§ 1. Понятие личности. Связь личности с государством
Понятие личности. Прежде чем говорить о связи личности с государством, необходимо выяснить, что же понимается под личностью и какой смысл принято вкладывать в это понятие. В справочной литературе слову «личность» обычно придаются следующие значения: это человек, выступающий носителем каких-нибудь свойств1, человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной созидательной деятельности2. Аналогичные трактовки личности даются философскими словарями. Так, в одном из них личность определяется как человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми3.
Из приведенных положений видно, что личность – это, прежде всего, человек. Поэтому, когда речь идет о личности, о ее связи с государством, под ней всегда подразумевается человек. Вместе с тем личность и человек – это не совсем одно и то же. В научной литературе данные понятия принято различать. И дело здесь не в том, что личностями надо признавать людей, обладающих какими-то особыми качествами, исключительными способностями, яркой индивидуальностью, как полагают отдельные исследователи, а в том, что понятия «человек» и «личность» несут различную смысловую нагрузку. Человек – это биосоциальное, природно-общественное существо, в котором тесно переплелись природные и социальные качества. Он – представитель, прежде всего, природного, естественного мира со всеми присущими ему биологическими, физическими, физиологическими, психическими и прочими свойствами. Но одновременно он – представитель и социального мира, обладающий определенными социальными качествами (мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и т. д.). При этом решающая роль принадлежит именно социальным качествам, которые выделяют человека из мира природы и включают его в систему общественных отношений. Последние как раз и определяют социальную сущность человека. Как отмечал К. Маркс, сущность человека «в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений»1. Совокупность социальных свойств, качеств человека охватывается понятием «личность». Поэтому личность – это не просто человек, а человек, обладающий определенными социальными качествами и включенный в систему общественных отношений. Опять же по выражению К. Маркса, «сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»2.
Связь личности с государством. Личность как человек, обладающий определенными социальными качествами и включенный в систему общественных отношений, в государственно-организованном обществе не может не быть связана с государством. В таком обществе государство, как известно, является официальным представителем и выразителем публичной власти – власти всего общества. Эта власть распространяется на всех без исключения членов общества, и ее веления носят общеобязательный характер, т. е. распространяются опять же на всех членов общества. Более того, эта власть распространяется и на других лиц, которые оказываются на территории соответствующего государства, например, иностранцев. Поэтому любая личность, проживающая или временно находящаяся на территории государства, всегда в той или иной мере связана с государством.
Связь личности с государством носит самый разнообразный характер, поскольку зависит от различных обстоятельств: конкретных исторических условий, политического режима, социального положения личности, ее возраста, пола, наличия у нее определенной профессии, занимаемой должности и т. д. Но, прежде всего, связь личности с государством зависит от принадлежности личности к конкретному государству, от того, в каком правовом качестве выступает личность по отношению к этому государству: гражданина, иностранца или лица без гражданства.
Гражданин – это лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству. Правда, гражданами обычно называют лиц, территориально и юридически принадлежащих к государствам с республиканской формой правления, а в государствах с монархической формой правления таких лиц чаще всего именуют подданными (подданные Его или Ее Величества). Вместе с тем в современных развитых странах эти понятия употребляются как равнозначные, поскольку правовое положение личности в республиках и монархиях почти ничем не отличается. Лишь в некоторых странах (например, в странах Арабского Востока, Африки) различие между гражданами и подданными еще сохраняет свое значение, так как население в монархических государствах этих стран воспитывается в традициях личной преданности монарху.
Связь личности с государством, когда личность выступает в качестве гражданина или подданного, является наиболее тесной. Личность, будучи гражданином (подданным) государства, пользуется всеми юридическими правами, установленными данным государством, а также несет перед государством все юридические обязанности. Государство же в свою очередь гарантирует личности ее права, защищает ее, покровительствует ей за границей.
Иностранец – это гражданин (подданный) другого государства. Связь личности с государством, когда она выступает в качестве иностранца, является не такой тесной, как у граждан. Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности (например, должности, связанные с государственными или военными секретами, работать на радио, телевидении, быть судьями, прокурорами, нотариусами и т. д.), не несут некоторых обязанностей (например, не обязаны служить в армии страны пребывания). В то же время иностранцы пользуются многими правами, что и граждане государства, а также обязаны исполнять законы и другие нормативные акты страны пребывания. В случае совершения преступления или иного правонарушения они несут ответственность по законодательству этой страны.
Лицо без гражданства (апатрид) – это лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства. Его связь с государством во многом аналогична связи с государством иностранца (Конвенция о статусе апатридов 1954 г. требует предоставления апатридам статуса, которым пользуются иностранцы). Лица без гражданства, как и иностранцы, тоже не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности, не несут некоторых обязанностей. Вместе с тем в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства.
Кроме названных личность по отношению к государству может выступать и в некоторых других качествах. Она может быть лицом с двойным (и более) гражданством, беженцем, вынужденным переселенцем и т. д. Однако в этих случаях она все равно выступает в качестве либо гражданина, либо иностранца, либо лица без гражданства. Так, например, беженцы – это граждане иностранных государств, а вынужденные переселенцы – граждане данного государства.
Таким образом, связь личности с государством зависит в первую очередь от ее гражданства. Если личность по отношению к конкретному государству выступает как гражданин или подданный, ее связь с данным государством будет наиболее тесной. Если же она не является гражданином или подданным данного государства, а выступает по отношению к нему как иностранный гражданин или лицо без гражданства, то связь этой личности с государством будет менее тесной.
Связь личности с государством имеет еще один аспект. Независимо от гражданства она, находясь на территории государства, выступает как субъект права, т. е. лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности. Это обусловлено тем, что практически любое современное государство признает за любой личностью, находящейся на территории государства, способность (возможность) иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять. Такая способность именуется правосубъектностью. Как говорится в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства, обладая в целом правосубъектностью, в отличие от граждан (подданных) не могут, тем не менее, иметь некоторые юридические права, а также нести отдельные юридические обязанности.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина