1.6. Основные теории происхождения государства и права
Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.
13
В глубокой древности возникла теологическая1 теория, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат проявления божественной воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога» было охотно взято на вооружение государями, которые нуждались в идеологическом обосновании своей власти.
Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что все высшие законы, порядок господства и подчинения установлены Богом (на что есть прямое указание и в Библии).
В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом в европейских и американских государствах теологическая концепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где теологическая теория происхождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государственной власти.
Патриархальная2 теория видит причину возникновения государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья.
Наиболее полное изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Фильмера «Патриархия, или естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пытался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а тот — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.
На заре нового времени широкое распространение получила естественно-правовая (договорная) теория. Сторонники этой теории — Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза
1 Теология — систематизированное изложение вероучения
2 Патриархия (от греч. pater (patros) отец + arche власть) — власть отца, главы рода
14
(Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) — полагали, что изначально существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования человеческой личности: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молчаливого — по выражению Вольтера) общественного договора. В соответствии с этим договором люди отказались от части естественных прав в пользу государства, с тем чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться правителями как своя вотчина, и смысл договора был утрачен. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.
Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального права. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о правовом государстве.
Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумплович (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие одной страты общества над другой.
В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда государств, среди которых — варварские королевства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.
Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей
15
природе стало объединение людей в единый организм — государство. Подобно живому организму государство развивается, специализируются его органы, оно стареет и умирает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь — распределительную систему государства и т. д.
Современная юриспруденция до сих пор использует отдельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов,
В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгельса была создана классовая (экономическая) теория происхождения государства и права. С их точки зрения государство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интересов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимодействовать на основе самоуправления, а нормативным регулятором их поведения будет мораль.
Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения государства и права — уровню развития экономических отношений.
Психологическая теория, которую предложил русско-польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникновение государства и права свойствами человеческой психики. Возникновение государства связано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мнения и авторитета лидера. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний человека, его представлений о должном и недолжном поведении.
В XX веке была разработана теория, которая попыталась связать воедино географический, демографический, экономический, технологический факторы исторического развития. С точки зрения авторов кризисной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неолитическая революция. Хотя эта теория происхождения государства и права является наиболее обоснованной данны-
16
ми современной науки, она, так же как и другие теории, не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы, которые поставила перед наукой такая сложная проблема как происхождение государства и права.
■
■ 1.7. Формы возникновения государства
Как уже отмечалось, по мнению авторов классовой (экономической) теории происхождения государства, причины возникновения государства и права у всех народов являются одинаковыми, а конкретные формы — разными, поскольку на этот процесс влияло много факторов.
Авторы классовой (экономической) теории происхождения государства называют такие первичные формы возникновения государства:
афинская (классическая) форма. Государство в афин ском обществе возникло в результате заострения внутрен них противоречий между знатными по происхождению и рядовыми членами общества, которые были смягчены пу тем последовательных реформ, без внутреннего или внеш него насилия;
римская форма. Государство в Риме возникло в резуль тате борьбы между полноправными патрициями и неполно правными плебеями, которые не имели доступа к обществен ной земле и управлению обществом. То есть, решающую роль сыграла внутренняя общественная борьба;
германская форма. Возникновение государства у гер манских племен было ускорено завоеванием германцами огромных римских владений. Германцы не могли господ ствовать над римлянами с помощью родоплеменных струк тур, поэтому и вынуждены были создать новый управлен ческий аппарат. За основу они взяли именно римские госу дарственные институции.
Однако государства возникают и в современном мире. Такое возникновение государства отличается от первичного тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности.
Производное возникновение государств имеет такие формы:
1) ликвидация прежнего государства в результате революции и возникновение нового государства (но на той же
17
территории, населенной тем же народом). Примером тому может быть Первая республика во Франции, провозглашенная в 1792 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая республика, которая возникла в результате Октябрьской революции 1917 г.;
2)разделение государства. Так возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеративной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;
сецессия части государства и населения. Таким путем возникли Эритрея, которая вышла из состава Эфиопии, Бангладеш, которая вышла из Пакистана;
объединение нескольких государств. Примером может быть объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.;
возникновение государства в результате национально- освободительного движения. Создание новых государств на руинах колониальных империй (прежде всего — Бри танской и Французской) стало наиболее распространенной формой образования государств в XX в. Много государств (Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в резуль тате вооруженной борьбы, другие (Мадагаскар, Танзания) добились независимости от метрополий мирным путем. Некоторые из народов, которые добились независимости, имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие не имели. В любом случае и те, и другие новые государства начинали на государствен ных моделях, которые уже существовали в мире. Большин ство новых независимых государств ориентировались на государственный строй прежней метрополии, однако не которые провозглашали своим образцом социалистические государства. В дальнейшем они, как правило, отходили от первоначальных моделей.
