3. Понятие, причины и виды трудовых споров.
Трудовые отношения объективно предполагают существо вание конфликта, поскольку в процессе труда соединяются разно родные факторы производства, отчужденные друг от друга (наличие отчуждения рабочей силы (труда) от капитала и средств производст ва), взаимодействуют экономически обособленные субъекты (работ ники и работодатели).
Вступая в трудовые правоотношения, работодатели и работники отстаивают собственные интересы, не совпадающие с интересами другой стороны трудового договора. Несовпадение, а порой и противоположность (антагонизм) интересов работодателей и работников в процессе осуществления трудовой деятельности являются объективной основой возникновения конфликтов по поводу установления и изменения условий труда, применения законодательства и иных нормативных правовых актов, соглашений о труде.
Причинами конфликтов могут быть и субъективные факторы: нежелание работодателя соблюдать требования действующего законодательства, неправильное понимание и толкование закона и т.п.
Такие конфликты, если они не урегулированы путем непосредственных переговоров между работниками и работодателями, считаются трудовыми спорами. Они могут иметь частный характер, затрагивающий интересы отдельного работника, или более общий, затрагивающий интересы всего коллектива работников организации или ее обособленного структурного подразделения.
> 2. Разрешение трудового спора можно рассматривать как один из способов защиты трудовых прав в широком смысле слова, по скольку в результате рассмотрения трудового спора нарушенные тру довые права восстанавливаются, возмещается ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться, произ водится компенсация морального вреда. С помощью процедуры раз решения коллективных трудовых споров могут быть защищены не только права, но и законные интересы работников, т.е. отраженные в объективном праве либо вытекающие из его общего смысла и в опре деленной степени гарантированные государством простые юридиче ские дозволения, выражающиеся в стремлениях субъекта пользовать ся конкретными социальными благами, а также в некоторых случаях
обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным1.
Отнесение трудового спора к способам защиты трудовых прав и законных интересов работников обусловлено особым положением работника в трудовых отношениях, его зависимостью от работодателя. Однако разрешение трудового спора не является односторонним процессом, имеющим целью защитить исключительно работника. Оно направлено на установление истины и восстановление нарушенных прав (нарушенного баланса интересов) независимо от того, чьи права нарушены — работника или работодателя.
В самом широком смысле трудовой спор можно определить как неурегулированные разногласия между сторонами трудового правоотношения по поводу применения законодательных и иных нормативных правовых актов о труде, а также установления новых или изменения существующих условий труда.
> 3. Классификация споров может быть осуществлена на основании различных критериев, однако основными видами трудовых споров надо признать индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры является конституционным правом работников (ст. 37 Конституции РФ).
Способы их разрешения устанавливаются федеральным законодательством с учетом особенностей каждого вида.
Поскольку законодательство устанавливает различный порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, очень важно четкое их разграничение.
Необходимость такого разграничения обусловлена наличием некоторых общих элементов, присущих индивидуальным и коллективным трудовым спорам. Так, и индивидуальные, и коллективные трудовые споры возникают в сфере трудовых отношений. Участниками и тех и других споров могут быть только те работники, которые состоят с работодателями в трудовых правоотношениях. Различие индивидуальных и коллективных трудовых споров проявляется в характере разногласий и субъектном составе спора.
Понятие индивидуальный трудовой спор дано в ст. 381 ТК. Это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или измене-нии индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуаль-ным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодате-лем, или лицом, желающим заключить трудовой договор с данным работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Понятие коллективный трудовой спор определено ст. 398 ТК. В соответствии с ней — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их предста-вителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом ра-ботодателя учесть мнение выборного представительного органа ра-ботников при принятии локальных нормативных актов.
Как видно из сопоставления приведенных понятий, индивиду-альные и коллективные трудовые споры различаются по субъектно-му составу и предмету разногласий.
Индивидуальный трудовой спор — это спор одного работника с работодателем. Он возникает в результате нарушения (реального или мнимого) трудовых прав работника и поэтому носит индивиду-альный характер. В индивидуальном трудовом споре сторонами яв-ляются работник и работодатель. На стороне работника в целях за-щиты его интересов может выступать профсоюз. Но стороной спора он не является.
