logo search
ТГП

§ 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства

Факторы, обусловливающие многообразие государственных форм. Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.

На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет, прежде всего, то, кому принадлежит государственная власть, и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Одно и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства.

К внутренним факторам, т. е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение политических сил в стране, уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешним факторам, т. е. таким, которые складываются уже за пределами страны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства от других государств.

Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и политические режимы.

В современной отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, нередко подчеркивается, что форма государства определяется в первую очередь его сущностью и типом. Думается, что это не совсем так. Если бы форма государства определялась в первую очередь его сущностью, то во всех государствах существовали бы примерно одинаковые формы, поскольку сущность государства, как уже отмечалось ранее, всегда неизменна и выражается в том, что государство во все времена было и остается политической организацией, осуществляющей управление обществом. В процессе исторического развития в государстве меняется не сущность, а содержание, что обычно и приводит к смене одних государственных форм другими. Что же касается обусловленности формы государства его типом, то и здесь нет прямой зависимости. Во-первых, при многообразии подходов к типологии государства невозможно объяснить, какими конкретно типами обусловлены те или иные формы государства. И, во-вторых, если даже основываться только на формационном подходе, то и здесь зависимость государственных форм от типов государства является относительной, поскольку в государствах разных типов встречаются одинаковые и формы правления, и формы государственного устройства, и политические режимы.

Основные формы государства. Теперь рассмотрим основные государственные формы. При этом речь пойдет не о формах правления, формах государственного устройства или политических режимах (о них будет сказано при освещении следующих глав), а о формах государства в целом, т. е. формах, которые выделяются, исходя из целостного представления о форме государства. На сегодняшний день таких форм принято выделять три: монократическую, поликратическую и сегментарную.

Монократическая форма государства характеризуется единовластием. Государственная власть концентрируется в руках либо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, коммунистической) и т. д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение властей в монократическом государстве отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Местного самоуправления нет. Устанавливаются, как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда религиозный характер. Для монократической формы государства зачастую характерны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной власти, отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности.

Монократическая форма имеет несколько разновидностей. Выделяются, в частности, теократическая монократическая форма государства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экстремистская монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах); милитаристская монократическая форма (в недалеком прошлом в Ираке при режиме Саддама Хусейна); монократическая государственная форма тоталитарного социализма.

Любая из этих форм может быть прикрыта парламентом, могут существовать выборные органы, конституция, провозглашаться права и свободы личности, однако в действительности все это не имеет реального значения.

Поликратическая форма государства (ее называют также полиархической) является прямой противоположностью монократической формы. Для нее характерны разделение властей, децентрализация управления территориями, высокая степень автономности административно-территориальных и иных образований, наличие местного самоуправления. Институты государственной власти формируются населением путем свободных, демократических выборов. Права и свободы личности гарантируются государством. Существует политический и идеологический плюрализм. Экономика отделена от политики и государства.

Выделяются (правда, с некоторой долей условности) две разновидности поликратической формы: традиционная и постсоциалистическая. Первая сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны и считается зрелой разновидностью поликратической формы государства. Другая еще переживает период своего становления.

Сегментарная форма государства является промежуточной, поскольку сочетает в себе черты монократической и поликратической форм. Она присуща государствам с полудемократическими и авторитарными режимами и в значительной степени носит олигархический характер. В таких государствах преобладающую роль играют кланы, племена, сословия, семьи, олигархические группы. Разделение властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обществом. Существуют элементы местного самоуправления и автономии административно-территориальных единиц. Нет безраздельного господства какого-либо органа или должностного лица, но имеется лидирующий орган или доминирующее должностное лицо. Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересованных групп. Политический плюрализм существует в ограниченном виде. Это выражается в том, что либо законом устанавливается ограниченное число разрешаемых государственной властью политических партий (Индонезия, Нигерия, Сенегал), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (например, в недалеком прошлом в Египте). Демократические права и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

Контрольные вопросы

  1. Что такое типология и тип государства? Что понимается под историческим типом государства?

  2. Какие подходы к типологии государства используются современной отечественной теорией государства и права?

  3. Какова общая характеристика типов государства?

  4. Что понимается под формой государства? Что понимается под формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом?

  5. Какие факторы влияют на форму государства в целом и отдельные ее элементы?

  6. Каковы основные формы государства?

Литература

Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. – М. : Юрид. лит., 1971. – 640 с.

Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. – М. : Юрид. лит., 1970. – 624 с.

Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права / М. Н. Марченко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 768 с.

Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства / В. С. Петров. – Л. : Наука, Ленингр. отд., 1971. – 164 с.

Петров В. С. Тип и формы государства / В. С. Петров. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1967. – 120 с.

Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права / Л. П. Рожкова. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1984. – 116 с.

Хабибулин А. Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики / А. Г. Хабибулин. – СПб. : , 1997. – 305 с.

Чиркин, В. Е. Государствоведение : учебник / В. Е. Чиркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 382 с.

Яковец Ю. В. История цивилизации. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. В. Яковец. – М. : Владос, 1997. – 352 с.