logo
Uchebnoe_posobie_TGP_pravlennoe_ot_25_11_2014

29. Правосознание и правовая культура

Правосознание - это специфическая форма общественного сознания, отражение права в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность и правопорядок в обществе.

Правосознание включает оценку как действующего права в целом, так и отдельных законов, юридических норм, юридических действий, решений. Правосознание связано с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов. Значит, правосознание – это знание права, правовых явлений; оценка или отношение к праву и правовым явлениям.

Особенность правосознания в том, что оно оценивает не только наличное право и правовую действительность, но и несет в себе отношение к праву (законности, правопорядку, правовым учреждениям) прошедших правовых эпох и в то же время моделирует будущее право. В этом смысле правосознание есть знание и отношение права действующего, прошлого и права желаемого, будущего.

Правосознание – сложное по своему содержанию явление. В нем выделяются:

  1. когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием «правовая идеология»;

  2. психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология». Соответственно структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.

Правовая психология – это система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой деятельности в целом.

Правовая психология представляет совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву – действующему и желаемому. Элементами правовой психологии считаются:

правовой мотив – оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций индивидуального интереса;

правовая установка – особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса;

ценностно-правовые ориентации – совокупность качеств личности, определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию;

правовая сплоченность – особая социально- психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющего во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни;

чувства законности – особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписанием в указанном ими направлении.

Правосознание выполняет три функции: познавательную, или эвристическую (гносеологическую), оценочную и регулятивную.

Познавательная функция означает, что правосознание выступает инструментом познания права и одновременно хранилищем правовых знаний. Данная функция проявляется через интеллектуальную мыслительную деятельность носителя правосознания, результатом которой является некая сумма правовых знаний.

Оценочная функция характеризует реакцию сознания на право и выражается в виде эмоционального отношения: одобрения права, солидарности с его требованиями либо неприятия права (правового нигилизма). Этой функцией охватываются четыре типа оценок: к праву и законодательству; правовому поведению, действиям других лиц; юстиции в целом; собственному правовому поведению.

Регулятивная функция означает, что правосознание, как и нормы права, обладает свойством нормативности. Оно не только отображает право, правовое поведение, но и влияет на них, т.е. управляет поведением своего носителя.

При классификации правового сознания необходимо учитывать, что его носителями являются группы людей, отдельные индивиды, поэтому принято выделять индивидуальное, групповое и массовое сознание.

В зависимости от сочетания в правосознании рационального и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и теоретическое, или научное, правосознание. Обыденное правосознание в этой связи более всего отягощено психологическими образованиями, его носители в целом ряде случаев поступают не вследствие осознания, понимания правовой ситуации и адекватной ее рациональной оценки, но под влиянием привычек, примера близкого окружения и т.п. Носители обыденного правосознания чаще всего обходятся самыми общими знаниями о праве. Профессиональное правовое сознание – это представление о праве, которое формируется у служащих государственного аппарата (в особенности у юристов-практиков) на основе мировоззренческой идеологии и специальных юридических знаний и аккумулирует юридическую практику, опыт применения права, компетентное понимание всех сторон его содержания.

Наибольшим рационализмом отличается научное (теоретическое) правосознание, основой которого являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой деятельности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития.

Если правосознание является компонентом сознания, то правовая культура есть часть общей культуры – культуры отдельной личности, общества, цивилизации. Правовая культура характеризует аксиологический (ценностный) аспект права: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д.

Правовая культура – это качественное состояние правовой системы отдельного общества. Явление правовой культуры так же объективно, как правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы и индивида как ее носителя. Таким образом, можно говорить о коллективной и индивидуальной (личной) правовой культуре. На личностном уровне правовая культура отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере. Такая деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в области права, вследствие чего должно происходить непрерывное правовое обогащение самой личности и всего общества.

Типы ценностного отношения к правовому к правовому сознанию разделяются по определению степени значимости права для лица.

Правовой идеализм. Это представление о праве как о благе для лица. Сократ полгал, что несправедливый закон все таки оставляет общественные отношения упорядоченными, подчиненными правилу и тем самым оставляющими место индивидуальной свободе. Нарушение закона приведет к гораздо большой беде – общей анархии. Правовой идеализм может превратиться в дефектное правосознание, если его носитель сочтет, что право автоматически, вне действий конкретных людей способно привнести в жизнь начала справедливости и порядка.

Правовой конформизм. Это представление о праве как об относительной положительной ценности. Он характеризуется высокой оценкой субъективных прав, но при этом стремлением к минимизации объективного права. Такое выборочное отношение угрожает паритету (равновесию) прав и обязанностей лица и тем самым устойчивости права в целом.

Правовой нигилизм. Это представление о праве как об отрицательной ценности для лица. Правовой нигилизм есть сформировавшееся в общественном сознании или психике отдельного человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или на предельно минимальное их использование в практической деятельности либо характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно пол угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений.