logo
Основы правоведения (учебник)

1.6. Основные теории происхождения государства и права

Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о про­цессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент каче­ственного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.

13

В глубокой древности возникла теологическая1 тео­рия, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат проявления божественной воли. Утвер­ждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога» было охотно взято на вооружение государями, которые нуждались в идеологическом обосновании своей власти.

Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что все высшие законы, порядок господства и подчинения установлены Богом (на что есть прямое указание и в Биб­лии).

В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом в европей­ских и американских государствах теологическая концеп­ция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где теологическая теория происхождения государства и права считается основной, а священная кни­га — Коран — до сих пор рассматривается как основополагаю­щий источник права и государственной власти.

Патриархальная2 теория видит причину возникнове­ния государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегре­ческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отож­дествлял власть отца в семье и власть правителя государ­ства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительно­стью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья.

Наиболее полное изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Фильмера «Патриархия, или естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пытался дока­зать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а тот — своим потомкам — коро­лям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.

На заре нового времени широкое распространение полу­чила естественно-правовая (договорная) теория. Сто­ронники этой теории — Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза

1 Теология — систематизированное изложение вероучения

2 Патриархия (от греч. pater (patros) отец + arche власть) — власть отца, главы рода

14

(Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) — полагали, что изначально суще­ствуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фун­даментальные условия существования человеческой лично­сти: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молчаливого — по выражению Вольтера) общественного договора. В соответствии с этим договором люди отказались от части естественных прав в пользу государства, с тем чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться прави­телями как своя вотчина, и смысл договора был утрачен. Нарушение правителем естественных прав подданных яв­ляется основанием для его свержения.

Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального права. В настоящее время она утратила свое значение, но некото­рые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказы­ваются равными партнерами. Данный подход вполне соот­ветствует современному представлению о правовом госу­дарстве.

Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумплович (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права данная теория связы­вает с внешним или внутренним (или тем и другим) наси­лием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие одной страты об­щества над другой.

В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда государств, среди которых — варварские королевства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.

Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассма­тривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей

15

природе стало объединение людей в единый организм — го­сударство. Подобно живому организму государство разви­вается, специализируются его органы, оно стареет и уми­рает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют сис­тему органов питания, транспорт и связь — распредели­тельную систему государства и т. д.

Современная юриспруденция до сих пор использует от­дельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов,

В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгель­са была создана классовая (экономическая) теория про­исхождения государства и права. С их точки зрения госу­дарство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Го­сударство и право стали инструментом защиты интересов экономически господствующих классов. В будущем, с уста­новлением диктатуры пролетариата и уничтожением част­ной собственности, надобность в государстве и праве отпа­дет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимо­действовать на основе самоуправления, а нормативным регулятором их поведения будет мораль.

Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фак­тору возникновения государства и права — уровню разви­тия экономических отношений.

Психологическая теория, которую предложил русско-польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникно­вение государства и права свойствами человеческой психи­ки. Возникновение государства связано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимос­тью большинства людей от мнения и авторитета лидера. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и пережи­ваний человека, его представлений о должном и недолжном поведении.

В XX веке была разработана теория, которая попыталась связать воедино географический, демографический, эконо­мический, технологический факторы исторического раз­вития. С точки зрения авторов кризисной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неоли­тическая революция. Хотя эта теория происхождения го­сударства и права является наиболее обоснованной данны-

16

ми современной науки, она, так же как и другие теории, не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы, которые поставила перед наукой такая сложная проблема как происхождение государства и права.

1.7. Формы возникновения государства

Как уже отмечалось, по мнению авторов классовой (эко­номической) теории происхождения государства, причины возникновения государства и права у всех народов являют­ся одинаковыми, а конкретные формы — разными, по­скольку на этот процесс влияло много факторов.

