Глава 16 финансовое законодательство
16.1. Финансовое право и финансовая система Украины
Финансовое право — это отрасль права, регулирующая ' общественные отношения в области мобилизации, распределения и использования государственных финансовых средств.
Финансовое право регулирует исключительно отношения, возникающие в финансовой деятельности государства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной систем и др. Денежные отношения между физическими и юридй^" ческими лицами, например, отношения в сфере банковской деятельности, регулируются другими отраслями права.
Финансовое законодательство Украины — это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный ко^ деке Украины (22 июня 2001 г.), Закон Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.), Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями), Декрет Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» (1993 г.) . и другие нормативно-правовые акты.
Финансовая система Украины включает:
общегосударственный централизованный фонд (Государственный бюджет Украины);
централизованные фонды для отдельных терри торий (местные бюджеты);
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд со циального страхования, Фонд для осуществления мер по
ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды);
децентрализованные фонды (финансы отраслей на родного хозяйства, предприятий разных форм собственнос ти, учреждений и организаций);
разные формы кредита (банковского и государствен ного). Государственный внутренний кредит представляет собой привлечение государством свободных средств насе ления (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг) с последующим возвратом этих средств. Государственный внешний кредит представляет собой заимствование средств других государств и международных организаций. Обслу живание внешнего кредита осуществляется в первую оче редь. Банковский кредит предоставляется из свободных средств Национальным банком Украины коммерческим банкам;
страхование (например, государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и про фессиональных заболеваний, которые повлекли утрату трудоспособности).
16.2. Финансовые правоотношения
Урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, принято называть финансовыми правоотношениями.
Субъектами финансовых правоотношений являются: государство; административно-территориальные образования; юридические лица — предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации (коллективные субъекты); физические лица (индивидуальные субъекты).
Например, государство выступает как самостоятельный субъект в межгосударственных финансовых, кредитных и валютных отношениях или в лице органов государственной власти и через уполномоченные финансовые и кредитные органы, которые представляют внутригосударственные интересы в бюджетных и кредитных правоотношениях.
Административно-территориальные единицы являются субъектами финансового права, поскольку наделяются правом на бюджет, который предопределяет их право на
получение доходов и финансирование расходов, выпуск местных ссуд и тому подобное.
К коллективным субъектам финансового права Украины принадлежат;
органы законодательной, исполнительной и конт рольной власти — Верховная Рада, Счетная палата, Кабинет Министров, Министерство финансов, Госу дарственное казначейство, которые согласно Консти туции принимают участие в финансовых правоотно шениях;
органы местного самоуправления и их исполнитель ные органы, которые собирают налоги, финансируют расходы, наполняют и тратят внебюджетные фонды и др.;
юридические лица —• предприятия разных форм соб ственности, которые платят налоги, получают финансо вую поддержку из бюджета, являются пользователями банковских займов, участниками торгов на биржах;
некоммерческие учреждения, которые получают из бюджета ассигнования для своей деятельности и всту пают в другие виды финансовых правоотношений.
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства). В частности, согласно ст. 67 Конституции все граждане обязаны платить налоги и сборы, ежегодно подавать декларации о своем имущественном положении и доходах за прошлый год.
Следовательно, субъекты финансового права —- это юридические и физические лица, которые наделены финансовой правосубъектностью, включающей финансовую правоспособность и финансовую дееспособность этих лиц. Но субъектами финансовых правоотношений отмеченные лица становятся только в результате наступления определенного юридического факта, который порождает фактические правоотношения, а следовательно, конкретные субъективные права и юридические обязанности этих лиц.
16.3. Бюджетная система Украины
Важной составной частью финансовой системы Украины является бюджетная система. Бюджет — это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета
на определенный период (по общему правилу — на 1 календарный год). Бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов, к которым относятся:
бюджет Автономной Республики Крым;
областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;
бюджеты местного самоуправления (бюджеты терри ториальных громад сел, поселков, городов и их объедине ний).
Государственный и местные бюджеты могут состоять из общего и специального фондов.
