logo
Uchebnoe_posobie_TGP_pravlennoe_ot_25_11_2014

22. Правотворчество: понятие, стадии, принципы, виды

Правотворчество – это называется деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене.

Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий: выявление потребности принятия нормативно-правового акта; изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт; определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять; принятие решения о подготовке нормативно-правового акта; разработка концепции будущего акта; подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта; предварительное рассмотрение проекта акта; общественное обсуждение проекта; официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие; принятие правового акта, его о оформление и подписание; опубликование акта и его вступление в законную силу.

Типичными ошибками, которые допускаются в процессе правотворчества, являются: неверный выбор формы акта; нарушение процедуры подготовки и принятия акта; неверное определение предмета правового регулирования; недооценка общественного мнения (восприятие гражданами будущего акта); недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.

При осуществлении правотворчества законодатель (иной субъект правотворчества) должен опираться на следующие принципы: научности; законности; демократизма; системности.

Научность – использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.

Законность – строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.

Демократизм – учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.

Системность – учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

Основными видами правотворчества (в зависимости от субъектов) являются: непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме); правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) – законотворчество; правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др.) подзаконное правотворчество; правотворчество органов местного самоуправления – локальное правотворчество; правотворчество общественных организаций; деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) – договорное правотворчество. При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспечения правотворчества, которую составляют:

информационное обеспечение;

планирование правотворческой деятельности;

поддержка со стороны народа;

юридическо-организационное обеспечение.