logo search
Основы правоведения (учебник)

1.24. История идеи правового государства

Еще мыслители древности подметили особенность госу­дарственной власти — ее стремление к самовозрастанию, к подчинению себе всех сфер жизнедеятельности общества. Не случайно в произведениях Томаса Гоббса (XVII век)

47

государство отождествляется с библейским чудовищем — Левиафаном, которое поглощает все, что попадается на его пути.

В качестве одного из заслонов на пути всепоглощающе­го государства мыслители прошлого и настоящего называ­ли право.

Отдельные аспекты теории правового государства вы­явили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон. Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о возмож­ности существования правильных и неправильных (не соответствующих праву) государств. С точки зрения Плато­на справедливо устроенное, правильное государство подобно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что пра­вильное государство есть прекрасное и свободное общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит первое из из­вестных нам определений государства как правового объе­динения людей.

Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просве­щения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтес­кье) разработали идеи о важнейших компонентах право­вого государства, а именно — теорию прав человека и идею разделения властей.

Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в оборот понятие «права человека». С его точки зрения сво­бода слова, совести, печати, петиций, торговли, равенство перед законом и судом, право собственности составляют прирожденные (данные не государством, а Богом и приро­дой) права человека. Джон Локк (вторая половина XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения прав че­ловека, которыми являются: законность, разделение влас­тей, право народа на сопротивление незаконным проявле­ниям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал идею вер­ховенства конституции в государстве, идею разделения властей как гарантии против тирании.

Философское обоснование идеи правового государства традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Со­гласно определению Канта государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Термин «правовое государство» ввели в научный и по­литический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Теодор Велькер и Роберт фон Моль. По определению последнего, правовое государство — это государство, основанное на закреплении в конституции прав и свобод граждан.

48

Идея правового государства получила развитие в тру­дах известного украинского юриста Богдана Александро­вича Кистяковского. С его точки зрения правовое государ­ство — это конституционное государство, «В конституци­онном государстве власть, становясь правовой, принципи­ально отличается от власти в исторически предшествующих конституционному государству типах государства... В кон­ституционном государстве власть перестает быть фактичес­ки господством людей и становится господством правовых норм».

В ряде конституций современных государств (Германия, Испания, Украина) идея правового государства прямо за­креплена, в конституциях других государств (Австрия, Греция, Франция) она получила косвенное отражение. Но даже там, где идея правового государства формально не закреплена в конституции, она фактически реализуется в правовом статусе личности, системе и деятельности органов государственной власти.