8.8. Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение
Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституционное обращение.
Субъекты права на конституционное представление в Конституционный Суд Украины:
по вопросу относительно конституционности норма тивно-правовых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Автономной Республики Крым;
по вопросам соответствия Конституции Украины меж дународных договоров — Президент и Кабинет Министров Украины;
по вопросу относительно конституционности проце дуры импичмента — Верховная Рада Украины;
по вопросу относительно официального толкования Конституции и законов Украины — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполно моченный Верховной Рады Украины по правам человека; Кабинет Министров и другие органы государственной влас-
ти; Верховная Рада Автономной Республики Крым; органы местного самоуправления.
Субъекты права на конституционное обращение по вопросу относительно официального толкования Конституции и законов Украины — граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица.
8.9. Решения и заключения Конституционного Суда
По результатам рассмотрения дел Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения. Они являются обязательными к выполнению на территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованы.
Решения принимаются Конституционным Судом по результатам рассмотрения дел относительно конституционности законов и других правовых актов. Конституционный Суд может признать правовой акт неконституционным полностью или в отдельной его части. Основанием для такого решения является несоответствие правового акта Конституции Украины или нарушение установленной Конституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления в силу.
Законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения относительно их неконституционности. Материальный или моральный вред, причиненный физическому или юридическому лицу актами и действиями, которые признаны неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.
Заключения Конституционный Суд Украины дает по вопросам:
официального толкования Конституции Украины и законов Украины;
о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех меж дународных договоров, которые вносятся в Верхов ную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность;
— относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
8.10. Система судов общей юрисдикции
Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины строится по принципам территориальности и специализации.
Принцип территориальности означает, что суды учреждаются и действуют в пределах административно-территориальных единиц (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).
Принцип специализации предусматривает специализацию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, административных, семейных и других дел, предусмотренных законом.
Систему судов общей юрисдикции составляют:
местные суды;
апелляционные суды, Апелляционный суд Украи ны;
высшие специализированные суды;
4) Верховный Суд Украины. Виды местных судов:
местные общие суды: районные, районные в городах, городские и горрайонные суды (в городах областного под чинения), военные суды гарнизонов;
местные хозяйственные суды: хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
3) местные административные суды: окружные суды. Полномочия местного суда состоят в том, что местные
суды являются судами первой инстанции и рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и административные дела.
Виды апелляционных судов:
1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым,
военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;
апелляционные хозяйственные суды;
апелляционные административные суды. Полномочия апелляционных судов:
рассмотрение дел в апелляционном порядке1;
рассмотрение по первой инстанции дел, определенных законом (кроме апелляционных хозяйственных судов);
ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;
оказание методической помощи по применению за конодательства местными судами.
Виды высших специализированных судов:
Высший хозяйственный суд Украины;
Высший административный суд Украины;
другие соответствующие высшие специализированные суды.
Полномочия высшего специализированного суда:
рассматривает в кассационном порядке2 дела соответ ствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;
ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;
оказывает методическую помощь судам низшего уров ня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов в судебной практике; дает рекоменда тельные разъяснения по вопросам применения законода тельства.
Высшим судебным органом Украины является Верховный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:
1) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов; пересматривает в порядке повторной кассации
1 Апелляционное производство предполагает пересмотр дела по существу (полностью или частично — в пределах апелляцион ной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полностью совпадать с прежним решением).
2 Кассационное производство предполагает проверку закон ности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или не обоснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно отменяется, и дело передается на новое судебное рассмотрение.
иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции; рассматривает иные дела, связанные с исключительными обстоятельствами;
дает судам разъяснения по вопросам применения за конодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистки;
дает заключение относительно наличия или отсут ствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украи ны, признаков государственной измены или иного преступ ления; подает по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
обращается в Конституционный Суд Украины в слу чаях возникновения у судов общей юрисдикции при осу ществлении ими правосудия сомнений относительно кон ституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов;
ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, знакомится в судах с прак тикой применения законодательства;
в рамках своих полномочий решает вопросы, вытека ющие из международных договоров Украины; представля ет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных государств;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
8.11. Порядок осуществления правосудия. Решения и приговоры суда
Правосудие осуществляется судом в строго определенном процессуальными законами порядке, который имеет название судопроизводство.
