§ 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
Конфедерация. Кроме форм государственного устройства существуют также различные межгосударственные объединения, в которых в той или иной степени присутствуют элементы федерализма. Нередко их тоже относят к самостоятельным формам государственного устройства, с чем, однако, трудно согласиться. К межгосударственным объединениям с элементами федерализма относятся, прежде всего, конфедерации, которые являются не союзными государствами, как федерации, а международными государственными союзами. Конфедерация традиционно определяется как союз нескольких независимых государств, которые на основе международного договора объединились для достижения определенных целей (экономических, политических, военных и т. д.).
Конфедерация – это не просто союз суверенных государств, а союз, который носит временный характер. Вследствие этого конфедерация является неустойчивым образованием, которое со временем может либо превратиться в федерацию, как это имело место в США, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратах, либо распасться, как это произошло, например, с Объединенной Арабской Республикой (конфедерация Египта и Сирии – создана в 1958 г., распалась в 1961 г.) или Сенегамбией (конфедерация Сенегала и Гамбии – создана в 1982 г., распалась в 1988 г.).
Конфедерация внешне напоминает федерацию. Как и федерация, она имеет общую территорию, а также определенные общие органы. Вместе с тем от федерации конфедерацию отличает ряд весьма существенных признаков. Во-первых, конфедерация в отличие от федерации не является государством и не обладает в связи с этим суверенитетом. Это, как уже было отмечено, союз государств. Во-вторых, членами конфедерации являются не государственные образования, а суверенные государства, которые сохраняют свою самостоятельность как во внутренних, так и внешних делах. В-третьих, субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации, тогда как субъекты конфедерации, будучи суверенными государствами, в любой момент могут ее покинуть. В-четвертых, решения наднациональных органов конфедерации, которые создаются для осуществления согласованной политики членов конфедерации, не имеют прямого действия и вступают в силу лишь после утверждения соответствующими органами членов конфедерации. В-пятых, законодательство членов конфедерации обладает верховенством над законодательством конфедерации. В-шестых, в конфедерации отсутствует единое гражданство.
Конфедерацию следует отличать и от международных организаций. Конфедерация – это более тесное объединение государств, занимающее промежуточное положение между федеративным государством и международной организацией. Кроме того, у международных организаций в отличие от конфедераций отсутствует общая территория.
В современном мире, по мнению многих исследователей, конфедераций не существует, хотя некоторые государства, будучи уже федерациями, продолжают официально именовать себя конфедерациями (например, Швейцария и Канада). Вместе с тем отдельные исследователи полагают, что конфедерацией в настоящее время является Европейский Союз, а элементы конфедерации имеются у Содружества наций (Британского содружества наций) и СНГ. На пути к образованию конфедерации находится, как представляется, и созданный в 1997 г. Союз России и Белоруссии.
В современных учебниках по теории государства и права конфедерацию сплошь и рядом рассматривают в качестве самостоятельной формы государственного устройства наряду с унитарным государством и федерацией. Между тем конфедерация – это все-таки не государство, а союз суверенных государств, что практически никем не отрицается. Но поскольку конфедерация – это не государство, то такое понятие, как «форма государственного устройства» к нему не применимо, ибо форма государственного устройства – это элемент формы государства. Совершенной бессмыслицей будет выглядеть суждение, в котором слово «конфедерация» мы заменим словами «союз суверенных государств»: «Формой государственного устройства наряду с унитарным государством и федерацией является союз суверенных государств».
Уния. Уния (от лат. «unus» – один, единственный) – это форма соединения монархических государств под короной одного суверена. Различают два вида унии: личную (персональную) и реальную (органическую). Личная уния возникает, когда одно и то же лицо в силу династических связей и порядка престолонаследия оказывается монархом двух или более государств. При этом монарх становится не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в унию.