Общий фонд бюджета включает:
все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета отно сят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.;
все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на вы полнение функций государства, задач местного самоуправ ления;
финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники по крытия дефицита бюджета, а также расходование финан сов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.
Специальный фонд бюджета включает:
бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;
разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.
Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или путем принятия решения соответствующего совета.
16.4. Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетный процесс — это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и утверждению отчета о его исполнении.
В соответствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный процесс включает следующие стадии:
составление проектов бюджетов. Проект Государ ственного бюджета Украины составляет Кабинет Мини стров Украины. После принятия Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете во втором чтении Совет министров Автономной Республики Крым, местные госу дарственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов готовят проекты решений о соответствующих местных бюджетах;
рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах. Закон о Государственном бюджете Украины рассматривается Вер ховной Радой Украины и принимается не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, город ские (городов Киева и Севастополя, городов АРК и городов областного значения) рассматриваются и утверждаются соответствующим советом не позднее чем в двухнедельный срок после официального опубликования закона о Государ ственном бюджете Украины. Городские (городов районного значения) бюджеты, районные в городах (если такие со зданы), поселковые и сельские бюджеты утверждаются соответствующими советами не позднее, чем в двухнедель ный срок после утверждения районного или городского (городов Киева и Севастополя, города АРК либо города об ластного значения) бюджета;
исполнение бюджета. Исполнение Государственно го бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Исполнение местных бюджетов обеспечивают местные государственные администрации, исполнитель ные органы местных советов или городские, поселковые либо сельские головы (если исполнительные органы в местном совете не созданы). В случае необходимости на этой стадии вносятся изменения в нормативно-правовые акты о бюджетах;
4) подготовка ш рассмотрение отчета об исполнении
бюджета и принятие решения по нему. Кабинет Министров представляет в Верховную Раду отчет об исполнении Государственного бюджета Украины, а Верховная Рада принимает решение сто отчету. Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы. Местньые исполнительные органы отчитываются об исполнении меостных бюджетов перед соответствующими советами.
16.S. Государственный бюджет Украины
Государственный бюджет Украины — это централизованный фонд фидаансовых ресурсов государства, необходимый для материа. льного воплощения функций Украинского государства.
Он утверждаеется Верховной Радой Украины в форме закона на один каалендарный год.
Проект Законна о Государственном бюджете Украины разрабатывает Кабинет Министров Украины. Он должен быть представледа Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.
Верховная Радаа Украины рассматривает проект Закона в трех чтениях и: принимает Закон о Государственном бюджете до 1 декабрхя года, предшествующего плановому.
Если до началаа нового бюджетного периода не вступил в силу Закон о Государственном бюджете, Кабинет Министров Украины шмеет право осуществлять расходы и взимать обязательнее платежи в бюджет в соответствии с законом о Государственном бюджете на предшествующий бюджетный перииод.
Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение Государственного бюджета Украины. Обслуживание бюджетных операщнй осуществляется Государственным казначейством Украаины.
Контроль за исполнением Государственного бюджета возложен на Верхховную Раду Украины. В частности, Счетная палата от имеэни Верховной Рады Украины осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета Украинцы. В случаях, определенных Бюджетным кодексом (например, изменение структуры расходов), Вер-
ховная Рада вправе внести изменения в закон о Государственном бюджете. Верховная Рада Украины принимает решение по отчету об исполнении Государственного бюджета Украины.
16.6. Понятие налога и его виды
Для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата необходимы финансовые средства. Доходы государства в значительной мере складываются из налоговых поступлений в бюджет.
Налог —■ это установленный государством обязательный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом.
Плательщиками налогов являются физические и юридические лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого человека.
Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюджет определяются Законом Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.
