logo
otvety_TRudovoe_Pravo_ekzamen_bilety

§ 1. Наименование и содержание ст. 26 изменены. Вместо системы социального партнерства она теперь определяет его уровни.

При этом перечень уровней социального партнерства дополнен межрегиональным уровнем. Это связано с созданием федеральных округов и заключением в них соглашений соответствующего уровня.

Упоминание организации заменено указанием на локальный уровень социального партнерства, т.е. на уровень не только организации, но и индивидуального предпринимателя.

§ 2. Перечисленные в ст. 26 уровни социального партнерства складываются в определенную систему. Любая система состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.

В зависимости от уровня определяется содержание социально-партнерских актов:

на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

на межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

на локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

§ 3. Практика идет несколько по иному пути. Помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня.

Необходимо иметь в виду и ст. 45 ТК, в соответствии с которой соглашения решают и другие вопросы.

Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях - федеральном, региональном, территориальном.

На локальном уровне социальное партнерство выражается прежде всего в форме коллективных договоров, содержащих не только обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения - наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК, других актов трудового законодательства.

§ 4. Существенные изменения в структуре хозяйствующих субъектов и органах их управления (создание крупных объединений, холдингов, корпораций, комплексов, в которые входят несколько самостоятельных организаций - юридических лиц, а также транснациональных компаний и др.) поставили новые вопросы в социальном партнерстве - на уровне соответствующих объединений, корпораций (см., например, Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004 - 2006 годы, соглашения, заключенные в таких корпорациях, как "Газпром", "Лукойл" и др.). В связи с этим следует признать наличие корпоративных соглашений.

Особенности структуры органов местного самоуправления привели к необходимости заключения соглашений на уровне таких органов (так, в г. Москве заключаются окружные трехсторонние соглашения между территориальными органами исполнительной власти округов, окружными советами Московской федерации профсоюзов и окружными объединениями промышленников и предпринимателей).

Статья 27. Формы социального партнерства

Комментарий к статье 27

§ 1. Абзац 1 ст. 27 дополнен уточнением, касающимся заключения коллективных договоров и соглашений как формы социального партнерства.

Абзац 2 этой статьи дополнен указанием на иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, о совершенствовании которых могут проводиться консультации (переговоры) в качестве формы социального партнерства.

§ 2. Социальное партнерство как система взаимоотношений между работодателем (работодателями) и работниками осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК.

§ 3. Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных заседаний и совещаний представителей сторон, социальное партнерство на практике осуществляется и в других формах, которые не ограничиваются переговорным процессом.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются соглашения и коллективные договоры.

§ 4. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах - один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК). Вместе с тем участие работников в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах - одно из основных прав работников (см. ст. 21), а также форма социального партнерства (см. ст. 27 ТК).

Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями было закреплено и в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 227). В нем были предусмотрены и обязанности администрации по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 228 КЗоТа 1971 г.). В КЗоТ была включена глава XV-A "Трудовой коллектив" (ст. 235.1 - 235.8), в которой достаточно подробно решались вопросы о формах и порядке участия работников в лице трудового коллектива в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Затем ст. 235.2 - 235.8 из КЗоТа были исключены. Однако в определенной мере сохранил свое значение Закон СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" (Ведомости СССР. 1983. N 25. Ст. 382). Даже сейчас, после вступления в силу Трудового кодекса РФ, часть норм этого Закона имеет практическое значение. В частности, нормы о порядке созыва и проведения собраний (конференций) работников для обсуждения и принятия коллективного договора и в других случаях (кроме решения о забастовке).

Подробнее об участии работников в управлении организацией см. ст. 52, 53 и комментарии к ним.