Авторы классовой (экономической) теории происхожде­ния государства называют такие первичные формы возник­новения государства:

  1. афинская (классическая) форма. Государство в афин­ ском обществе возникло в результате заострения внутрен­ них противоречий между знатными по происхождению и рядовыми членами общества, которые были смягчены пу­ тем последовательных реформ, без внутреннего или внеш­ него насилия;

  2. римская форма. Государство в Риме возникло в резуль­ тате борьбы между полноправными патрициями и неполно­ правными плебеями, которые не имели доступа к обществен­ ной земле и управлению обществом. То есть, решающую роль сыграла внутренняя общественная борьба;

  3. германская форма. Возникновение государства у гер­ манских племен было ускорено завоеванием германцами огромных римских владений. Германцы не могли господ­ ствовать над римлянами с помощью родоплеменных струк­ тур, поэтому и вынуждены были создать новый управлен­ ческий аппарат. За основу они взяли именно римские госу­ дарственные институции.

Однако государства возникают и в современном мире. Такое возникновение государства отличается от первично­го тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государ­ственности.

Производное возникновение государств имеет такие формы:

1) ликвидация прежнего государства в результате рево­люции и возникновение нового государства (но на той же

17

территории, населенной тем же народом). Примером тому может быть Первая республика во Франции, провозглашен­ная в 1792 г., Российская Советская Федеративная Социа­листическая республика, которая возникла в результате Октябрьской революции 1917 г.;

2)разделение государства. Так возникли Чехия и Сло­вакия в результате раздела федеративной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;

  1. сецессия части государства и населения. Таким путем возникли Эритрея, которая вышла из состава Эфиопии, Бангладеш, которая вышла из Пакистана;

  2. объединение нескольких государств. Примером может быть объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.;

  3. возникновение государства в результате национально- освободительного движения. Создание новых государств на руинах колониальных империй (прежде всего — Бри­ танской и Французской) стало наиболее распространенной формой образования государств в XX в. Много государств (Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в резуль­ тате вооруженной борьбы, другие (Мадагаскар, Танзания) добились независимости от метрополий мирным путем. Некоторые из народов, которые добились независимости, имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие не имели. В любом случае и те, и другие новые государства начинали на государствен­ ных моделях, которые уже существовали в мире. Большин­ ство новых независимых государств ориентировались на государственный строй прежней метрополии, однако не­ которые провозглашали своим образцом социалистические государства. В дальнейшем они, как правило, отходили от первоначальных моделей.

1.8. Понятие и признаки государства

В мировой юридической науке нет общепринятого опре­деления государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отли­чающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

1) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в

18

институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следует отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в него включают не только граж­дан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживаю­щих на территории государства;

  1. территория — материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государ­ ственный народ, имеющая границы, признанные между­ народным сообществом. Территория государства — это пространство, в пределах которого осуществляется государ­ ственная власть;

  2. публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Публичная власть включает в себя особый аппарат власти и управления в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чинов­ ники, судьи и т.д.). В идеале главное назначение государ­ ственной власти — руководство общезначимыми для на­ рода делами;

  3. система сбора финансовых средств (дань, налоги, займы, сборы, разного рода повинности). Эти средства необ­ ходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооруже­ ний), а также для содержания государственного аппарата, армии, полиции и других органов принуждения;

  4. право —• система общеобязательных правил поведе­ ния;

  5. суверенитет — самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Как указыва­ лось выше, суверенность является признаком государствен­ ной власти, но этот признак распространяется и на государ­ ство в целом.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства можно дать следующее его определение:

Государство — это политическая организация общества, обладающая суверенной властью и полномочиями по управлению территориально организованным населением с целью выполнения внутренних и внешних функций и устанавливающая общеобязательные для всех правила поведения.

19

1.9. Сущность государства

Сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, назначение и функции. Понятие «сущность государства» имеет два значения.

