11. Политическая система общества
Теория государства и права рассматривает политическую систему как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты - государство, партии и другие организации и движения, участвующие в общественной жизни, где главным является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и властные отношения характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
Политика, политические организации, политическая система, политические функции – все это в современной теории государства понятия, которые в том или ином виде характеризуют отношения государства, социальных групп, партий, наций по поводу власти.
Необходимо отметить, что понятия политическая система и политическая организация не тождественны. «Политическая организация» - термин, который иногда употребляется как синоним понятию «политическая система»; во-вторых, употребляется как характеристика одного из элементов политической системы; в-третьих, используется для определения понятия «гражданское общество», элементы которого не совпадают со структурой политической системы общества.
Современные социологические теории формируют несколько концепций существования общественной среды, и в связи с этим существуют и несколько политических систем. Первый вид социально-политической среды, при котором результаты труда сознательно распределяются особым слоем государственно организованных людей – распределителями. Это чиновники, которые организуют производства, планируют обеспечение сырьем, распределяют продукцию, работы, услуги, устанавливают цены, размеры оплаты труда. Распределитель становится распорядителем, выступает от имени государства. Собственность в такой среде существует в государственной, общественной форме. Допускается личная собственность, а частная собственность ограничивается или искореняется. Благосостояние распределителя – распорядителя в подобном обществе зависит от его места в системе распределения, от его положения в разных организационно-властных структурах: правящей элите, номенклатуре, бюрократии. В такой ситуации место человека в системе управления, распределения зависит от родственных, клановых, политических связей. Политические системы, возникающие в такой среде, характеризуются преувеличением роли государства, его аппарата. Государственная власть неизбежно приходит к установлению тоталитарного режима.
Второй тип социальной сферы формируется на рыночной экономике, на товарно-денежных отношениях. Положение человека в таком обществе определятся его имущественным состоянием, предприимчивостью, активностью, богатством. Политические системы в такой среде характеризуются ролью государства как организатора условий для рыночной, в том числе социально ориентированной экономики. Государство берется обеспечивать права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью организовать социальную защищенность малоимущих слоев. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных компаниях, в выборах на демократической основе. Такие системы получили наименование либерально-демократических.
Третий вид социальной среды – смешанный, так называемая конвергенционная политическая система, она нестабильна, противоречива, недолговечна, превращается в иные системы. Такие системы возникают, когда существует переходный период от одной среды к другой. Например, своеобразный государственный капитализм (НЭП) и соответствующая политическая система в 20х годах ХХ века в России. Для конвергенционных политических систем является характерным смешение многих политических институтов разного назначения и содержания: провозглашение свободы труда, передвижения и сохранение прописочной системы; провозглашение разделения властей и подчинение одной власти другой.
В политической системе большую роль играют политические партии. Политическая партия – это формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных социальных групп, ставящая своей задачей завоевание политической власти. Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявить общественные интересы разных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство – это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом, через своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.
В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как партийное государство: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в главу государства.
Противоположностью таких систем являются многопартийные политические системы, где важнейшие политические вопросы решаются при помощи парламентских процедур.
Наряду с политическими партиями надо выделить и политические, национальные движения как элементы политической системы.
Особое место в политических системах занимает соотношение государства и церкви. История знает теократические и светские государства, а также смешанные их формы. Как правило, политические системы большинства обществ исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закрепился конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного воспитания, не вмешивалась в дела государства и в политику. Так происходит регулирование свободы совести и автономии религии. В тоталитарных политических системах государство вмешивалось в дела церкви, организовывало гонения на священнослужителей и репрессии. Воинственно-атеистические системы пытались применить открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.
А в обществах, где господствовали религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, определяют социальные цели и смысл общественно жизни. В этих обществах взаимоотношения государства и религии весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до конфликтов государства с так называемыми фундаменталистами.
Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве: 1) государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями; 2) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви.
В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско - епископальная) церковь, главой которой выступает монарх.
Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности:
а) в сфере экономических отношений – признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культуры и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее.
б) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах.
в) Церковь наделяется рядом юридических полномочий – она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения.
г) В области политических отношений – право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).
д) В области религиозных отношений – союз церкви и государства состоит в том, что церковь участвует в коронации монархов.
е) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образовании подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.
Почти в 30 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Пакистана, Марокко, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и др. закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама, мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, это не означает отделения религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).
В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным Меморандумом 1918 г. на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», т.е. обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминистерским архиепископом.
В некоторых странах установлено формальное равенство всех церквей, что является признаком демократичности общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др.
Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.
Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями:
государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;
государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;
государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки;
церковь не выполняет каких-либо государственных функций;
церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.
При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям.
- «Теория государства и права»
- Предмет и функции теории государства и права как науки
- 2. Методы теории государства и права
- 3. Происхождение государства и права
- 4. Типология государств
- 5. Современные теории сущности государства и права
- 6. Форма государства
- 7. Республика как форма правления
- 8. Функции государства и формы их реализации
- 9. Механизм государства и государственный аппарат
- 10. Правовое государство: понятие и принципы
- 11. Политическая система общества
- 12. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
- 13. Право в системе социальных норм
- 14. Система права
- 15. Формы (источники) права
- 16. Основные теории правопонимания. Теория естественного права
- 17 .Историческая школа права
- 18. Нормативистская теория права
- 19.Психологическая теория права
- 20. Социологическая теория права
- 21. Марксистская теория права
- 22. Правотворчество: понятие, стадии, принципы, виды
- 23. Реализация и применение права
- 24. Толкование права и его способы и виды
- 25. Правовые отношения: понятие, структура и виды
- 26. Правовое регулирование общественных отношений, его предмет, способы, методы, пределы и виды. Механизм правового регулирования
- 27. Правовое поведение. Его виды
- 28. Юридическая ответственность. Ее цели и функции, принципы и виды
- 29. Правосознание и правовая культура
- 30. Законность и правопорядок
- Перечень основной и дополнительной литературы