1.8. Понятие и признаки государства
В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:
1) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в
18
институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следует отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в него включают не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории государства;
территория — материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государ ственный народ, имеющая границы, признанные между народным сообществом. Территория государства — это пространство, в пределах которого осуществляется государ ственная власть;
публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Публичная власть включает в себя особый аппарат власти и управления в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чинов ники, судьи и т.д.). В идеале главное назначение государ ственной власти — руководство общезначимыми для на рода делами;
система сбора финансовых средств (дань, налоги, займы, сборы, разного рода повинности). Эти средства необ ходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооруже ний), а также для содержания государственного аппарата, армии, полиции и других органов принуждения;
право —• система общеобязательных правил поведе ния;
суверенитет — самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Как указыва лось выше, суверенность является признаком государствен ной власти, но этот признак распространяется и на государ ство в целом.
Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства можно дать следующее его определение:
Государство — это политическая организация общества, обладающая суверенной властью и полномочиями по управлению территориально организованным населением с целью выполнения внутренних и внешних функций и устанавливающая общеобязательные для всех правила поведения.
19
1.9. Сущность государства
Сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, назначение и функции. Понятие «сущность государства» имеет два значения.
Во-первых, под ним понимают назначение и функционирование государственной власти, смысл существования и роль государства в жизни общества. Обычно в сущности государства выделяют классовое (сословное) и общечеловеческое содержание. Как классовая (сословная) институция государство защищает определенные узкоклассовые интересы. Например, рабовладельческое государство закрепляло юридическую бесправность рабов, с помощью государственного аппарата держало их в подчинении рабовладельцам. С другой стороны, каждое государство организует и выполняет общие дела, важные для всех членов общества. Например, государственная власть организует оборону от внешних врагов, обеспечивает правопорядок. По мере развития общесоциальное и общечеловеческое содержание государства вытесняет его узкоклассовые функции. Гуманистическая тенденция развития государства особенно четко прослеживается в развитых странах Европы и Америки.
Второе значение понятия «сущность государства» связано с проблемой принадлежности государственной власти определенной социальной прослойке, с вопросом о том, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. В этом смысле слова существуют такие точки зрения:
государство является орудием господства эксплуата торского класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии);
государственная власть всегда принадлежит элите (олигархии);
государственная власть принадлежит менеджерам- управленцам, поскольку сама государственная власть яв ляется разновидностью социального менеджмента;
единственным источником государственной власти является народ, а государственная власть должна осущест вляться в интересах и под контролем народа.
Споры о сущности государства принадлежат к « вечным » научным проблемам. Решение отдельных аспектов этой проблемы порождает новые вопросы о назначении и роли государства в обществе.
20
1.10. Суверенитет государства
Термин «суверенитет» возник в Средневековье. Сначала он означал полновластие крупного феодала (сеньора) на принадлежащей ему земле, независимость от внешней власти, в том числе и от короля. В Новое время средневековое понятие получило другое содержание. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверенитета: государственный, народный, национальный.
Государственный суверенитет является определяющим неотъемлемым качеством государства, которое отображает его верховенство на своей территории и самостоятельность (независимость) в международных отношениях.
Одновременно суверенитет (суверенность) является главным признаком государственной власти.
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю формы. Внутренний суверенитет государства проявляется в том, что государственная власть решает основные вопросы жизни общества и вправе упразднить любое постановление любой другой негосударственной институции на своей территории. Внешняя сторона суверенитета государства независимость государства во внешних делах — означает свободу внешнеполитической деятельности за пределами его границ.
Гарантии государственного суверенитета:
волеизъявление народа, который желает иметь соб ственное государство и хочет его независимости;
экономическая независимость государства;
обороноспособность государства, в том числе его во енное могущество;
международное признание суверенитета государ ства.
Вместе с тем следует отметить, что в современном мире государственная власть в большинстве стран, невзирая на всю свою суверенность, находится под контролем гражданского общества и должна придерживаться конституционных норм. Во внешних отношениях государство должно уважать суверенитет других государств и придерживаться норм международного права.
21
1.11. Исторические типы государства
Понятие исторического типа государства связано с представлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, совокупность их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей исторической эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
Другими словами, исторический тип государства — это система существенных черт, свойственных всем государствам, относимым к определенной группе.