В Украине существуют следующие виды налогов:
по действию в пространстве различают общегосудар ственные и местные налоги. Общегосударственные на логи устанавливаются Верховной Радой Украины, платель щик вносит их в Государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Мест ные налоги устанавливаются местными советами, эти на логи направляются в местный бюджет (например, налог на рекламу, коммунальный налог, гостиничный сбор, рыноч ный сбор);
по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскивают ся непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц (например, подоходный налог с фи зических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет произ водители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную стои мость);
по субъекту уплаты налога различают налоги, упла чиваемые физическими лицами (например, подоходный налог); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (на пример, налог на прибыль); налоги, уплачиваемые и физи ческими, и юридическими лицами (например, налог с владельцев транспортных средств);
по объекту налогообложения различают налоги на имущество (например, налог на землю) и налоги на дохо ды (например, налог на прибыль);
по ставке налогообложения — прогрессивные (рас считываются по принципу: чем выше доходы, тем выше ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку для всех налогоплательщиков независимо от размеров об лагаемого имущества или доходов). Примером прогрессив ного налога является подоходный налог с граждан, а про порционального — налог на владельцев транспортных средств.
16.7. Подоходный налог с физических лиц
Уплата налогов и ежегодное представление в налоговую инспекцию декларации о своем имущественном положении и доходах — конституционная обязанность гражданина Украины. Важнейший из налогов с физических лиц — подоходный налог. Порядок взыскания данного налога установлен Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями).
Плательщиками данного налога выступают граждане Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине или не имеющие постоянного места проживания в Украине.
Объектом налогообложения являются доходы, полученные в денежной или натуральной форме, за исключением: всех видов социальной помощи и пенсий; алиментов; средств, полученных от реализации имущества по нотариально удостоверенному договору; выигрышей; дивидендов и некоторых других доходов.
Кроме того, подоходный налог взыскивается из сумм авторского вознаграждения, из сумм доходов, полученных
гражданами не по месту основной работы, из сумм, полученных от занятия предпринимательской деятельностью.
Лица, постоянно проживающие в Украине, уплачивают подоходный налог из совокупного дохода, полученного из разных источников в Украине и за ее пределами за календарный год.
Лица, не имеющие постоянного места жительства в Украине, уплачивают подоходный налог с дохода, полученного из источников только в Украине за календарный год.
Совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму минимума месячной заработной платы (необлагаемый минимум в настоящее время равен 17 гривнам). Дополнительно совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму необлагаемого минимума одному из родителей (опекуну, попечителю) на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Кроме того, совокупный облагаемый доход уменьшается отдельным категориям граждан, указанным в законе (инвалиды и участники войны, иных боевых операций, лица, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС, и др.).
16.8. Ответственность за нарушение финансового законодательства
Основанием ответственности за нарушение финансового законодательства является финансовое правонарушение, а именно — невыполнение требований относительно ведения бухгалтерского учета и отчетности, несоблюдение порядка ведения налогового учета, уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т. д.
Ответственность за нарушение финансового законодательства установлена Бюджетным кодексом, Кодексом Украины об административных правонарушениях, Уголовным кодексом.
В частности, Бюджетный кодекс закрепляет перечень мер, которые применяют к распорядителям и получателям бюджетных средств за совершенные ими бюджетные правонарушения:
применение административных взысканий к лицам, виновным в бюджетных правонарушениях, в соответствии с законом;
остановка операций с бюджетными средствами.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил о валютных операциях и правил об эмиссии ценных бумаг, укрывательство доходов субъектом хозяйствования, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, несвоевременную сдачу выручки, нецелевое использование бюджетных средств и др.
Уголовный кодекс устанавливает ответственность за подделку денежных знаков, государственных ценных бумаг и билетов государственной лотереи, за незаконные операции по платежным карточкам, за легализацию денег, которые получены преступным путем, за уклонение от уплаты налогов и т. д.
Особенностью юридической ответственности за финансовые правонарушения является не только ее карательный, но и восстановительный характер. В частности, к правонарушителю применяются такие финансовые санкции как штраф и пеня.
16.9. Понятие и виды банков
Экономическая деятельность в условиях рынка является невозможной без финансово-кредитных учреждений — банков. В развитых странах банки являются инструментом влияния на экономические процессы как во внутренней, так и во внешней политике государства.
В своей деятельности банки Украины руководствуются положениями Хозяйственного кодекса Украины и Законом Украины «О банках и банковской деятельности» (7 декабря 2000 г.).
Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков (государственных и негосударственных), которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с законом. Банки явля' ются юридическими лицами. В своей деятельности они не зависят от органов государственной власти. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законом.