В зависимости от категории дел различают конституционное, гражданское, хозяйственное, административное, уголовное судопроизводство.
Порядок конституционного судопроизводства определяется Конституцией Украины, Законом Украины «ОКонституционном Суде Украины» и Регламентом Конституци-
онного Суда Украины. Конституционное судопроизводство инициируется в форме конституционного представления или конституционного обращения (без взыскания государственной пошлины). Подготовка дела к рассмотрению осуществляется судьей-докладчиком и может предусматривать проведение экспертиз и образование временных комиссий, включающих специалистов соответствующих отраслей права.
Дело рассматривается на пленарном заседании Конституционного Суда при участии субъекта конституционного представления или конституционного обращения. Судебное решение (вывод) принимается поименным голосованием путем опроса судей Конституционного Суда. Оно является окончательным и не подлежит обжалованию.
Гражданское судопроизводство регулируется Гражданским процессуальным кодексом Украины. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела о спорах, возникающих из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин (физическое лицо). Оно начинается с принятия заявления (жалобы) и открытия судом гражданского дела.
Хозяйственное судопроизводство урегулировано Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. Хозяйственный суд открывает дела по исковым заявлениям:
предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраня емых законом интересов;
государственных и иных органов, которые обращают ся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства;
Счетной палаты, которая обращается в хозяйственный суд в интересах государства.
Кроме того, хозяйственные суды рассматривают дела о банкротстве.
Участники хозяйственного спора до представления иска должны принять меры относительно непосредственного урегулирования спора путем выдвижения и рассмотрения претензий. Если претензия отклонена или ответ на нее не
получен своевременно, заинтересованная сторона может обратиться с иском в суд.
Административное судопроизводство регулируется Кодексом Украины об административном судопроизводстве. В порядке административного судопроизводства рассматриваются: споры физических и юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия; споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения из публичной службы; споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров; споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.
Обращение с иском в суд в порядке гражданского, хозяйственного или административного судопроизводства предусматривает в большинстве случаев уплату судебного сбора, который является разновидностью государственной пошлины.
Рассмотрение дела в порядке гражданского, хозяйственного или административного судопроизводства осуществляется судьей единолично (за исключением апелляционного или кассационного производства) и завершается вынесением решения. Решение принимается в совещательной комнате, с соблюдением ее тайны, большинством голосов (в случае коллегиального рассмотрения дела) и объявляется публично (за исключением решений об усыновлении).
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его оглашения. По завершении этого срока решение приобретает законную силу.
Виды судебных решений зависят от вида судопроизводства и порядка вынесения решения. В частности, во всех видах судопроизводства суды выносят постановления и определения. Постановления принимаются судьей единолично, определения — коллегиально. Кроме того, определения выносятся и по процедурным вопросам (в этом случае они могут быть и единоличными). Завершающим процес-
суальным актом в уголовном судопроизводстве является приговор.
Уголовное судопроизводство урегулировано Уголовно-процессуальным кодексом Украины.
Большинство уголовных дел рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьей. Исключение составляют дела о тяжких преступлениях. Дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок больше десяти лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально, судом в составе трех лиц, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении. В качестве суда первой инстанции по всем категориям дел (кроме дел по преступлениям против основ национальной безопасности Украины и преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы) выступают районные (городские) суды.
Дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, в суде первой инстанции рассматриваются судом в составе двух судей и трех народных заседателей. В качестве суда первой инстанции по этим делам (а также по делам о преступлениях против основ национальной безоласности Украины) выступают апелляционные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
Рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке осуществляется соответственно апелляционными и кассационными судами в составе трех судей.