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства: формационный, цивилизаци-онный и технократический.
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями. Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие им типы государства): рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угасания
22
замкнутых, локальных цивилизаций. Цивилизация — это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К таким ценностям относят религию, право, мораль, культуру. Каждая из цивилизаций своей основой имеет прежде всего духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Ценности цивилизации влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация имеет характерный для нее исторический тип государства.
Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства. Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX — начале XX вв. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
Каждый из подходов к типологии государств имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.
23
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Общество: понятие и структура
- 1.4. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
- 1.6. Основные теории происхождения государства и права
- 1.12. Механизм государства. Органы государственной власти
- 1.13. Сущность и цель деления государственной власти
- 1.14. Понятие и виды функций государства
- 1.16. Классификация государств в зависимости от их формы
- 1.17. Формы правления современных государств
- 1.20. Государства, существовавшие на территории современной Украины
- 1.24. История идеи правового государства
- 1.25. Права человека в истории цивилизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие, признаки и виды социальных норм
- 2.2. Взаимосвязь социальных норм
- 2.4. Право — особый вид социальных норм
- 2.7. Функции права
- 2.10. Понятие и признаки правовых
- 2.12. Система права и ее структура. Понятие отрасли права и правового института
- 2.13. Публичное и частное право
- 2.14. Общая характеристика отраслей права Украины
- 2.15. Систематизация нормативно-правовых актов, ее цели и виды
- 2.16. Важнейшие правовые памятники Украины IX-XX вв.
- 2.17. Понятие, признаки и виды норм права
- 2.20. Толкование норм права
- 2.21. Реализация права
- 2.24. Международное право и его соотношение с национальным правом
- 2.25. Правоотношение: понятие, основные признаки и виды
- 2.26. Структура правоотношения
- 2.27. Субъекты права и субъекты правоотношений
- Государство, государственные органы и органы местного самоуправления.
- 2.28. Юридические факты: понятие, значение и классификация
- 2.30. Понятие, признаки и виды правонарушений
- 2.32. Понятие и общая характеристика объекта правонарушения
- 2.34. Понятие и общая характеристика субъекта правонарушения
- 2.35. Понятие и общая характеристика субъективной стороны правонарушения
- 2.36. Причины правонарушений и пути их устранения
- 2.37. Понятие, основание, признаки, цель, функции и виды юридической ответственности
- 2.38. Понятия дисциплины, законности и правопорядка, их гарантии
- 2.39. Понятие и виды правосознания
- 2.40. Понятие правовой культуры
- 2.41. Правовое воспитание как средство
- Раздел II
- Глава 3
- 3.1. Понятие и общая характеристика конституционного права
- Глава 4
- 4.3. Конституция Украины — Основной Закон государства и общества
- 4.4. Конституционный строй Украины, его принципы
- 4.5. Конституционная форма правления,
- 4.7. Государственная символика Украины
- 4.8. Законодательство о языках в Украине
- 4.9. Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины
- 4.10. Международные отношения Украины
- Глава 5
- 5.5. Права человека и права гражданина в Украине
- 5.8. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 5.9. Личные (гражданские) права и свободы человека в Украине
- 5.12. Право на информацию
- 5.15. Понятие и формы объединений граждан
- 5.19. Право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций
- 5.21. Экономические права человека и гражданина
- 5.22. Социальные права граждан Украины
- 5.27. Экологические права человека и гражданина
- 5.29. Конституционные обязанности человека и гражданина в Украине
- Глава 6
- 6.1. Понятие и формы осуществления народного
- 6.2. Понятие избирательного права, выборов и избирательной системы
- 6.3. Принципы избирательного права Украины
- 6.5. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины
- 6.6. Организация и порядок проведения выборов Президента Украины
- 6.8. Понятие референдума, его виды и предмет
- 6.9. Порядок назначения и проведения референдумов
- Глава 7
- 7.4. Права и обязанности народного депутата Украины
- 7.8. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека
- 7.11, Вопросы, которые определяются
- 7.16. Местные органы исполнительной власти
- Глава 8 судебная власть в украине
- 8.1. Общая характеристика судебной власти в Украине
