logo
ТГП

§ 1. Понятие и функции судебной власти

Понятие судебной власти. Судебную власть можно определить как относительно самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу.

Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти является важнейшим атрибутом демократического государства. Как одна из ветвей государственной власти судебная власть занимает самостоятельное место в системе разделения властей и не является каким-либо придатком ни законодательной, ни исполнительной власти. Более того, судебная власть независима от других ветвей власти. Как гласит ч. 2 ст. 1 Конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., «судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Самостоятельность и независимость судебной власти вместе с тем не носят абсолютного характера. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти только тогда, когда от имени государства осуществляет свою основную функцию – правосудие, т. е. когда на основе действующего в стране права рассматривает в судебных заседаниях юридические конфликты и споры и разрешает их по существу. Кроме органов судебной власти никто не может вершить правосудие, и никто не вправе вмешиваться в данную деятельность судов. Решение суда – властный акт, который должен неукоснительно исполняться и который не может быть отменен ни законодательным, ни каким-либо исполнительным органом, ни даже главой государства. Более того, обеспечивая на основе права разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля за их деятельностью.

В то же время законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть в принимаемых ею законах определяет судебную систему государства и принципы ее деятельности, компетенцию судов, порядок формирования судейского корпуса, статус судей, финансирование судов и т. д. Исполнительная власть осуществляет подготовку судейских кадров, организует материально-техническое обеспечение судов, решает многие другие вопросы. Так, в ряде стран от исполнительной власти в лице министерства юстиции зависит создание надлежащих условий для работы судов, подготовка кадров для замещения судейских должностей и ряд других организационных вопросов. В некоторых странах министерства юстиции сами назначают судей или играют решающую роль в процедуре их назначения. В США федеральных судей назначает Президент, в Японии судей назначает правительство.

Судебные органы являются довольно древними по своему происхождению. Они появляются на заре государственности в лице племенных советов старейшин и подобных им учреждений. В этой связи, видимо, не случайно некоторыми исследователями высказывается предположение, что слово «государство» произошло от слова «суд», поскольку самыми первыми органами государства, по их мнению, были именно суды.

Судебная власть как относительно самостоятельная и независимая ветвь государственной власти появляется в европейских странах в XVIII–XIX вв., в период перехода от абсолютной монархии к демократическим режимам. В настоящее время судебная власть как власть, стоящая на одном уровне с законодательной и исполнительной властью, существует только в тех государствах, где в основе организации и деятельности государственного аппарата лежит принцип разделения властей. Только там, где признается принцип разделения властей, судебная власть выступает в качестве арбитра в спорах между государственными органами, в том числе и между органами законодательной и исполнительной власти. Во всех остальных государствах судебная власть отсутствует, хотя судебные органы существуют.

Судебная власть, являясь самостоятельной ветвью государственной власти, обладает всеми признаками, которые присущи другим ветвям государственной власти. Решения, принимаемые судебными органами, так же как и решения органов законодательной и исполнительной власти, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Так же как и другие органы государственной власти, судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения. Так же как и другие государственные органы, суды осуществляют правовое регулирование общественных отношений в соответствующих сферах.

Вместе с тем судебной власти присущи и свои, специфические признаки. Во-первых, это исключительность судебной власти, которая выражается в том, что правосудие осуществляется только судом, и никакой законодательный или исполнительный орган государственной власти не может принять на себя осуществление данной функции. Например, в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Во-вторых, это особая процедура (процессуальная форма) осуществления правосудия, которая детально регламентируется специальными правовыми актами, и нарушение которой может стать основанием для отмены судебного решения.

В-третьих, это особый статус должностных лиц, осуществляющих судебную власть, т. е. судей. Судьями могут быть только граждане государства, отвечающие ряду требований: имеющие определенный возрастной и образовательный ценз, определенный стаж практической работы по юридической профессии и др. Так, в ст. 119 Конституции РФ говорится: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».

В-четвертых, это особый режим деятельности, который выражается в независимости судей и подчинении их только закону, в несменяемости и неприкосновенности судей.

В-пятых, это особая система контроля за деятельностью судебной власти, которая является контролем за законностью судебных решений. Такая система контроля осуществляется посредством судебного надзора вышестоящими судами и исключает какое-либо вмешательство со стороны органов законодательной и исполнительной власти.

Функции судебной власти. Судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти выполняет целый ряд функций. Основной и наиболее важной из них является осуществление правосудия. Правосудие – это рассмотрение в судебных заседаниях на основе действующего в стране права юридических конфликтов и споров и разрешение их по существу. Оно осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Так, например, ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ предусматривают применение таких мер процессуального принуждения, как арест, заключение под стражу, ограничение права на тайну переписки и некоторых других только по решению суда.

В качестве функции судебной власти рассматривается также толкование правовых норм. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Толковать нормы права правомочны и другие суды Российской Федерации.

Функцией судебной власти является и официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. В частности, только суд может признать лицо умершим или безвестно отсутствующим, установить наличие родственных отношений и т. д.

Выделяется и такая функция судебной власти как ограничение правосубъектности граждан. Например, решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания может принять только суд.

В литературе обращается также внимание и на так называемые внутренние функции судебной власти, т. е. функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. Это судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков судей и некоторые другие.