Порядок уголовного судопроизводства предусматривает несколько стадий производства по делу, каждая из которых завершается итоговым процессуальным решением. Досудебное производство разделяется на следующие стадии:
возбуждение уголовного дела. Дело может быть воз буждено прокурором, следователем, органом дозна ния или судьей только при наличии поводов и осно ваний;
дознание. Эта стадия длится не более десяти дней с момента возбуждения дела (если преступление тяж кое или особо тяжкое) или установления лица, кото рое совершило преступление (если преступление не является тяжким или особо тяжким);
— досудебное следствие должно быть закончено в те чение двух месяцев с момента возбуждения уголовно го дела (это правило не распространяется на дела, в которых не установлено лицо, совершившее преступ ление. Течение срока в таком случае начинается с момента установления лица). Срок досудебного след ствия в случае невозможности закончить расследова ние может быть продлен прокурором.
Судебное производство в суде первой инстанции разделяется на следующие стадии:
предварительное рассмотрение дела. На этой ста дии судья принимает решение о назначении дела к судебному разбирательству, его прекращению, воз вращению на дополнительное расследование и т. п.;
судебное разбирательство, которое включает под готовительную часть судебного разбирательства, судебное следствие, судебные дебаты, в том числе — последнее слово подсудимого, постановление и объяв ление приговора. Приговор может быть обвини тельным или оправдательным, но в любом случае — мотивированным.
Апелляция на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение пятнадцати суток с момента его вынесения. Апелляции подаются в суд, который вынес приговор, но рассматриваются вышестоящими судами. Апелляционная инстанция вправе оставить приговор без изменения, отменить или изменить приговор, а также вынести свой приговор.
Виды судебных решений зависят от вида судопроизводства и порядка вынесения решения. В частности, во всех видах судопроизводства суды выносят постановления и определения. Постановления принимаются судьей единолично, определения — коллегиально. Кроме того, определения выносятся также по процедурным вопросам (в этом случае они могут быть и единоличными). Завершающим процессуальным актом в уголовном судопроизводстве является приговор.
8.12. Хозяйственные суды Украины: система и полномочия
Хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.
Хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров1, возникающих между юридическими лицами, государственными и другими органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве2.
Система хозяйственных судов:
местные хозяйственные суды;
апелляционные хозяйственные суды;
Высший хозяйственный суд Украины.
К местным хозяйственным судам относятся хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
Полномочия местного хозяйственного суда:
разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела о банкротстве;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятель ствам принятые им решения;
изучает и обобщает практику применения законода тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен ных споров, вносит предложения Высшему хозяйственному суду, направленные на совершенствование правового регу лирования хозяйственной деятельности и практики разре шения хозяйственных споров;
проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Апелляционные хозяйственные суды являются судами апелляционной инстанции. Они образуются Президентом Украины по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда с определением территории, на которую
1 Хозяйственные споры — споры между субъектами права, возникающие при заключении, изменении, расторжении и вы полнении хозяйственных договоров.
2 Банкротство — несостоятельность юридического лица (субъ екта предпринимательской деятельности) удовлетворить в уста новленный срок предъявленные кредиторами требования и ис полнить обязательства перед бюджетом.
распространяются полномочия апелляционного хозяйственного суда, их местонахождения.
Полномочия апелляционного хозяйственного суда:
пересматривает в апелляционном порядке решения местных хозяйственных судов;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятель ствам принятые им решения;
изучает и обобщает практику применения законода тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен ных споров;
проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
Высший хозяйственный суд Украины имеет следующие полномочия:
пересматривает в кассационном порядке решения апелляционных и местных хозяйственных судов;
изучает и обобщает практику применения законода тельства, обеспечивает единообразие практики, анализи рует статистику разрешения хозяйственных споров; дает разъяснения хозяйственным судам по вопросам практики применения законодательства, регулирующего отношения в хозяйственной сфере;
проводит работы, направленные на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
осуществляет организационное руководство апелля ционными и местными хозяйственными судами;
обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в судьи; обеспечивает деятельность квалификационных комиссий судей хозяйственных судов;
осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Общество: понятие и структура
- 1.4. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
- 1.6. Основные теории происхождения государства и права
- 1.12. Механизм государства. Органы государственной власти
- 1.13. Сущность и цель деления государственной власти
- 1.14. Понятие и виды функций государства
- 1.16. Классификация государств в зависимости от их формы
- 1.17. Формы правления современных государств
- 1.20. Государства, существовавшие на территории современной Украины
- 1.24. История идеи правового государства
- 1.25. Права человека в истории цивилизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие, признаки и виды социальных норм
- 2.2. Взаимосвязь социальных норм
- 2.4. Право — особый вид социальных норм
- 2.7. Функции права
- 2.10. Понятие и признаки правовых
- 2.12. Система права и ее структура. Понятие отрасли права и правового института
- 2.13. Публичное и частное право
- 2.14. Общая характеристика отраслей права Украины
- 2.15. Систематизация нормативно-правовых актов, ее цели и виды
- 2.16. Важнейшие правовые памятники Украины IX-XX вв.