Центральным банком Украины является Национальный банк. Основная его функция — обеспечение стабильности денежной единицы Украины — гривны.
По способу создания и формам собственности различают государственные и негосударственные банки. Государственным является банк, созданный по решению Кабинета Министров Украины на основе государственной собственности.
Банки в Украине могут функционировать как универсальные и как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми).
Организационно-правовые формы банков:
акционерное общество;
общество с ограниченной ответственностью;
кооперативный банк. Это банк, созданный субъек тами хозяйствования, а также другими лицами по призна ку территориальности на принципах добровольного член ства и объединения паевых взносов для совместной денеж но-кредитной деятельности. Каждый участник кооператив ного банка независимо от его участия (пая) в уставном фонде банка имеет право одного голоса.
Участниками банков могут быть юридические и физические лица, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов. Запрещается участие в банках юридических лиц, в деятельности которых банк принимает существенное участие, объединений граждан, религиозных и благотворительных организаций.
Необходимым условием деятельности банка является получение банковской лицензии, которую предоставляет Национальный банк Украины.
16.10. Банковские операции
Финансовое посредничество осуществляется банками в форме банковских операций. Основные виды банковских операций:
1) депозитные операции. Они заключаются в привлечении средств во вклады и размещении сберегательных (депозитных) сертификатов. Депозиты образуются за счет средств в наличной или в безналичной форме, в гривнах или в иностранной валюте, размещенных юридическими лицами или гражданами (клиентами) на их счетах в банке на договорных принципах на определенный срок хранения
или без указания такого срока и подлежат выплате вкладчику;
2)расчетные операции. Их назначение — обеспечение взаимных расчетов между участниками хозяйственных отношений;
кредитные операции. Они заключаются в размеще нии банками от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск привлеченных средств физических и юридических лиц (заемщиков). Кредиты предоставляются банком под процент, ставка которого, как правило, не мо жет быть ниже процентной ставки по кредитам, которые берет сам банк, и процентной ставки, которая выплачива ется им по депозитам;
факторинговые операции. По договору факторинга банк берет на себя обязательство передать за плату средства в распоряжение клиента, а клиент берет на себя обязатель ство уступить банку денежное требование к третьему лицу, которое вытекает из отношений клиента с этим третьим лицом;
лизинговые операции. Банки имеют право приобре тать средства производства для передачи их в лизинг.
16.11. Национальный банк Украины
Центральным звеном банковской системы Украины, особенным центральным органом государственного управления является Национальный банк Украины, основной функцией которого в соответствии с Конституцией является обеспечение стабильности денежной единицы. В отличие от других банков для Национального банка получение прибыли не является основной целью деятельности.
Особенностью правового статуса Национального банка является то, что он функционирует как экономически самостоятельное государственное учреждение, в связи с чем наделен властными полномочиями. Нормативные акты, которые он издает, являются обязательными к выполнению для всех органов государства и местного самоуправления.
Руководящими органами Национального банка Украины являются Совет и Правление. В состав Совета входят 14 членов, которые в одинаковом количестве назначаются Президентом и Верховной Радой. Срок их полномочий — семь лет. Председатель Национального банка назначается
на должность (сроком на пять лет) и освобождается от должности Верховной Радой по представлению Президента. Он входит в состав Совета банка по должности.
Нормативные источники
О подоходном налоге с граждан: Декрет Кабинета Министров в редакции от 26 декабря 1992 г.// Вадомоста Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 10. — Ст. 77.
О системе налогообложения: Закон Украины от 18 февраля 1997 г.// BiflOMocTi Верховно! Ради Украши. — 1997. — №16. — Ст.119.