- 8.5. Участие общественности в осуществлении правосудия
- 8.8. Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение
- 8.13. Исполнительное производство
- Глава 9
- 9.3. Основные функции (полномочия) прокуратуры Украины
- 9.4. Высший совет юстиции Украины
- 9.5. Правовой статус милиции Украины
- 9.8. Нотариат в Украине
- Глава 10
- 10.1. Понятие и принципы местного самоуправления в Украине
- 10.2. Органы местного самоуправления в Украине
- Раздел III
- Глава 11 гражданское законодательство
- 11.1. Общая характеристика гражданского права Украины
- 11.2. Гражданско-правовые отношения
- 11.3. Основания возникновения гражданских правоотношений
- 11.4. Физическое лицо как субъект гражданского права
- 11.7. Объекты гражданских прав
- 11.10. Условия действительности сделок. Недействительность сделок
- 11.11. Вещные права физических и юридических лиц. Их виды
- 11.12. Право собственности и его содержание
- 11.13. Формы права собственности
- 11.14. Основания приобретения права собственности
- 11.17. Право интеллектуальной собственности
- 11.18. Понятие, виды обязательств, основания их возникновения и прекращения
- 11.22. Понятие и характеристика
- 11.23. Понятие и характеристика договора найма (аренды)
- 11.24. Понятие и характеристика договора займа
- 11.25. Понятие наследования
- 11.27. Очереди наследников по закону
- 11.31. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
- Глава 12 жилищное законодательство
- 12.1. Жилищное право: общая характеристика
- 12.5. Порядок приватизации государственного жилищного фонда
- Глава 13 семейное законодательство
- 13.2. Брак и условия его заключения
- 13.3. Государственная регистрация брака
- 13.4. Недействительность брака
- 13.5. Личные неимущественные права и обязанности супругов
- 13.6. Право собственности супругов
- 13.7. Имущественные права
- 13.8. Брачный договор
- 13.9. Прекращение брака
- 13.12. Лишение родительских прав
- 13.16. Патронат над детьми
- 13.17. Приемная семья и детский дом семейного типа
- Глава 14 трудовое законодательство
- 14.1. Общая характеристика трудового законодательства Украины
- 14.9. Порядок прекращения трудового договора
- 14.11. Понятие и виды времени отдыха
- 14.13. Оплата труда
- 14.14. Трудовая дисциплина.
- 14.16. Специальная дисциплинарная
- 14.17. Материальная ответственность работников
- 14.18. Индивидуальные трудовые споры
- 14.19. Коллективные трудовые споры
- Глава 15
- 15.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения
- Пенсии;
- Глава 16 финансовое законодательство
- Глава 17
- 17.1. Хозяйственное право — отрасль права Украины
- 17.2. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения
- Полное общество;
- Коммандитное общество.
- 17.6. Предпринимательство в Украине
- Глава 18 экологическое законодательство
- 18.1. Экологическое право — отрасль права Украины
- 18.2. Принципы охраны окружающей природной среды
- 18.4. Экологическая безопасность
- 18.9. Красная книга
- 18.10. Ответственность за нарушение экологического законодательства
- 19.1. Земельное право — отрасль права Украины
- Глава 20
- 20.1. Отношения, которые регулируются административным правом
- 20.2. Общая характеристика Кодекса Украины об административных правонарушениях
- 20.5. Понятие, сферы и методы государственного управления
- 20.7. Понятие, признаки и основания административной ответственности
- Глава 21 уголовное законодательство
- 21.5. Стадии совершения преступления
- 21.8. Состав преступления
- 21.11. Понятие вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости
- 21.12. Соучастие в преступлении
- 21.15. Наказание и его виды
- 21.18. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 21.21. Преступления против основ национальной безопасности Украины
- 21.22. Преступления против личности: общая характеристика
- 21.24. Преступления против общественного порядка и нравственности
- Раздел I. Общество. Государство.
- Глава 1. Основные понятия теории государства 5
- Глава 2. Основные понятия теории права 54
- Раздел II. Основы конституционного
- Глава 3. Конституционное право Украины 113
- Глава 4. Конституционный строй Украины 120
- Глава 5. Конституционный статус личности 139
- Глава 6. Непосредственная
- Глава 7. Органы государственной власти
- Глава 8. Судебная власть в Украине 228
- Глава 9. Система правоохранительных органов Украины ,250
- Глава 10. Местное самоуправление в Украине 262
- Раздел III. Отраслевое
- Глава 11. Гражданское законодательство 267
- Глава 12. Жилищное законодательство 308
- Глава 13. Семейное законодательство 313
- Глава 14. Трудовое законодательство 330
- Глава 15. Законодательство о социальной
- Глава 16. Финансовое законодательство .359
- Глава 17. Хозяйственное законодательство
- Глава 18. Экологическое законодательство 387
- Глава 19. Земельное законодательство 403
- Глава 20. Административное
- Глава 21. Уголовное законодательство 427