Во-первых, под ним понимают назначение и функцио­нирование государственной власти, смысл существования и роль государства в жизни общества. Обычно в сущности государства выделяют классовое (сословное) и общечело­веческое содержание. Как классовая (сословная) институ­ция государство защищает определенные узкоклассовые интересы. Например, рабовладельческое государство за­крепляло юридическую бесправность рабов, с помощью государственного аппарата держало их в подчинении ра­бовладельцам. С другой стороны, каждое государство орга­низует и выполняет общие дела, важные для всех членов общества. Например, государственная власть организует оборону от внешних врагов, обеспечивает правопорядок. По мере развития общесоциальное и общечеловеческое со­держание государства вытесняет его узкоклассовые функ­ции. Гуманистическая тенденция развития государства особенно четко прослеживается в развитых странах Европы и Америки.

Второе значение понятия «сущность государства» свя­зано с проблемой принадлежности государственной власти определенной социальной прослойке, с вопросом о том, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. В этом смысле слова существуют такие точки зрения:

  1. государство является орудием господства эксплуата­ торского класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии);

  2. государственная власть всегда принадлежит элите (олигархии);

  3. государственная власть принадлежит менеджерам- управленцам, поскольку сама государственная власть яв­ ляется разновидностью социального менеджмента;

  4. единственным источником государственной власти является народ, а государственная власть должна осущест­ вляться в интересах и под контролем народа.

Споры о сущности государства принадлежат к « вечным » научным проблемам. Решение отдельных аспектов этой проблемы порождает новые вопросы о назначении и роли государства в обществе.

20

1.10. Суверенитет государства

Термин «суверенитет» возник в Средневековье. Сначала он означал полновластие крупного феодала (сеньора) на принадлежащей ему земле, независимость от внешней власти, в том числе и от короля. В Новое время средневеко­вое понятие получило другое содержание. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверените­та: государственный, народный, национальный.

Государственный суверенитет является определяющим неотъемлемым качеством государства, которое отображает его верховенство на своей территории и самостоятельность (независимость) в международных отношениях.

Одновременно суверенитет (суверенность) является главным признаком государственной власти.

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю формы. Внутренний суверенитет государства проявляется в том, что государственная власть решает основные вопросы жиз­ни общества и вправе упразднить любое постановление любой другой негосударственной институции на своей тер­ритории. Внешняя сторона суверенитета государства не­зависимость государства во внешних делах — означает свободу внешнеполитической деятельности за пределами его границ.

Гарантии государственного суверенитета:

Вместе с тем следует отметить, что в современном мире государственная власть в большинстве стран, невзирая на всю свою суверенность, находится под контролем граждан­ского общества и должна придерживаться конституцион­ных норм. Во внешних отношениях государство должно уважать суверенитет других государств и придерживаться норм международного права.

21

1.11. Исторические типы государства

Понятие исторического типа государства связано с пред­ставлением об эволюции (развитии) этого важнейшего со­циального института.

Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных госу­дарств, совокупность их важнейших свойств и сторон, по­рождаемых соответствующей исторической эпохой, харак­теризующихся общими сущностными признаками.

Другими словами, исторический тип государства — это система существенных черт, свойственных всем государ­ствам, относимым к определенной группе.

Существует несколько основных подходов к определе­нию типологии государства: формационный, цивилизаци-онный и технократический.

С точки зрения формационного подхода главным при­знаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сло­жившихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производ­ства. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фри­дрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производ­ства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство — над­строечными, производными от базиса явлениями. Тип го­сударства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют ра­бовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и за­щищает преимущественно интересы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие им типы государства): ра­бовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.

С позиций цивилизационного подхода (Николай Дани­левский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угасания

22

замкнутых, локальных цивилизаций. Цивилизация — это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К таким ценностям относят религию, право, мораль, культуру. Каждая из циви­лизаций своей основой имеет прежде всего духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Ценности цивилизации влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивили­зация имеет характерный для нее исторический тип госу­дарства.

Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все го­сударства прошли (или пройдут) одни и те же стадии раз­вития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православ­ную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соот­ветствующий только им исторический тип государства.

Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который опреде­ляет тип общества и государства. Сторонники этого подхо­да выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уров­ню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее сво­боду и юридическое равенство людей. К этому типу относи­лось, например, большинство государств Западной Европы в XIX — начале XX вв. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демо­кратическое государство.

Каждый из подходов к типологии государств имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.

23