Бюджетный кодекс Украины: Закон Украины от 21 июня 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — №37-38.—Ст. 189.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Общество: понятие и структура
- 1.4. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
- 1.6. Основные теории происхождения государства и права
- 1.12. Механизм государства. Органы государственной власти
- 1.13. Сущность и цель деления государственной власти
- 1.14. Понятие и виды функций государства
- 1.16. Классификация государств в зависимости от их формы
- 1.17. Формы правления современных государств
- 1.20. Государства, существовавшие на территории современной Украины
- 1.24. История идеи правового государства
- 1.25. Права человека в истории цивилизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие, признаки и виды социальных норм
- 2.2. Взаимосвязь социальных норм
- 2.4. Право — особый вид социальных норм
- 2.7. Функции права
- 2.10. Понятие и признаки правовых
- 2.12. Система права и ее структура. Понятие отрасли права и правового института
- 2.13. Публичное и частное право
- 2.14. Общая характеристика отраслей права Украины
- 2.15. Систематизация нормативно-правовых актов, ее цели и виды
- 2.16. Важнейшие правовые памятники Украины IX-XX вв.
- 2.17. Понятие, признаки и виды норм права
- 2.20. Толкование норм права
- 2.21. Реализация права
- 2.24. Международное право и его соотношение с национальным правом
- 2.25. Правоотношение: понятие, основные признаки и виды
- 2.26. Структура правоотношения
- 2.27. Субъекты права и субъекты правоотношений
- Государство, государственные органы и органы местного самоуправления.
- 2.28. Юридические факты: понятие, значение и классификация
- 2.30. Понятие, признаки и виды правонарушений
- 2.32. Понятие и общая характеристика объекта правонарушения
- 2.34. Понятие и общая характеристика субъекта правонарушения
- 2.35. Понятие и общая характеристика субъективной стороны правонарушения
- 2.36. Причины правонарушений и пути их устранения
- 2.37. Понятие, основание, признаки, цель, функции и виды юридической ответственности
- 2.38. Понятия дисциплины, законности и правопорядка, их гарантии
- 2.39. Понятие и виды правосознания
- 2.40. Понятие правовой культуры
- 2.41. Правовое воспитание как средство
- Раздел II
- Глава 3
- 3.1. Понятие и общая характеристика конституционного права
- Глава 4
- 4.3. Конституция Украины — Основной Закон государства и общества
- 4.4. Конституционный строй Украины, его принципы
- 4.5. Конституционная форма правления,
- 4.7. Государственная символика Украины
- 4.8. Законодательство о языках в Украине
- 4.9. Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины
- 4.10. Международные отношения Украины
- Глава 5
- 5.5. Права человека и права гражданина в Украине
- 5.8. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 5.9. Личные (гражданские) права и свободы человека в Украине
- 5.12. Право на информацию
- 5.15. Понятие и формы объединений граждан
- 5.19. Право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций
- 5.21. Экономические права человека и гражданина
- 5.22. Социальные права граждан Украины
- 5.27. Экологические права человека и гражданина
- 5.29. Конституционные обязанности человека и гражданина в Украине
- Глава 6
- 6.1. Понятие и формы осуществления народного
- 6.2. Понятие избирательного права, выборов и избирательной системы
- 6.3. Принципы избирательного права Украины
- 6.5. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины
- 6.6. Организация и порядок проведения выборов Президента Украины
- 6.8. Понятие референдума, его виды и предмет
- 6.9. Порядок назначения и проведения референдумов
- Глава 7
- 7.4. Права и обязанности народного депутата Украины
- 7.8. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека
- 7.11, Вопросы, которые определяются
- 7.16. Местные органы исполнительной власти
- Глава 8 судебная власть в украине
- 8.1. Общая характеристика судебной власти в Украине
- 8.5. Участие общественности в осуществлении правосудия
- 8.8. Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение
- 8.13. Исполнительное производство
- Глава 9
- 9.3. Основные функции (полномочия) прокуратуры Украины
- 9.4. Высший совет юстиции Украины
- 9.5. Правовой статус милиции Украины
- 9.8. Нотариат в Украине
- Глава 10
- 10.1. Понятие и принципы местного самоуправления в Украине
- 10.2. Органы местного самоуправления в Украине