- 2.17. Понятие, признаки и виды норм права
- 2.20. Толкование норм права
- 2.21. Реализация права
- 2.24. Международное право и его соотношение с национальным правом
- 2.25. Правоотношение: понятие, основные признаки и виды
- 2.26. Структура правоотношения
- 2.27. Субъекты права и субъекты правоотношений
- Государство, государственные органы и органы местного самоуправления.
- 2.28. Юридические факты: понятие, значение и классификация
- 2.30. Понятие, признаки и виды правонарушений
- 2.32. Понятие и общая характеристика объекта правонарушения
- 2.34. Понятие и общая характеристика субъекта правонарушения
- 2.35. Понятие и общая характеристика субъективной стороны правонарушения
- 2.36. Причины правонарушений и пути их устранения
- 2.37. Понятие, основание, признаки, цель, функции и виды юридической ответственности
- 2.38. Понятия дисциплины, законности и правопорядка, их гарантии
- 2.39. Понятие и виды правосознания
- 2.40. Понятие правовой культуры
- 2.41. Правовое воспитание как средство
- Раздел II
- Глава 3
- 3.1. Понятие и общая характеристика конституционного права
- Глава 4
- 4.3. Конституция Украины — Основной Закон государства и общества
- 4.4. Конституционный строй Украины, его принципы
- 4.5. Конституционная форма правления,
- 4.7. Государственная символика Украины
- 4.8. Законодательство о языках в Украине
- 4.9. Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины
- 4.10. Международные отношения Украины
- Глава 5
- 5.5. Права человека и права гражданина в Украине
- 5.8. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 5.9. Личные (гражданские) права и свободы человека в Украине
- 5.12. Право на информацию
- 5.15. Понятие и формы объединений граждан
- 5.19. Право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций
- 5.21. Экономические права человека и гражданина
- 5.22. Социальные права граждан Украины
- 5.27. Экологические права человека и гражданина
- 5.29. Конституционные обязанности человека и гражданина в Украине
- Глава 6
- 6.1. Понятие и формы осуществления народного
- 6.2. Понятие избирательного права, выборов и избирательной системы
- 6.3. Принципы избирательного права Украины
- 6.5. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины
- 6.6. Организация и порядок проведения выборов Президента Украины
- 6.8. Понятие референдума, его виды и предмет
- 6.9. Порядок назначения и проведения референдумов
- Глава 7
- 7.4. Права и обязанности народного депутата Украины
- 7.8. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека
- 7.11, Вопросы, которые определяются
- 7.16. Местные органы исполнительной власти
- Глава 8 судебная власть в украине
- 8.1. Общая характеристика судебной власти в Украине
- 8.5. Участие общественности в осуществлении правосудия
- 8.8. Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение
- 8.13. Исполнительное производство
- Глава 9
- 9.3. Основные функции (полномочия) прокуратуры Украины
- 9.4. Высший совет юстиции Украины
- 9.5. Правовой статус милиции Украины
- 9.8. Нотариат в Украине
- Глава 10
- 10.1. Понятие и принципы местного самоуправления в Украине
- 10.2. Органы местного самоуправления в Украине
- Раздел III
- Глава 11 гражданское законодательство
- 11.1. Общая характеристика гражданского права Украины
- 11.2. Гражданско-правовые отношения
- 11.3. Основания возникновения гражданских правоотношений
- 11.4. Физическое лицо как субъект гражданского права
- 11.7. Объекты гражданских прав
- 11.10. Условия действительности сделок. Недействительность сделок
- 11.11. Вещные права физических и юридических лиц. Их виды
- 11.12. Право собственности и его содержание
- 11.13. Формы права собственности
- 11.14. Основания приобретения права собственности
- 11.17. Право интеллектуальной собственности
