logo
ТГП

§ 3. Государство и культура. Политическая культура

Понятие культуры. Термин «культура» (от лат. «cultura» – возделывание, взращивание; воспитание, образование; развитие) довольно многозначен. В этом можно легко убедиться, обратившись к справочной литературе. Не существует единого понимания культуры и в научной литературе, в том числе и юридической. Не вдаваясь в подробности относительно того, какие мнения высказываются по поводу понятия культуры, поскольку это не входит в задачу настоящей работы, отметим, что наиболее приемлемым представляется понимание культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Существуют и более узкие толкования культуры, когда под культурой понимают, например, уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности или степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо.

Рассматривая соотношение государства и культуры, необходимо, как представляется, учитывать тот факт, что культура – явление разноплановое. Есть культура всего общества, социальная культура и есть культура отдельного человека, индивидуальная культура, которые хотя и связаны между собой, но обладают все-таки относительной самостоятельностью. Социальная культура – это качественное состояние общества в целом, уровень его развития. Это все то, что создано человеком, что является результатом его материальной и духовной деятельности. Социальную культуру можно подразделить (правда, с некоторой долей условности) на материальную и духовную. Материальную культуру общества составляют техника, материальные ценности, созданные в процессе производства, производственный опыт. Духовную культуру – производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, литературы, искусства, морали, просвещения и т. д. Индивидуальная культура – это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития отдельного человека, его творческих сил и способностей.

Связь государства с культурой. Связь государства с культурой необходимо рассматривать с учетом деления культуры на социальную и индивидуальную. Связь государства с социальной культурой выражается, прежде всего, в том, что государство входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее составной частью. Вследствие этого государство выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры и представляет собой определенную социально-культурную ценность.

В советской науке государство не признавалось в качестве составной части культуры и социально-культурной ценности. Оно трактовалось как орудие классового господства, подавления одних классов другими, которое с исчезновением классов должно отмереть и исчезнуть. При таком подходе никакой социальной и культурной ценности за государством не признавалось. Однако постепенно пришло осознание того, что государство – это не только и даже не столько орудие классового господства, подавления, сколько социально полезный и необходимый для нормального функционирования общества инструмент, характеризующий определенный уровень развития социальной культуры.

Государство как составная часть, элемент социальной культуры является определенным показателем культурного уровня развития общества. Форма правления и форма государственного устройства, политический режим и уровень развития демократии, система государственных органов и принципы их организации и деятельности – все это показатели культурного уровня развития общества, свидетельствующие о степени цивилизованности государства.

Связь государства с социальной культурой характеризуется не только тем, что государство является ее элементом, а также определенным показателем культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется еще и в их взаимном влиянии. Поскольку государство является элементом, составной частью культуры, оно испытывает на себе ее влияние. Культура общества наряду с другими факторами (экономикой, политикой, идеологией и т. д.), так или иначе, обусловливает уровень развития государства, степень его совершенства. В связи с этим государство не может быть выше культурного уровня развития общества.

С другой стороны, имеет место обратное влияние государства на культуру. Государство, воздействуя на экономику, политику, другие сферы общественной жизни, воздействует также и на культуру. Более того, государство с помощью позитивного права регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества, непосредственно влияя на ее развитие. Причем это влияние может быть как положительным, если государство способствует развитию культуры, реализации тех или иных культурных программ, так и отрицательным, если государство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки.

Иначе выглядит связь государства с индивидуальной культурой. Само собой разумеется, что государство не является элементом индивидуальной культуры. Но это совсем не означает, что государство никак не связано с индивидуальной культурой. Эта связь выражается преимущественно в том, что государство, влияя на культуру в целом, оказывает влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же касается обратного влияния индивидуальной культуры на государство, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных областях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.).

Политическая культура. В результате взаимодействия государства и культуры в обществе складывается политическая культура. В научной и учебной литературе существует множество определений политической культуры. Не вдаваясь в подробности, политическую культуру можно определить как качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем политического развития общества и личности.

Политическую культуру, как и культуру в целом, также целесообразно рассматривать через призму социальной и индивидуальной культуры. Вследствие этого можно говорить о социальной и индивидуальной политической культуре. Кратко социальную политическую культуру можно охарактеризовать как определенный уровень политического развития общества, а индивидуальную политическую культуру – как определенный уровень политического развития отдельного человека, индивида, личности.

Более глубокие представления о социальной и индивидуальной политической культуре можно получить, рассмотрев их структуру. Как представляется, структуру социальной политической культуры характеризуют взятые во взаимосвязи все политические явления общества, а ее структурными элементами будут выступать находящиеся на определенном уровне развития политика, государство, политические партии, общественные объединения, деятельность которых связана с политикой, политический режим, политические отношения и другие явления политической жизни общества.

Несколько иначе будет выглядеть структура индивидуальной политической культуры. Ее, как представляется, характеризуют три основных элемента:

1) политические знания индивида, его осведомленность в области политики (информационный элемент);

2) индивидуальное политическое сознание, политические убеждения индивида (ценностный элемент);

3) участие индивида в политической жизни общества (поведенческий элемент).

Повышению индивидуальной политической культуры способствует политическое воспитание граждан. Чтобы достичь положительных результатов в этом деле, государство должно создавать условия для проявления их политической активности, участия в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии. Вместе с тем с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время ни государство, ни иные организации в нашей стране не уделяют должного внимания вопросам политического воспитания.