Коллективный трудовой спор характеризуется коллективным ха-рактером разногласий. Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организа-ции, ее филиала или представительства) и объединенные общими про-фессиональными (социально-трудовыми) интересами. Это не любая группа трудящихся, а коллектив, обладающий указанными в законе специфическими признаками.
Стороной коллективного трудового спора могут быть члены первичной профсоюзной организации (когда спор возникает на уровне организации, ее филиала или представительства); профсою-за, входящего в состав соответствующего объединения (когда речь
идет о споре на уровне отрасли, профессии и т.п.); коллектив работников, занятых у определенного работодателя.
Существует своеобразный принцип единства стороны коллективно-договорного процесса и коллективного трудового спора.
Если спор возникает в ходе коллективных переговоров, его стороной выступают работники, участвующие через своих представителей в переговорах. В случае возникновения спора по причине невыполнения коллективного договора стороной спора будут признаны работники, от имени которых этот коллективный договор заключен.
Другая сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом — работодателями отрасли, региона, территории и т.д., от имени которых выступает объединение работодателей или иной орган, уполномоченный работодателями на представительство.
Индивидуальные трудовые споры возникают по поводу применения установленных законами и иными нормативными правовыми актами о труде, а также коллективно-договорными актами (социально-партнерскими соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором условий труда, а также об установлении или изменении индивидуальных условий труда. Такие споры по юридической природе являются спорами искового характера. Суть их составляют требования работника о восстановлении или признании тех или иных индивидуальных прав, которые, по его мнению, должны принадлежать ему в силу действия указанных актов, соглашений или трудового договора и которые действительно или по мнению работника нарушены или не предоставлены. Трудовой кодекс устанавливает специальный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров1.
В отличие от индивидуального коллективный трудовой спор может возникнуть по поводу установления и изменения условий труда для коллектива работников, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.
Поскольку спор возникает между работниками и работодателем, учитываются лишь те условия труда, которые устанавливаются или могут быть установлены работодателем в локальных нормативных
актах или определяются в договорном порядке. Надо учитывать также, что коллективно-договорные акты (коллективный договор и соглашение) наряду с установлением условий труда могут регулиро-вать и коллективные трудовые отношения (например, порядок осу-ществления контроля за соблюдением коллективного договора), содержать обязательственную часть (например, обязательства рабо-тодателя по строительству жилья, осуществлению мероприятий по охране труда и т.п.). Кроме того, при заключении коллективно-договорных актов возможны разногласия по поводу определения порядка проведения переговоров, признания легитимности предста-вителей сторон и т.п. Такого рода споры также являются коллектив-ными.
Предметом коллективного трудового спора признается и вы-полнение коллективных договоров, соглашений, в том числе толко-вание их положений.
Новым видом коллективного трудового спора являются разногла-сия, возникшие в связи с отказом работодателя учесть мнение пред-ставительного органа при принятии локального нормативного акта.
Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав и законных интересов работников, которые связаны с их участием в правовом регулирова-нии трудовых отношений и реализации норм, установленных в по-рядке коллективно-договорного регулирования.
Для того чтобы неурегулированные разногласия между работни-ками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие двух указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным. Поэтому споры по поводу применения законов и иных нормативных правовых актов (за исключением соглашений и коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации, не могут рассматриваться в качестве коллективных. Допустим, работодатель задерживает выплату зара-ботной платы. В этом случае он нарушает обязанности, предусмот-ренные Трудовым кодексом (выплачивать заработную плату и со-блюдать сроки выплаты). Причем указанные обязанности вытекают из факта заключения трудового договора с работником, т.е. характе-ризуют индивидуальное трудовое отношение. В этом случае можно говорить о совпадении интересов работников организации, о сово-купности индивидуальных трудовых споров, наконец, о возможности
коллективной защиты индивидуальных трудовых прав (проведение шествий, митингов, пикетирования). Однако коллективным трудовым спором такие разногласия признать нельзя. Это индивидуальные трудовые споры.
Аналогичная трактовка существует и в зарубежных странах: коллективными трудовыми спорами признаются лишь споры, вытекающие из коллективных трудовых отношений, т.е. связанные с заключением или выполнением коллективно-договорных актов1.
