logo
Основы правоведения (учебник)

18.2. Принципы охраны окружающей природной среды

Принципы охраны окружающей природной среды — это

фундаментальные основы природоохранной деятельности государства и общества. Они установлены Законом Украи­ны «Об охране окружающей природной среды» и заключа­ются в следующем:

  1. приоритетность (первоочередность) требований экологической безопасности. Этот принцип означает обяза­ тельность соблюдения экологических стандартов, норма­ тивов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении всех видов деятельности. Недопустимо оправдывать нарушение экологических нормативов хозяй­ ственной или иной целесообразностью;

  2. гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

  3. превентивный (предупреждающий) характер мер по охране окружающей природной среды. Например, очисти­ тельные сооружения промышленного предприятия должны вводиться в действие до того, как предприятие начнет ра­ боту, с тем чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды;

  1. экологизация материального производства На осно­ ве воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших ресурсосберегающих техно­ логий. Например, использование такого возобновляемого ресурса, как лес, должно производиться только при условии насаждения новых лесных массивов, а использование не- возобновляемых ресурсов (полезных ископаемых) должно быть максимально экономным;

  1. сохранение пространственного и видового разнообра­ зия и целостности природных объектов и комплексов. Этот принцип охраны окружающей природной среды реа­ лизуется путем создания и охраны природно-заповедного фонда Украины;

  1. научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества. Охрана окружающей природной среды должна сочетаться с потреб­ ностями развития экономики и решения социальных про­ блем общества. Например, функционирование природоох­ ранных объектов может и должно привести к созданию но­ вых рабочих мест и получению экономического эффекта;

  2. обязательность экологической экспертизы. Разме­ щению производственных и иных объектов должна пред­ шествовать экологическая экспертиза;

  3. гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды. Например, проекты размещения про­ изводственных объектов должны широко обсуждаться об­ щественностью ;

  4. научно обоснованное нормирование влияния хозяй­ ственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

  1. бесплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;

  2. взыскание сборов за загрязнение окружающей при­ родной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда, нанесенного нарушением законода­ тельства об охране окружающей природной среды;

  3. учет антропогенного1 фактора в деле охраны окру­ жающей природной среды;

  4. сочетание мер стимулирования и ответственнос­ ти в деле охраны окружающей природной среды. Напри-

1 Антропогенный — вызваный деятельностью человека.

мер, должны поощряться (главным образом путем налого­вых льгот) природоохранные мероприятия, в то время как экологические правонарушения должны пресекаться и преследоваться;

14) широкое межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей природной среды.

18.3. Объекты государственной охраны окружающей природной среды

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет, что государственной охране и регули­рованию использования на территории Украины подле­жат:

— ландшафты и другие природные комплексы. Земля принадлежит к основным природным объектам

и входит в состав единой экологической системы как не­отъемлемая ее часть. Земельные ресурсы — основное сред­ство производства в сельском и лесном хозяйстве.

Недра являются самостоятельным природным объек­том, частью единой экологической системы. Законодатель­ство о недрах рассчитано на ту часть недр, которая исполь­зуется для удовлетворения потребностей государства, юридических и физических лиц. Эту часть недр называют природными ресурсами. Однако не все недра доступны для деятельности человека по технологическим, экономичес­ким и другим причинам. Поэтому недра можно разделить на две группы: те, которые используются, и те, которые не используются по различным причинам.

. Водный объект — естественный или созданный искус­ственно элемент окружающей среды, в котором сосредото­чены воды. Все воды на территории Украины составляют ее водный фонд, который включает в свой состав: поверх­ностные воды — естественные водоемы (озера), водотоки (реки, ручьи); искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы; другие водные объекты; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море.

Объекты растительного мира — дикорастущие (есте­ственно растущие на определенной территории) и другие несельскохозяйственного назначения растения (мохообраз­ные, водоросли, лишайники), а также грибы на всех стади­ях развития. Природные растительные ресурсы разделя­ются на природные ресурсы общегосударственного и мест­ного значения. Составной частью природных растительных ресурсов являются леса.

Леса также составляют часть единой природной системы. Все леса на территории Украины формируют ее лесной фонд. Лесные ресурсы по своему значению разделяются на ресур­сы государственного и местного значения. Все леса в Укра­ине являются собственностью государства. Объектами права пользования лесами являются конкретно выделенные лесные участки, например, при заготовке древесины выруб­ка леса осуществляется в пределах расчетной лесосеки.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной сре­ды. Атмосферный воздух, который находится в пределах территории Украины, является объектом права собствен­ности Украинского народа.

Животный мир относится к основным компонентам окружающей природной среды. Правовое регулирование отношений в данной сфере природы осуществляется в раз­ных направлениях: вопрос собственности, использование животного мира, его учет и охрана, воспроизводство и т. д. Следует иметь в виду, что отношения в области использо­вания, воспроизводства и охраны сельскохозяйственных и домашних животных регулируются другим законодатель­ством.

Природно-заповедный фонд является специфическим объектом государственной охраны. Он представляет собой совокупность природных объектов и комплексов, наделен­ных режимом заповедника, и состоит из природных запо­ведников, биосферных заповедников, национальных при­родных парков, региональных ландшафтных парков, за­казников, достопримечательностей природы, заповедных урочищ, ботанических садов, зоологических парков и т. д.

Континентальный шельф и исключительная (мор­ская) экономическая зона Украины также подлежат охра­не. Согласно ст. 13 Конституции Украины природные ре­сурсы континентального шельфа и исключительной (мор­ской) экономической зоны являются объектами права

собственности Украинского народа. На шельфе могут быть живые организмы «сидячих» видов животных (прикреп­ленные ко дну или такие, которые передвигаются морским дном), а также минеральные и другие неживые ресурсы, которые относятся к недрам. Украина осуществляет в нем суверенные права с целью разведки и разработки его при­родных богатств. В исключительной (морской) экономиче­ской зоне Украина имеет суверенные права относительно разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых в водах, которые покрывают морское дно, на морском дне и в его недрах.

Особой государственной охране подлежат территории и объекты природно-заповедного фонда Украины, курортные и лечебно-оздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные и другие территории и объекты, определен­ные в соответствии с законодательством Украины.