logo
Основы правоведения (учебник)

1.13. Сущность и цель деления государственной власти

Деление власти — один из основных принципов консти­туционализма, который основывается на политико-право­вой доктрине деления власти на законодательную, испол­нительную, судебную и другие виды власти.

Идея деления власти высказывалась еще в античные времена (Аристотель) и в эпоху Средневековья (Марсилий Падуанский), но как теория была выдвинута Дж. Локком и в дальнейшем развита в трудах Ш.Монтескье.

Впервые принцип деления власти был последовательно воплощен в Конституции США в 1787 г. В ней законода­тельная, исполнительная и судебная ветви власти не толь­ко отделены одна от другой, но и наделены возможностями взаимного контроля посредством соответствующей системы сдерживаний и противовесов.

Сущность деления государственной власти определяется такими положениями:

  1. деление власти закрепляется конституцией;

  1. законодательная, исполнительная и судебная влас­ ти предоставляются разным людям и органам;

  2. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой властью;

25

  1. ни одна власть не может пользоваться правами, пре­ доставленными конституцией другой власти;

  2. судебная власть действует независимо от политичес­ кого влияния, судьи пользуются правом длительного пре­ бывания на должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конститу­ ции.

Цель деления власти заключается в том, чтобы не до­пустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возмож­ность злоупотребления властью.

Деление государственной власти не означает китайской стены между разными ее ветвями. В реальной жизни каж­дая из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Например, полномочия создавать нормы права принадлежат не только законодательной власти, но и орга­нам исполнительной власти, в частности, правительству, которое издает подзаконные акты.

Государственная власть в Украине тоже осуществляется на принципах ее деления на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и в соответствии с законами Украины (ст. 6 Конституции Украины).

Органы законодательной власти — это государственные органы, деятельность которых заключается в принятии, изменении или отмене законов.

В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительский характер, то есть состав законодательного органа формируется путем выборов. На основе выборов народ передает власть своим представите­лям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Поэтому можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти: законодательная власть является первой среди равных ветвей власти.

Родовое название для законодательных органов государ­ства — парламент. В разных странах он имеет разнообраз­ные названия: Конгресс, Народное Собрание, Сейм, Верхов­ная Рада и др. Как правило, парламент работает в сессион­ном режиме.

Кроме законотворчества, законодательный орган имеет ряд других важных полномочий:

26

Органы исполнительной власти — это государственные органы, которые непосредственно управляют обществом на основании законов и других актов законодательной власти.

В отличие от законодательной власти, которая носит первичный характер, исполнительная власть имеет по сво­ей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Все акты соответствующих органов основываются на за­коне, не должны ему противоречить, направлены на выпол­нение закона. Органы исполнительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов. Исходя из содержания и резуль­татов деятельности исполнительной власти судят об эффек­тивности государственной власти в целом. От работы всей системы исполнительной власти зависит состояние эконо­мической, политической, социальной и культурной жизни общества, уровень жизни индивида.

Характерные признаки органов исполнительной власти:

  1. формируются путем назначения;

  2. действуют на постоянной основе, а не сессионно;

  3. они практически реализуют цели и задачи внутренней и внешней политики, сформулированные парламентом;

  4. все органы исполнительной власти в той или иной форме подконтрольны представительной власти (парла­ менту).

Органы исполнительной власти составляют систему, в которой различают центральные (правительство, минис­терства, ведомства, агентства) и местные органы (государ­ственные администрации) власти.

Содержание деятельности органов исполнительной влас­ти включает:

  1. исполнительную деятельность — воплощение в жизнь решений, которые приняты органами законодатель­ ной власти;

  2. предписывающую деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполне­ ния организационных действий.

27

Органы судебной власти — это система государствен­ных органов, которые осуществляют правосудие, выступа­ют арбитром в спорах о праве.

Судебная власть препятствует действию безрассудных законов, обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблюдение воли законодателя, защищает пра­ва граждан от своеволия.

Основные функции судебной власти:

  1. охранительная (охрана прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов всех субъектов права);

  2. функция правосудия (защита, возобновление нару­ шенных прав);

  3. контрольно-надзорная (сдерживание двух других ветвей власти в рамках права путем осуществления судеб­ ного контроля над ними).

Суды независимы от других органов власти и подчиня­ются только закону. Принципы правосудия и гарантии независимости судебной власти, как правило, определяют­ся конституцией государства.

Принципы правосудия:

суда и судьи, за посягательство на полномочия суда устанавливается юридическая ответственность. Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или су­дебной коллегией с соблюдением специальной судебной процедуры.

В наше время теория деления власти является осново­полагающим фактором внедрения институтов демократии,

28

защиты прав и свобод граждан, формирования правового государства и гражданского общества.