- 11.18. Понятие, виды обязательств, основания их возникновения и прекращения
- 11.22. Понятие и характеристика
- 11.23. Понятие и характеристика договора найма (аренды)
- 11.24. Понятие и характеристика договора займа
- 11.25. Понятие наследования
- 11.27. Очереди наследников по закону
- 11.31. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
- Глава 12 жилищное законодательство
- 12.1. Жилищное право: общая характеристика
- 12.5. Порядок приватизации государственного жилищного фонда
- Глава 13 семейное законодательство
- 13.2. Брак и условия его заключения
- 13.3. Государственная регистрация брака
- 13.4. Недействительность брака
- 13.5. Личные неимущественные права и обязанности супругов
- 13.6. Право собственности супругов
- 13.7. Имущественные права
- 13.8. Брачный договор
- 13.9. Прекращение брака
- 13.12. Лишение родительских прав
- 13.16. Патронат над детьми
- 13.17. Приемная семья и детский дом семейного типа
- Глава 14 трудовое законодательство
- 14.1. Общая характеристика трудового законодательства Украины
- 14.9. Порядок прекращения трудового договора
- 14.11. Понятие и виды времени отдыха
- 14.13. Оплата труда
- 14.14. Трудовая дисциплина.
- 14.16. Специальная дисциплинарная
- 14.17. Материальная ответственность работников
- 14.18. Индивидуальные трудовые споры
- 14.19. Коллективные трудовые споры
- Глава 15
- 15.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения
- Пенсии;
- Глава 16 финансовое законодательство
- Глава 17
- 17.1. Хозяйственное право — отрасль права Украины
- 17.2. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения
- Полное общество;
- Коммандитное общество.
- 17.6. Предпринимательство в Украине
- Глава 18 экологическое законодательство
- 18.1. Экологическое право — отрасль права Украины
- 18.2. Принципы охраны окружающей природной среды
- 18.4. Экологическая безопасность
- 18.9. Красная книга
- 18.10. Ответственность за нарушение экологического законодательства
- 19.1. Земельное право — отрасль права Украины
- Глава 20
- 20.1. Отношения, которые регулируются административным правом
- 20.2. Общая характеристика Кодекса Украины об административных правонарушениях
- 20.5. Понятие, сферы и методы государственного управления
- 20.7. Понятие, признаки и основания административной ответственности
- Глава 21 уголовное законодательство
- 21.5. Стадии совершения преступления
- 21.8. Состав преступления
- 21.11. Понятие вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости
- 21.12. Соучастие в преступлении
- 21.15. Наказание и его виды
- 21.18. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 21.21. Преступления против основ национальной безопасности Украины
- 21.22. Преступления против личности: общая характеристика
- 21.24. Преступления против общественного порядка и нравственности
- Раздел I. Общество. Государство.
- Глава 1. Основные понятия теории государства 5
- Глава 2. Основные понятия теории права 54
- Раздел II. Основы конституционного
- Глава 3. Конституционное право Украины 113
- Глава 4. Конституционный строй Украины 120
- Глава 5. Конституционный статус личности 139
- Глава 6. Непосредственная
- Глава 7. Органы государственной власти
- Глава 8. Судебная власть в Украине 228
- Глава 9. Система правоохранительных органов Украины ,250
- Глава 10. Местное самоуправление в Украине 262
- Раздел III. Отраслевое
- Глава 11. Гражданское законодательство 267
- Глава 12. Жилищное законодательство 308
- Глава 13. Семейное законодательство 313
- Глава 14. Трудовое законодательство 330
- Глава 15. Законодательство о социальной
- Глава 16. Финансовое законодательство .359
- Глава 17. Хозяйственное законодательство
- Глава 18. Экологическое законодательство 387
- Глава 19. Земельное законодательство 403
- Глава 20. Административное
- Глава 21. Уголовное законодательство 427