При личной унии каждое государство сохраняет свой суверенитет и независимую внутреннюю политику, однако в отношении независимости внешней политики каждого из государств нередко наблюдалось расхождение государственных интересов и возникали проблемы. Чтобы их избежать в конституции стали включать нормы, препятствующие установлению личной унии. Так, согласно ч. 2 параграфа 11 действующей Конституции Норвегии, «Король не может принять никакую Корону или правление без согласия Стортинга, для чего требуется большинство в две трети голосов». Кроме того, образованию личной унии препятствуют также содержащееся в конституциях монархических государств запрещение королю, а также членам его семьи вступать в брак без согласия парламента. В качестве примеров личной унии можно привести унии Англии и Ганновера 1714–1837 гг., Португалии и Испании 1580–1640 гг., Нидерландов и Люксембурга 1815–1890 гг.
Реальные унии в отличие от личных уний возникали на основании договора между государствами (например, уния Швеции и Норвегии 1814–1905 гг.) либо в результате одностороннего акта более сильного государства (например, унии Австрии и Венгрии 1867–1918 гг., Дании и Исландии 1918–1944 гг.). При этом создавались общие органы для всего государственного объединения. Обычно ими становились органы одного из государств, а представителям присоединяющегося государства предоставлялись гарантии участия в работе этих органов. В международных отношениях реальная уния выступала как единое суверенное государство.
Некоторые исследователи не рассматривают унии в качестве межгосударственных объединений с элементами федерализма, считая, что личные унии являются разновидностью конфедерации, а реальные унии – одной из форм государственного устройства.
Содружество и сообщество. Содружество представляет собой основанное на международном договоре объединение независимых государств, созданное для решения задач в определенных жизненных сферах. Это еще более аморфное образование, чем конфедерация. Одной из первых организаций такого рода было созданное в 30-х гг. прошлого столетия британское Содружество (Британское содружество наций). Другой подобной организацией является Содружество Независимых Государств (СНГ). Содружество характеризуется следующими признаками:
1) созданием общих органов содружества для координации действий государств-участников;
2) отсутствием суверенитета: суверенитет сохраняется за государствами-участниками;
3) отсутствием общих для содружества конституции и законодательства;
4) правом стран-участниц на свободный выход из состава содружества;
5) автономностью денежной, судебной, правовой системами стран-участниц содружества;
6) отсутствием единого гражданства.
Содружество как объединение государств может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, но может и распасться.
Другой, близкой к содружеству формой межгосударственного объединения является сообщество. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество. Примером данной формы межгосударственного объединения является Европейский Союз. Вначале было образовано Европейское экономическое сообщество (1950 г.), которое со временем преобразовалось в Европейский Союз. Для реализации целей, стоящих перед данным сообществом были созданы Европейский парламент (законодательный орган), Европейская комиссия (исполнительный орган) и Европейский суд (судебный орган). Позднее создаются Европейский совет и Координационный комитет, которые начинают играть в сообществе главную роль. В ноябре 2009 г. представителями государств-участников избран Президент Европейского Союза.
Многие государствоведы считают, что Европейский Союз эволюционирует в сторону конфедерации, хотя, по мнению отдельных исследователей, он уже является конфедерацией и эволюционирует в сторону федерации.
Контрольные вопросы
Что собой представляет унитарное государство? Каковы его признаки и виды?
Что собой представляют автономии? Какие существуют виды автономий и в чем их особенности?
Что собой представляет федеративное государство? Каковы его признаки и виды?
Что собой представляют симметричные и асимметричные федерации?
Что собой представляют собой межгосударственные объединения с элементами федерализма? Можно ли считать их формами государственного устройства?
Литература
Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. С. Автономов. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник / Г. Н. Андреева. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 656 с. – (Российское юридическое образование).
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М. : Норма, 2007. – 896 с.
Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М. : Норма, 2009. – 1056 с.
Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник / В. Е. Чиркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 384 с.
Чиркин В. Е. Современное федеративное государство : учеб. пособие / В. Е. Чиркин. – М.: Изд-во МНИМП, 1997. – 128 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина