1. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение.
Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 29. Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Статья 31. Иные представители работников
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 33. Представители работодателей
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Статья 34. Иные представители работодателей
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
Комментарий к статье 23
1. Социальное партнерство (или, по терминологии Международной организации труда, социальный диалог) - важнейшая часть коллективных трудовых отношений. Это понятие стали использовать в международных трудовых нормах несколько десятилетий назад. Исторически первый шаг на этом пути был сделан в конце 40-х гг. XX в. путем закрепления в ст. 4 Конвенции N 98 МОТ "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.) положения о поощрении и содействии полному развитию и использованию процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров. Данное положение имеет всеобъемлющий характер и сохраняет свое значение в полной мере.
В принятой в начале 50-х гг. XX в. Рекомендации N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.) устанавливается цель заключения, содержание и местоположение коллективных договоров в системе актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками.
Коллективный договор определяется как письменное соглашение относительно условий найма и условий труда, заключаемое, с одной стороны, работодателем, группой работодателей или организацией работодателей и одной или несколькими представительными организациями работников - с другой (подп. 1 п. 2 Рекомендации N 91 МОТ). Такое определение подразумевает наличие коллективных договоров разных уровней, в том числе отраслевого и регионального. В пользу данного толкования говорит и тот факт, что согласно положениям п. п. 4 и 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на работодателей и работников предприятий отрасли или территории.
Индивидуальные трудовые договоры не должны противоречить коллективным договорам. В случае такого противоречия, которое по смыслу положения подп. 1 и 2 п. 3 Рекомендации ведет к ухудшению положения работника, автоматически должны применяться соответствующие положения коллективных договоров. Напротив, если положения трудового договора более благоприятны для работника, то они не считаются противоречащими коллективному договору.
2. Новейшие международно-правовые нормы о месте и значении коллективно-переговорного метода регулирования трудовых отношений закреплены в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.) и сопровождающей ее Рекомендации N 163. В ст. 2 названной Конвенции дается определение понятия "коллективные переговоры", которое означает переговоры, проводимые "между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников, с другой стороны, в целях: (a) определения условий труда и занятости; и (или) (b) регулирования отношений между работодателями и работниками; и (или) (c) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями
Так, существенные изменения внесены в статьи о представительстве работников (ст. 30, 31), порядок ведения коллективных переговоров (ст. 37). Данный раздел дополнен статьями об участии органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1), о действии соглашения (ст. 48), более полно указано на вопросы, включаемые в коллективный договор (ст. 41) и соглашения (ст. 46).
Отмеченные и другие изменения, внесенные в раздел "Социальное партнерство в сфере труда", комментируются применительно к его конкретным статьям.
§ 2. Новая редакция ст. 23 дополняет ее наименование и содержание указанием на сферу труда. Таким образом определена и уточнена сфера социального партнерства, регулируемых трудовым правом социально-партнерских отношений. Трудовой кодекс регулирует отношения социального партнерства именно в сфере труда.
Известно, что социальное партнерство понимается достаточно широко. Им обозначают отношения между государством и гражданским обществом, между государством (его органами), профсоюзами (их объединениями) и предпринимателями (их объединениями) по всему кругу социальных и экономических вопросов.
Выделение социального партнерства в сфере труда в качестве объекта регулирования трудовым правом, и прежде всего нормами Трудового кодекса, вполне естественно, поскольку отношения социального партнерства в этой сфере неразрывно связаны с трудовыми отношениями. На это прямо указывает ст. 1 ТК.
Часть 2 из ст. 23 перенесена в ст. 25 и стала ее ч. 2 в уточненной редакции.
§ 3. Социальное партнерство, его правовое регулирование в кодификационном акте впервые нашло отражение в ТК, его разделе II "Социальное партнерство в сфере труда". Он содержит наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права. О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.
Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК).
§ 4. Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 6 ТК). Это означает, что законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены и вместе с тем могут быть дополнены и развиты, поскольку как часть трудового законодательства они входят в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (см. п. "к" ст. 72 Конституции РФ).
§ 5. Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г. (Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558), Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148), законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ (см., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве" // Солидарность. 1997. N 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. "О социальном партнерстве в Томской области" // Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. "О социальном партнерстве" и др.).
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше Законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК).
§ 6. Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
§ 7. В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29 - 34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
Государство как таковое не является субъектом (участником) отношений по социальному партнерству. Оно как властная структура устанавливает правила поведения сторон и участников социального партнерства путем принятия соответствующих законов. С целью проведения государственной политики в социальном партнерстве выделяются представители от органов исполнительной власти.
- 2009/2010 Учебный год
- 1. Трудовое право - одна из отраслей права. Ее отграничение от смежных отраслей права (гражданского, административного, права социального обеспечения).
- 2. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, и занятых на сезонных работах.
- 3. Виды материальной ответственности работника.
- 2. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения.
- 3. Определение размера ущерба, причиненного работником и порядок его взыскания.
- 1. Система трудового права как отрасли права и как науки.
- 2. Защита персональных данных работника.
- 3. Правовое регулирование дисциплины труда. Методы ее обеспечения.
- 1. Метод трудового права как отрасли права
- 2. Временные переводы на другую работу.
- 3. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.
- 1. Основные трудовые права и обязанности работодателя
- 2. Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми : статус безработного.
- 3. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков.
- § 9. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск принадлежит работнику с момента начала действия трудового договора.
- 1. Общая характеристика трудового кодекса рф.
- 2 Порядок оформления приема и прекращения трудового договора. Выходные пособия.
- 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
- 1. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Факторы дифференциации.
- 2.Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.
- 3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
- 1. Трудовое правоотношение: понятие, субъекты. Трудовая праводееспособность.
- 2. Оплата труда работников федеральных бюджетных учреждений. Права работодателя по организации оплаты труда.
- 3.Комиссии по трудовым спорам: их состав, компетенция, порядок работы.
- 1. Основные принципы социального партнерства.
- 2. Понятие и виды переводов на другую работу.
- 3. Общая характеристика зарубежного законодательства о труде.
- 1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов
- 2.Понятие и функции заработной платы, методы ее правового регулирования.
- 3. Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников.
- 1. Источники трудового права: понятие и виды.
- 2. Трудовой договор: понятие, стороны и его отличие от гражданско-правовых договоров о труде.
- 3. Компенсационные выплаты: понятие и виды.
- 1. Основные трудовые права и обязанности работника.
- 2. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора и их классификация.
- 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- 1. Закон рф «о занятости населения в российской федерации» (общая характеристика).
- 2.Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях.
- 3. Формы и системы заработной платы.
- 1.Содержание трудового правоотношения.
- 2. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда и ее государственные гарантии.
- 3. Сроки при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 1.Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
- 2. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
- 3. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.
- 1. Уровни и формы социального партнерства в сфере труда.
- § 1. Наименование и содержание ст. 26 изменены. Вместо системы социального партнерства она теперь определяет его уровни.
- § 5. К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
- 2. Общий порядок заключения трудового договора. . Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка.
- 3.Организация охраны труда.
- 1. Конституция российской федерации как источник трудового права.
- 2. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
- 3. Исполнение решений ктс и суда по индивидуальным трудовым спорам.
- 1. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение.
- § 8. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 тк).
- 2. Аттестация работников: понятие и значение ее проведения. Круг аттестуемых. Правовые последствия аттестации.
- 3. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения, обжалования и снятия.
- 1. Субъекты трудового права: понятие и общая характеристика.
- 2. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления.
- 3. Международная организация труда, ее цели и задачи. Конвенции и рекомендации мот о труде.
- 1.Свобода труда. Запрещение принудительного труда.
- 2.Особенности регулирования труда надомников.
- 3.Материальная ответственность работодателя перед работником.
- Глава 38. Материальная ответственность
- 1.Коллективный договор: понятие, стороны, его значение в условиях рыночной экономики.
- 2. Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным.
- 3. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
- 1. Цели и задачи трудового законодательства. Тенденции его развития.
- 2. Поощрения за труд и порядок их применения.
- 3. Нормирование труда.
- Глава 22. Нормирование труда
- 1. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Их субъекты и содержание.
- 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- Глава 32. Ученический договор
- Раздел X. Охрана труда
- 3. Особенности регулирования труда педагогических работников.
- Глава 52. Особенности регулирования
- 1. Запрещение дискриминации в сфере труда.
- 2. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- 3. Дисциплинарная ответственность работников: понятие и виды.
- 1. Порядок заключения коллективного договора и срок его действия.
- 2.Сверхурочная работа: понятие, случаи, порядок привлечения и компенсация.
- 1. Содержание соглашений. Порядок заключения, изменения соглашений и контроль за их выполнением.
- 2. Дополнительные отпуска и порядок их предоставления.
- 3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их рассматривающие.
- 1. Работодатель как субъект трудового права.
- 2. Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и ее компенсация.
- § 4. Для некоторых категорий работников Кодексом предусмотрен прямой запрет или ограничения привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни:
- § 7. Общие правила привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни скорректированы с учетом особенностей отдельных категорий работников, указанных в ч. 3 ст. 113 тк.
- § 9. Для обеспечения порядка и при необходимости оперативного решения возникающих вопросов в праздничные, а иногда и в выходные дни работодателем назначаются ответственные дежурные.
- 3. Основания, условия и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника.
- 1. Роль и основные функции трудового права на современном этапе.
- 2. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
- Глава 42. Особенности регулирования
- 3. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- 1.Основная функция профсоюзов и их полномочия.
- 2.Срок трудового договора. Срочный трудовой договор.
- 3. Задача.
- 1. Порядок принятия решений работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
- 2. Ограничение удержаний из заработной платы.
- 3. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность.
- 1. Федеральный закон «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (общая характеристика).
- 2. Понятие и виды рабочего времени.
- 3. Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в судах.
- § 2. В компетенцию суда входят трудовые споры: 1) которые могут быть рассмотрены ктс и 2) которые подлежат рассмотрению исключительно судом.
- § 7. Круг лиц, чьи индивидуальные трудовые споры подлежат рассмотрению именно в судах, дополнен лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками религиозных организаций.
- 1. Отраслевые принципы трудового права.
- 2. Понятие и содержание охраны труда как института трудового права.
- 3. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения.
- 1. Общее и специальное законодательство о труде
- 2.Ученический договор: понятие, содержание, срок, форма и действие.
- 3. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю: понятие, основание и условия.
- 1.Значение руководящих постановлений высших судебных органов в единообразном применении норм законодательства о труде.
- 2.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий работника.
- 3.Гарантийные выплаты и доплаты: понятие и их виды.
- 1.Сфера действия норм трудового права.
- 2.Понятие и виды времени отдыха.
- 3.Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам,
- 1.Участие работников в управлении организацией.
- 2.Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.
- Глава 54.1. Особенности регулирования труда
- 3.Самозащита работниками трудовых прав.
- 1. Структура и содержание коллективного договора.
- 2. Режим и учет рабочего времени, порядок его установления.
- 3. Понятие, причины и виды трудовых споров.
- 1.Ответственность сторон социального партнерства.
- Глава 9
- 2.Содержание трудового договора.
- 3. Обязанности работника в области охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.