- Раздел III
- Глава 11 гражданское законодательство
- 11.1. Общая характеристика гражданского права Украины
- 11.2. Гражданско-правовые отношения
- 11.3. Основания возникновения гражданских правоотношений
- 11.4. Физическое лицо как субъект гражданского права
- 11.7. Объекты гражданских прав
- 11.10. Условия действительности сделок. Недействительность сделок
- 11.11. Вещные права физических и юридических лиц. Их виды
- 11.12. Право собственности и его содержание
- 11.13. Формы права собственности
- 11.14. Основания приобретения права собственности
- 11.17. Право интеллектуальной собственности
- 11.18. Понятие, виды обязательств, основания их возникновения и прекращения
- 11.22. Понятие и характеристика
- 11.23. Понятие и характеристика договора найма (аренды)
- 11.24. Понятие и характеристика договора займа
- 11.25. Понятие наследования
- 11.27. Очереди наследников по закону
- 11.31. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
- Глава 12 жилищное законодательство
- 12.1. Жилищное право: общая характеристика
- 12.5. Порядок приватизации государственного жилищного фонда
- Глава 13 семейное законодательство
- 13.2. Брак и условия его заключения
- 13.3. Государственная регистрация брака
- 13.4. Недействительность брака
- 13.5. Личные неимущественные права и обязанности супругов
- 13.6. Право собственности супругов
- 13.7. Имущественные права
- 13.8. Брачный договор
- 13.9. Прекращение брака
- 13.12. Лишение родительских прав
- 13.16. Патронат над детьми
- 13.17. Приемная семья и детский дом семейного типа
- Глава 14 трудовое законодательство
- 14.1. Общая характеристика трудового законодательства Украины
- 14.9. Порядок прекращения трудового договора
- 14.11. Понятие и виды времени отдыха
- 14.13. Оплата труда
- 14.14. Трудовая дисциплина.
- 14.16. Специальная дисциплинарная
- 14.17. Материальная ответственность работников
- 14.18. Индивидуальные трудовые споры
- 14.19. Коллективные трудовые споры
- Глава 15
- 15.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения
- Пенсии;
- Глава 16 финансовое законодательство
- Глава 17
- 17.1. Хозяйственное право — отрасль права Украины
- 17.2. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения
- Полное общество;
- Коммандитное общество.
- 17.6. Предпринимательство в Украине
- Глава 18 экологическое законодательство
- 18.1. Экологическое право — отрасль права Украины
- 18.2. Принципы охраны окружающей природной среды
- 18.4. Экологическая безопасность
- 18.9. Красная книга
- 18.10. Ответственность за нарушение экологического законодательства
- 19.1. Земельное право — отрасль права Украины
- Глава 20
- 20.1. Отношения, которые регулируются административным правом
- 20.2. Общая характеристика Кодекса Украины об административных правонарушениях
- 20.5. Понятие, сферы и методы государственного управления
- 20.7. Понятие, признаки и основания административной ответственности
- Глава 21 уголовное законодательство
- 21.5. Стадии совершения преступления
- 21.8. Состав преступления
- 21.11. Понятие вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости
- 21.12. Соучастие в преступлении
- 21.15. Наказание и его виды
- 21.18. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 21.21. Преступления против основ национальной безопасности Украины
- 21.22. Преступления против личности: общая характеристика
- 21.24. Преступления против общественного порядка и нравственности
- Раздел I. Общество. Государство.
- Глава 1. Основные понятия теории государства 5
- Глава 2. Основные понятия теории права 54
- Раздел II. Основы конституционного
- Глава 3. Конституционное право Украины 113
- Глава 4. Конституционный строй Украины 120
- Глава 5. Конституционный статус личности 139
- Глава 6. Непосредственная
- Глава 7. Органы государственной власти
- Глава 8. Судебная власть в Украине 228
- Глава 9. Система правоохранительных органов Украины ,250
- Глава 10. Местное самоуправление в Украине 262
- Раздел III. Отраслевое
- Глава 11. Гражданское законодательство 267
- Глава 12. Жилищное законодательство 308
- Глава 13. Семейное законодательство 313
- Глава 14. Трудовое законодательство 330
- Глава 15. Законодательство о социальной
- Глава 16. Финансовое законодательство .359
- Глава 17. Хозяйственное законодательство
- Глава 18. Экологическое законодательство 387
- Глава 19. Земельное законодательство 403
- Глава 20. Административное
- Глава 21. Уголовное законодательство 427