Люксембурге Шенген дает название договору, по которому люди могут путешествовать без проверок паспортов на границах. Миллионы молодых людей обучаются за пределами своих стран при поддержке ЕС. Общение упрощается с появлением мобильных телефонов и сотовой связи.

Таким образом, формирование «Европы пятнадцати» - это момент вступления в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции в 1995 году, совпадающий со временем заключения Шенгенского договора, обеспечивающего свободу передвижения внутри ЕС.