§ 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
Органы судебной власти. Вопрос об органах судебной власти на первый взгляд может показаться достаточно простым. Коль скоро речь идет о судебной власти, то органами, ее осуществляющими, могут быть только суды. Об этом, в частности, прямо говорится в ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.: «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа». Представители народа, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия, – это присяжные, народные и арбитражные заседатели, которые при осуществлении правосудия приравниваются к судьям. Немного иначе и, как представляется, более точно гласит ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». Но только ли судам принадлежит судебная власть или она ими лишь осуществляется?
Если обратиться к конституциям различных государств, то можно обнаружить, что в главах, посвященных судебной власти, говорится не только о судах, но и о некоторых других органах государства. Так, в разделах и главах о судебной власти в конституциях Бельгии (гл. VI), Греции (разд. V), Испании (разд. VI), Нидерландов (гл. VI), Франции (разд. VIII) и ряда других государств встречаются статьи об органах прокуратуры. Говорится об органах прокуратуры и в гл. 7 «Судебная власть» Конституции Российской Федерации (ст. 129). В ч. 4 и 5 ст. 92 Конституции Греции содержатся положения о нотариусах, хранителях ипотечных записей, актов гражданского состояния, а также о директорах агентств по учету недвижимости. Статья 92 данной Конституции входит в раздел «Судебная власть». Кроме того, законодательство многих стран предусматривает возможность физическим и юридическим лицам обращаться для разрешения конфликтов к негосударственным квазисудебным учреждениям (например, к третейским судам).
В последние десятилетия в ряде стран появились такие органы, как Высшие советы судебной власти (Высшие советы магистратуры). Эти органы не осуществляют правосудия и не являются высшей судебной инстанцией. Они рассматриваются как представительные и одновременно как распорядительные органы судейского сообщества. Например, ст. 122 Конституции Испании называет Высший совет судебной власти органом управления в данной сфере. К ведению этих органов относится все, что связано с назначением судей, продвижением их по службе, их дисциплинарной ответственностью вплоть до освобождения от должности, а также вопросы внутренней организации работы судов. В Российской Федерации аналогичные функции возложены на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. В частности, в ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. говорится, что Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера.
В этой связи возникает резонный вопрос: можно ли относить названные и подобные им органы к системе органов судебной власти или органами судебной власти являются только суды?
Как представляется, говоря об органах судебной власти, нужно, прежде всего, различать органы собственно судебной власти и органы, содействующие осуществлению судебной власти (органы, содействующие отправлению правосудия). К последним обычно относят органы прокуратуры, адвокатуру, следственные органы, нотариат, квазисудебные и некоторые другие органы. Эти органы по общему правилу не входят в систему органов судебной власти. Исключение составляют органы прокуратуры, следственные и некоторые другие органы, поскольку по законодательству отдельных государств они входят в состав органов судебной власти. Так, например, в Германии, Испании и Франции органы прокуратуры включены в состав судейского корпуса и находятся при судах. При судах согласно ст. 128 Конституции Болгарии функционируют и следственные органы, осуществляя предварительное производство по уголовным делам. В ряде стран существует специальная судебная полиция, которая подчинена судебной власти (например, в Италии). Что же касается органов собственно судебной власти, то к ним относятся суды и те органы, которые по смыслу законодательства соответствующих государств отнесены к органам судебной власти. В то же время основу органов судебной власти составляют суды, которые призваны осуществлять правосудие и которые в единстве своем образуют судебную систему соответствующего государства.
Формирование судейского корпуса. Судейский корпус, который составляют судьи, осуществляющие правосудие, формируется, как правило, путем назначения. Порядок назначения судей в различных странах определяется законодательством по-разному. Так, в ФРГ судей федеральных высших судов назначает федеральный министр юстиции совместно с Комитетом по выборам судей, а судей нижестоящих – министры юстиции земель также совместно с Комитетом по выборам. Во Франции, Греции, Польше, Румынии и др. право окончательного назначения судей принадлежит Президенту, в Испании, Бельгии, Нидерландах и др. – монарху. В США федеральных судей назначает Президент с согласия Сената. В Японии судей назначает правительство. В Российской Федерации судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначает верхняя палата Федерального Собрания РФ – Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации, остальных судей назначает Президент РФ.
В ряде стран судьи (как правило, низших судов) избираются населением. В США в большинстве штатов судьи избираются гражданами на определенный срок. При этом в некоторых штатах существует даже возможность досрочного отзыва судьи избирателями. В 14 штатах судьи назначаются губернатором по представлению судейского комитета, но через определенное время они должны получить поддержку большинства избирателей. Если такой поддержки в ходе голосования получить не удалось, судья обязан уйти в отставку.
К судьям, назначаемым на должность или избираемым населением, предъявляются определенные требования. Прежде всего, это возрастной ценз, который устанавливается законом или сложившейся практикой. Например, согласно ст. 119 Конституции РФ судьями, как уже отмечалось, могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет. А вот судьями Конституционного Суда РФ могут быть граждане РФ, достигшие уже 40 лет, а судьями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – граждане, достигшие 35 лет. Во Франции и Великобритании по сложившейся практике судьями назначают лиц, как правило, не моложе 40 лет.
Во многих странах судьи назначаются вначале на определенный срок (от трех до десяти лет), а затем пожизненно. Но и при пожизненном назначении они обязаны уйти в отставку, как правило, по достижении предельно допустимого возраста (например, в Великобритании 72 года, в Японии 65 лет). В Российской Федерации предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет. Полномочия судьи могут быть прекращены и досрочно, т. е. до достижения им предельного возраста пребывания в должности. Так, по законодательству Российской Федерации полномочия судьи могут быть прекращены, в том числе досрочно, по следующим основаниям:
1) письменного заявления судьи об отставке;
2) неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменного заявления судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращения гражданства Российской Федерации;
7) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
10) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
В некоторых странах (Великобритании, США, Японии) судьи могут быть отстранены от должности путем специальной парламентской процедуры – импичмента.
Помимо возрастного ценза к судьям могут предъявляться и квалификационные требования. Например, по законодательству Российской Федерации судьями могут быть граждане РФ не только достигшие установленного законом возраста, но и имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (для судей Конституционного Суда – не менее 15 лет, для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда – не менее 10 лет). К судьям предъявляются также и некоторые другие требования: авторитет, безупречная репутация и пр.
На судей распространяется также принцип несовместимости должностей: судья не вправе занимать иные государственные должности, муниципальные должности, вообще заниматься другой оплачиваемой работой (в некоторых странах устанавливаются исключения для преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься коммерцией. Для мировых судей, которые являются в большинстве стран непрофессиональными судьями и могут не получать зарплату или иное вознаграждение за осуществление судейских функций, список ограничений несколько короче. При назначении на конкретные судейские должности принимаются во внимание также родственные связи. По законодательству Российской Федерации судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судья не вправе также входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина