2. Понятие и содержание охраны труда как института трудового права.
Статья 209. Основные понятия
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
. Раздел X (главы 33 - 36) ТК объединяет нормы института охраны труда. Это один из важнейших институтов трудового права, обеспечивающий безопасные и здоровые условия работы. В комментируемой статье Кодекса закреплены основные понятия данного института: "охрана труда", "условия труда", "вредный производственный фактор", "опасный производственный фактор", "безопасные условия труда", "рабочее место", "средства индивидуальной и коллективной защиты работников", "сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)", "производственная деятельность".
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Итак, охрана труда - это создание здоровых и безопасных условий работы различными средствами. В зависимости от последних охрану труда различают в широком и в узком смысле. В широком понимании охрана труда - это система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данное понятие охраны было закреплено в ст. 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702) (в дальнейшем - Закон об охране труда) и ст. 209 ТК. В настоящее время он утратил силу.
В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому (безопасность техники, средств производства), лечебно-профилактическому и др. Поэтому в соответствующих вузах изучают отдельные направления охраны труда. В юридических вузах акцент делается на правовом институте охраны труда как системы правовых норм, обеспечивающих здоровье и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в главах 33 - 36, 41, 42 и 57 ТК, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.
Но лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия работы. Если хотя бы какой-то ее компонент (т.е. компонент охраны труда в узком понимании) не обеспечивается должным образом, вся система охраны труда практически не обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструменты, машины (технический компонент) небезопасны для жизни и здоровья работающих, неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы из-за изношенности оборудования значительно вырос.
Если правовой аспект охраны труда нарушается, также нарушается вся система охраны труда. То же происходит и при нарушении социально-экономического или медицинского ее компонентов. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена, когда соблюдены все ее компоненты в широком понимании.
§ 2. Раздел X ТК в соответствии со ст. 37 Конституции РФ направлен на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их труда. Они закрепили основные направления (принципы) государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, право работников на охрану труда и ее гарантии, меры по обеспечению охраны труда. О специальных правилах по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с семейными обязанностями см. комментарии к главам 41, 42, 57 ТК, а также Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 г.
В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здо-ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.
Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям: 1) обес-печение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; 2) принятие и реа-лизация нормативных правовых актов РФ и ее субъектов об охране труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых, территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 3) государственное управление охраной труда; 4) государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; 5) государственная экспертиза условий труда; 6) установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) содействие общест-венному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; 8) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; 9) расследование и учет несчастных случаев на производстве и про-фессиональных заболеваний; 10) защита законных интересов работников, постра-давших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний; 11) установление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 12) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; 13) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; 14) участие государства в финансировании
мероприятий по охране труда; 15) подготовка и повышение квалификации спе-циалистов по охране труда; 16) организация государственной статистической от-четности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профес-сиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; 17) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; 18) междуна-родное сотрудничество в области охраны труда; 19) проведение эффективной на-логовой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 20) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обес-печиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями — физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как систе-ма мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку созда-ваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Хотя внедрение новых способов защиты жизни и здоровья людей во многом зависит от материального по-ложения работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также от их желания оградить работников от воздействий вредных и опасных производ-ственных факторов. Поэтому материальное положение и поведение работодателей оказываются на современном этапе общественного развития решающими факторами в области охраны труда.
Введение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний привело к тому, что обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой деятельности, перешла от работодателей к органам Фонда социального страхования РФ. До принятия и введения в действие норма-тивных правовых актов об обязательном социальном страховании работников
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязан-ность по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, возникала у работодателей. Изменение порядка возмещения данного ущерба привело к тому, что у работодателей стало меньше материальной заинтересованности в сохранении жизни и здоровья работников. Многие современные работодатели вообще склонны к тому, чтобы избежать страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний, а также возмещения пострадавшим вреда. Очевидно, что в силу первого направления государственной деятельности, призванного создавать приоритетные условия для защиты жизни и здоровья работников, пострадавшие не должны нести бремя неблагоприятных последствий за нарушения работодателем действующего законодательства, в частности по оформлению трудовых отношений и уплате стра-ховых взносов по страхованию данного вида. Поэтому бремя неблагоприятных последствий при нарушении работодателем своих обязанностей перед работником и государством должно быть возложено именно на работодателя, который должен выплатить не только страховые взносы за весь период трудовой деятельности ра-ботника, но и соответствующие штрафные санкции и компенсировать работнику моральный вред. Отсутствие у полномочных государственных органов возможности обеспечить выплату работодателем соответствующих сумм по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не должно служить основанием для лишения пострадавших права на получение страхового возмещения. В подобной ситуации бремя неблагоприятных последствий должно быть возложено на государство, органы которого не смогли обеспечить соблюдение работодателем законодательства в области охраны труда. Данное правило вытекает из ст. 2 Конституции РФ, правовой позиции Постановления КС РФ от 18 июля 2007 г. № 9П, в которых реализация прав граждан, в том числе в сфере охраны труда, вменена в обязанность государственных органов. Следовательно, невыполнение данной обязанности является основанием для возложения ответственности на государство. В связи с чем пострадавший от неправомерных действий работодателя должен при любых обстоятельствах получать страховое возмещение. В свою очередь Фонд социального страхования РФ имеет право потребовать соответствующего возмещения понесенных расходов от государственных органов, которые не обеспечили выполнение работодателем своих обязанностей перед работником и органами Фонда социального страхования РФ.
Следует отметить, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено через деятельность не только полномочных государственных органов, но и самих работников, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязанностей до устранения работодателем нарушений законодательства, в частности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые соз-дают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здо-ровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправ-ления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении
работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два подинститута. Первый по-динститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. Второй подин-ститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Деление норм института охраны труда на подинституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работодателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуществляют специально уполномоченные органы, полномочные проводить государственный надзор за соблюдением норм этого подинститута трудового права. Контроль за соблюдением правил по произ-водственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности Госсанэпиднадзора, находящегося в ведении Роспотребнадзора.
Нарушение норм рассматриваемых подинститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности.
Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Он состоит из двух подинститутов: правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ, специально уполномоченных государственных органов, работников и их законных пред-ставителей
- 2009/2010 Учебный год
- 1. Трудовое право - одна из отраслей права. Ее отграничение от смежных отраслей права (гражданского, административного, права социального обеспечения).
- 2. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, и занятых на сезонных работах.
- 3. Виды материальной ответственности работника.
- 2. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения.
- 3. Определение размера ущерба, причиненного работником и порядок его взыскания.
- 1. Система трудового права как отрасли права и как науки.
- 2. Защита персональных данных работника.
- 3. Правовое регулирование дисциплины труда. Методы ее обеспечения.
- 1. Метод трудового права как отрасли права
- 2. Временные переводы на другую работу.
- 3. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.
- 1. Основные трудовые права и обязанности работодателя
- 2. Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми : статус безработного.
- 3. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков.
- § 9. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск принадлежит работнику с момента начала действия трудового договора.
- 1. Общая характеристика трудового кодекса рф.
- 2 Порядок оформления приема и прекращения трудового договора. Выходные пособия.
- 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.
- 1. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Факторы дифференциации.
- 2.Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.
- 3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
- 1. Трудовое правоотношение: понятие, субъекты. Трудовая праводееспособность.
- 2. Оплата труда работников федеральных бюджетных учреждений. Права работодателя по организации оплаты труда.
- 3.Комиссии по трудовым спорам: их состав, компетенция, порядок работы.
- 1. Основные принципы социального партнерства.
- 2. Понятие и виды переводов на другую работу.
- 3. Общая характеристика зарубежного законодательства о труде.
- 1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов
- 2.Понятие и функции заработной платы, методы ее правового регулирования.
- 3. Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников.
- 1. Источники трудового права: понятие и виды.
- 2. Трудовой договор: понятие, стороны и его отличие от гражданско-правовых договоров о труде.
- 3. Компенсационные выплаты: понятие и виды.
- 1. Основные трудовые права и обязанности работника.
- 2. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора и их классификация.
- 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- 1. Закон рф «о занятости населения в российской федерации» (общая характеристика).
- 2.Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях.
- 3. Формы и системы заработной платы.
- 1.Содержание трудового правоотношения.
- 2. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда и ее государственные гарантии.
- 3. Сроки при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
- 1.Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
- 2. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
- 3. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.
- 1. Уровни и формы социального партнерства в сфере труда.
- § 1. Наименование и содержание ст. 26 изменены. Вместо системы социального партнерства она теперь определяет его уровни.
- § 5. К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
- 2. Общий порядок заключения трудового договора. . Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка.
- 3.Организация охраны труда.
- 1. Конституция российской федерации как источник трудового права.
- 2. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
- 3. Исполнение решений ктс и суда по индивидуальным трудовым спорам.
- 1. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение.
- § 8. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 тк).
- 2. Аттестация работников: понятие и значение ее проведения. Круг аттестуемых. Правовые последствия аттестации.
- 3. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения, обжалования и снятия.
- 1. Субъекты трудового права: понятие и общая характеристика.
- 2. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления.
- 3. Международная организация труда, ее цели и задачи. Конвенции и рекомендации мот о труде.
- 1.Свобода труда. Запрещение принудительного труда.
- 2.Особенности регулирования труда надомников.
- 3.Материальная ответственность работодателя перед работником.
- Глава 38. Материальная ответственность
- 1.Коллективный договор: понятие, стороны, его значение в условиях рыночной экономики.
- 2. Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным.
- 3. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
- 1. Цели и задачи трудового законодательства. Тенденции его развития.
- 2. Поощрения за труд и порядок их применения.
- 3. Нормирование труда.
- Глава 22. Нормирование труда
- 1. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми. Их субъекты и содержание.
- 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
- Глава 32. Ученический договор
- Раздел X. Охрана труда
- 3. Особенности регулирования труда педагогических работников.
- Глава 52. Особенности регулирования
- 1. Запрещение дискриминации в сфере труда.
- 2. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- 3. Дисциплинарная ответственность работников: понятие и виды.
- 1. Порядок заключения коллективного договора и срок его действия.
- 2.Сверхурочная работа: понятие, случаи, порядок привлечения и компенсация.
- 1. Содержание соглашений. Порядок заключения, изменения соглашений и контроль за их выполнением.
- 2. Дополнительные отпуска и порядок их предоставления.
- 3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их рассматривающие.
- 1. Работодатель как субъект трудового права.
- 2. Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и ее компенсация.
- § 4. Для некоторых категорий работников Кодексом предусмотрен прямой запрет или ограничения привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни:
- § 7. Общие правила привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни скорректированы с учетом особенностей отдельных категорий работников, указанных в ч. 3 ст. 113 тк.
- § 9. Для обеспечения порядка и при необходимости оперативного решения возникающих вопросов в праздничные, а иногда и в выходные дни работодателем назначаются ответственные дежурные.
- 3. Основания, условия и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника.
- 1. Роль и основные функции трудового права на современном этапе.
- 2. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.
- Глава 42. Особенности регулирования
- 3. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- 1.Основная функция профсоюзов и их полномочия.
- 2.Срок трудового договора. Срочный трудовой договор.
- 3. Задача.
- 1. Порядок принятия решений работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
- 2. Ограничение удержаний из заработной платы.
- 3. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность.
- 1. Федеральный закон «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (общая характеристика).
- 2. Понятие и виды рабочего времени.
- 3. Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в судах.
- § 2. В компетенцию суда входят трудовые споры: 1) которые могут быть рассмотрены ктс и 2) которые подлежат рассмотрению исключительно судом.
- § 7. Круг лиц, чьи индивидуальные трудовые споры подлежат рассмотрению именно в судах, дополнен лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками религиозных организаций.
- 1. Отраслевые принципы трудового права.
- 2. Понятие и содержание охраны труда как института трудового права.
- 3. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения.
- 1. Общее и специальное законодательство о труде
- 2.Ученический договор: понятие, содержание, срок, форма и действие.
- 3. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю: понятие, основание и условия.
- 1.Значение руководящих постановлений высших судебных органов в единообразном применении норм законодательства о труде.
- 2.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий работника.
- 3.Гарантийные выплаты и доплаты: понятие и их виды.
- 1.Сфера действия норм трудового права.
- 2.Понятие и виды времени отдыха.
- 3.Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам,
- 1.Участие работников в управлении организацией.
- 2.Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.
- Глава 54.1. Особенности регулирования труда
- 3.Самозащита работниками трудовых прав.
- 1. Структура и содержание коллективного договора.
- 2. Режим и учет рабочего времени, порядок его установления.
- 3. Понятие, причины и виды трудовых споров.
- 1.Ответственность сторон социального партнерства.
- Глава 9
- 2.Содержание трудового договора.
- 3. Обязанности работника в области охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.