> 4. Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «день начала коллективного трудового спора».
Разногласия сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур. Началом коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников. Если работодатель в течение 3 рабочих дней со дня получения требований работников не сообщит о своем решении, спор также считается начавшимся.
Если разногласия удается разрешить в установленные сроки, коллективный трудовой спор не возникает, т.е. только неурегулированные разногласия между работниками и работодателями становятся коллективным спором и разрешаются по правилам, установленным гл. 61 ТК.
Это положение относится и к индивидуальным трудовым спорам. Индивидуальными трудовыми спорами, так же как и коллективными, признаются только неурегулированные разногласия. В отличие от коллективного индивидуальным трудовым спором признаются лишь те разногласия между работником и работодателем, которые переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикци-онного органа. Началом индивидуального трудового спора следует считать день обращения работника или работодателя в соответствующий орган по рассмотрению трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются специальными юрисдикционными органами — комиссиями по трудовым спорам и судами2. Работникам в соответствии со ст. 46 Конституции РФ гарантируется судебная защита трудовых прав.
Коллективные трудовые споры разрешаются с использованием примирительных процедур1. От имени сторон коллективного трудового спора в примирительных процедурах выступают их представители. В законодательстве введена единая система представительства сторон для проведения коллективных переговоров и участия в разрешении коллективных трудовых споров. Наконец, последнее различие между коллективными и индивидуальными трудовыми спорами заключается в том, что обратиться в судебные органы за разрешением индивидуального трудового спора могут и работники, и работодатель (в установленных законом случаях), коллективный же трудовой спор могут начать только работники (их представители).
БИЛЕТ № 38
- 2009/2010 Учебный год
- 1. Трудовое право - одна из отраслей права. Ее отграничение от смежных отраслей права (гражданского, административного, права социального обеспечения).
- 2. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, и занятых на сезонных работах.
- 3. Виды материальной ответственности работника.
- 2. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения.
- 3. Определение размера ущерба, причиненного работником и порядок его взыскания.
- 1. Система трудового права как отрасли права и как науки.
- 2. Защита персональных данных работника.
- 3. Правовое регулирование дисциплины труда. Методы ее обеспечения.
- 1. Метод трудового права как отрасли права
- 2. Временные переводы на другую работу.
- 3. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.
- 1. Основные трудовые права и обязанности работодателя
- 2. Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми : статус безработного.
- 3. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков.
- § 9. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск принадлежит работнику с момента начала действия трудового договора.
- 1. Общая характеристика трудового кодекса рф.
- 2 Порядок оформления приема и прекращения трудового договора. Выходные пособия.
- 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
- 1. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Факторы дифференциации.
- 2.Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.
- 3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
- 1. Трудовое правоотношение: понятие, субъекты. Трудовая праводееспособность.
- 2. Оплата труда работников федеральных бюджетных учреждений. Права работодателя по организации оплаты труда.
- 3.Комиссии по трудовым спорам: их состав, компетенция, порядок работы.
- 1. Основные принципы социального партнерства.
- 2. Понятие и виды переводов на другую работу.
- 3. Общая характеристика зарубежного законодательства о труде.
- 1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов
- 2.Понятие и функции заработной платы, методы ее правового регулирования.
- 3. Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников.
- 1. Источники трудового права: понятие и виды.
- 2. Трудовой договор: понятие, стороны и его отличие от гражданско-правовых договоров о труде.
- 3. Компенсационные выплаты: понятие и виды.
- 1. Основные трудовые права и обязанности работника.
- 2. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора и их классификация.
- 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- 1. Закон рф «о занятости населения в российской федерации» (общая характеристика).
- 2.Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях.
- 3. Формы и системы заработной платы.
- 1.Содержание трудового правоотношения.
- 2. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда и ее государственные гарантии.
- 3. Сроки при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 1.Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
- 2. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
- 3. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.
- 1. Уровни и формы социального партнерства в сфере труда.
- § 1. Наименование и содержание ст. 26 изменены. Вместо системы социального партнерства она теперь определяет его уровни.
- § 5. К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
- 2. Общий порядок заключения трудового договора. . Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка.
- 3.Организация охраны труда.
- 1. Конституция российской федерации как источник трудового права.
