15. Формы (источники) права
В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права. Источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.
Источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», способа установления правовых велений. Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важным и широко известными являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права, правосознание.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.
Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида или группы: законы и подзаконные акты. Основание их классификация – юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенций и соответственно характеров самих издаваемых актов.
В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти. Вверху иерархия – нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты – законы – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным, актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и право применения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
В системе нормативно-правовых актов законы выделяются следующими особенностями:
Во-первых, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом – парламентом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы общества или народа.
В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами – положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
Правовой договор представляет собой санкционированное государственном правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права.
Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прицедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
Религиозные тексты – это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется в мусульманском праве (Коран – сборник учений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописания пророка Мухаммеда). Библия является источником права в Ватикане.
Доктринальные тексты – доктрины выдающихся ученых-юристов, на основе которых правоприменительный орган принимает решение по конкретному юридическому делу. Распространены в англо-саксонской и мусульманской правовых системах.
Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом, либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, оброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.
Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты. Является единственны источником права во время революций, когда старое право уже разрушено, а новое еще не создано.
- «Теория государства и права»
- Предмет и функции теории государства и права как науки
- 2. Методы теории государства и права
- 3. Происхождение государства и права
- 4. Типология государств
- 5. Современные теории сущности государства и права
- 6. Форма государства
- 7. Республика как форма правления
- 8. Функции государства и формы их реализации
- 9. Механизм государства и государственный аппарат
- 10. Правовое государство: понятие и принципы
- 11. Политическая система общества
- 12. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
- 13. Право в системе социальных норм
- 14. Система права
- 15. Формы (источники) права
- 16. Основные теории правопонимания. Теория естественного права
- 17 .Историческая школа права
- 18. Нормативистская теория права
- 19.Психологическая теория права
- 20. Социологическая теория права
- 21. Марксистская теория права
- 22. Правотворчество: понятие, стадии, принципы, виды
- 23. Реализация и применение права
- 24. Толкование права и его способы и виды
- 25. Правовые отношения: понятие, структура и виды
- 26. Правовое регулирование общественных отношений, его предмет, способы, методы, пределы и виды. Механизм правового регулирования
- 27. Правовое поведение. Его виды
- 28. Юридическая ответственность. Ее цели и функции, принципы и виды
- 29. Правосознание и правовая культура
- 30. Законность и правопорядок
- Перечень основной и дополнительной литературы