- 2. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
- 3. Исполнение решений ктс и суда по индивидуальным трудовым спорам.
- 1. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение.
- § 8. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 тк).
- 2. Аттестация работников: понятие и значение ее проведения. Круг аттестуемых. Правовые последствия аттестации.
- 3. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения, обжалования и снятия.
- 1. Субъекты трудового права: понятие и общая характеристика.
- 2. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления.
- 3. Международная организация труда, ее цели и задачи. Конвенции и рекомендации мот о труде.
- 1.Свобода труда. Запрещение принудительного труда.
- 2.Особенности регулирования труда надомников.
- 3.Материальная ответственность работодателя перед работником.
- Глава 38. Материальная ответственность
- 1.Коллективный договор: понятие, стороны, его значение в условиях рыночной экономики.
- 2. Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным.
- 3. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
- 1. Цели и задачи трудового законодательства. Тенденции его развития.
- 2. Поощрения за труд и порядок их применения.
- 3. Нормирование труда.
- Глава 22. Нормирование труда
- 1. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Их субъекты и содержание.
- 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- Глава 32. Ученический договор
- Раздел X. Охрана труда
- 3. Особенности регулирования труда педагогических работников.
- Глава 52. Особенности регулирования
- 1. Запрещение дискриминации в сфере труда.
- 2. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- 3. Дисциплинарная ответственность работников: понятие и виды.
- 1. Порядок заключения коллективного договора и срок его действия.
- 2.Сверхурочная работа: понятие, случаи, порядок привлечения и компенсация.
- 1. Содержание соглашений. Порядок заключения, изменения соглашений и контроль за их выполнением.
- 2. Дополнительные отпуска и порядок их предоставления.
- 3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их рассматривающие.
- 1. Работодатель как субъект трудового права.
- 2. Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и ее компенсация.
- § 4. Для некоторых категорий работников Кодексом предусмотрен прямой запрет или ограничения привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни:
- § 7. Общие правила привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни скорректированы с учетом особенностей отдельных категорий работников, указанных в ч. 3 ст. 113 тк.
- § 9. Для обеспечения порядка и при необходимости оперативного решения возникающих вопросов в праздничные, а иногда и в выходные дни работодателем назначаются ответственные дежурные.
- 3. Основания, условия и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника.
- 1. Роль и основные функции трудового права на современном этапе.
- 2. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
- Глава 42. Особенности регулирования
- 3. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- 1.Основная функция профсоюзов и их полномочия.
- 2.Срок трудового договора. Срочный трудовой договор.
- 3. Задача.
- 1. Порядок принятия решений работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
- 2. Ограничение удержаний из заработной платы.
- 3. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность.
- 1. Федеральный закон «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (общая характеристика).
- 2. Понятие и виды рабочего времени.
- 3. Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в судах.
- § 2. В компетенцию суда входят трудовые споры: 1) которые могут быть рассмотрены ктс и 2) которые подлежат рассмотрению исключительно судом.
- § 7. Круг лиц, чьи индивидуальные трудовые споры подлежат рассмотрению именно в судах, дополнен лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками религиозных организаций.
- 1. Отраслевые принципы трудового права.
- 2. Понятие и содержание охраны труда как института трудового права.
- 3. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения.
- 1. Общее и специальное законодательство о труде
- 2.Ученический договор: понятие, содержание, срок, форма и действие.
- 3. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю: понятие, основание и условия.
- 1.Значение руководящих постановлений высших судебных органов в единообразном применении норм законодательства о труде.
- 2.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий работника.
- 3.Гарантийные выплаты и доплаты: понятие и их виды.
- 1.Сфера действия норм трудового права.
- 2.Понятие и виды времени отдыха.
- 3.Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам,
- 1.Участие работников в управлении организацией.
- 2.Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.
- Глава 54.1. Особенности регулирования труда
- 3.Самозащита работниками трудовых прав.
- 1. Структура и содержание коллективного договора.
- 2. Режим и учет рабочего времени, порядок его установления.
- 3. Понятие, причины и виды трудовых споров.
- 1.Ответственность сторон социального партнерства.
- Глава 9
- 2.Содержание трудового договора.
- 3. Обязанности работника в области охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.