7.8. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека
В большинстве стран мира в последние десятилетия сформирован институт парламентского контроля за соблюдением прав человека и гражданина, который, по общему правилу, осуществляет независимое должностное лицо — омбудсмен (омбудсман). Национальная разновидность омбудсмена, предусмотренная Конституцией Украины, носит название — Уполномоченный Верховной Рады по правам человека.
Это должностное лицо назначается Верховной Радой Украины путем тайного голосования сроком на пять лет.
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека на постоянной основе осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине.
Главной целью деятельности Уполномоченного по правам человека является защита прав и свобод человека и гражданина и предотвращение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их возобновлению.
Для осуществления своих полномочий Уполномоченный имеет право:
безотлагательного приема Президентом Украины, Председателем Верховной Рады Украины, Премьер- министром Украины, другими высшими должност ными лицами государства, руководителями государ ственных органов, органов местного самоуправле ния;
обращения в Конституционный Суд Украины с представлением: о соответствии Конституции Укра ины, законов Украины и других правовых актов, которые касаются прав и свобод человека и гражда нина; об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины;
ознакомления с доку ментами, в том числе и секрет ными (тайными), в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, организациях независимо от формы собственности;
посещения в любое время мест задержания, предва рительного заключения, учреждений отбывания
осужденными наказаний и учреждений принудительного лечения и перевоспитания;
обращения в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, который по состоянию здо ровья или по другим уважительным причинам не может этого сделать самостоятельно;
реагирования в случае выявления нарушений прав и
свобод человека и гражданина для принятия этими органами соответствующих мер.
7.9. Регламент Верховной Рады Украины
Регламент Верховной Рады Украины — особый нормативно-правовой акт, регулирующий работу парламента. Он определяет:
порядок созыва и проведения сессий Верховной Рады;
порядок формирования органов Верховной Рады;
законодательную процедуру;
порядок осуществления контрольной деятель ности;
процедуру отдельных видов деятельности Верхов ной Рады, ее органов и народных депутатов Украины.
Верховная Рада Украины работает сессионно, иначе говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады нового созыва начинается не позднее, чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Длительность сессии определяется Верховной Радой.
Существует ряд оснований для внеочередных сессий Верховной Рады. Они созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее 150 народных депутатов или по требованию Президента Украины. В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва. Сессия в условиях военного или чрезвычайного положения продолжается до его отмены.
Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседаний и заседаний постоянных комитетов и временных комиссий. Обычно первая и третья недели месяца сессионного пери-
ода отводятся для пленарных заседаний Верховной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады, четвертая — для работы депутатов в избирательных округах.
Все решения принимаются исключительно на пленарных заседаниях Верховной Рады путем голосования. Законы, постановления и иные акты принимаются простым (абсолютным) большинством состава Верховной Рады (половина от конституционного состава плюс один голос). В некоторых случаях решения принимаются так называемым квалифицированным большинством. Например, законы о Большом Государственном Гербе и Государственном Гимне Украины должны быть приняты двумя третями от конституционного состава Верховной Рады. Решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента принимается не менее чем тремя четвертями от конституционного состава Верховной Рады.
Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле- и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины.
7.10. Законодательный процесс и его стадии
Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом.
В Украине он состоит из следующих стадий:
законодательная инициатива — внесение офици ального предложения об издании, изменении или отмене закона в Верховную Раду Украины. Таким правом облада ет сравнительно узкий круг лиц: народные депутаты Укра ины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины;
разработка законопроекта. Она может быть пору чена парламентским комитетам, временной специальной комиссии, министерствам, коллективам ученых-специа листов. Чаще всего первая и вторая стадии законодатель ного процесса совпадают, и тогда на рассмотрение Верхов ной Рады Украины вносится готовый законопроект;
предварительное обсуждение законопроекта. При нятый к рассмотрению законопроект обсуждается в коми тетах Верховной Рады. При этом для подготовки выводов определяется головной комитет, которому остальные по дают свои результаты обсуждения законопроекта;
обсуждение законопроекта на пленарных заседа ниях Верховной Рады Украины (чтения законопроекта). В первом чтении обсуждаются основные положения за конопроекта. Во втором чтении происходит постатейное обсуждение законопроекта. После обсуждения каждая статья законопроекта ставится на постатейное голосова ние. Третье чтение законопроекта является не обязатель ным (факультативным) и проводится лишь тогда, когда необходимы редакционные правки и согласование зако нопроекта с другими нормативно-правовыми актами;
принятие закона (в результате второго или третьего чтения). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голо сов парламентариев (квалифицированное большинство). Например, в Украине таким образом должен быть принят Закон о Государственном Гимне. Принятый закон подпи сывается Председателем Верховной Рады Украины;
подписание закона Президентом Украины. На эту стадию отводится строго определенный срок (15 дней). Пре зидент Украины имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон в неизмененном виде по вторно принимается квалифицированным большинством голосов, то Президент обязан подписать его и передать для обнародования в официальные средства массовой инфор мации;
обнародование закона. Текст закона публикуется в официальных печатных изданиях: газетах «Голос Украши» и «Урядовий кур'ер», журналах «Офщшний вз.сник Укра ши», «Вщомоста Верховно! Ради Украши». Значение этой стадии состоит в том, что не опубликованные и, таким обра зом, не доведенные до сведения людей законы не применя ются;
вступление закона в силу. В соответствии с Консти туцией Украины закон вступает в силу через 10 дней со дня
его официального обнародования, если иное не указано самим законом.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Общество: понятие и структура
- 1.4. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
- 1.6. Основные теории происхождения государства и права
- 1.12. Механизм государства. Органы государственной власти
- 1.13. Сущность и цель деления государственной власти
- 1.14. Понятие и виды функций государства
- 1.16. Классификация государств в зависимости от их формы
- 1.17. Формы правления современных государств
- 1.20. Государства, существовавшие на территории современной Украины
- 1.24. История идеи правового государства
- 1.25. Права человека в истории цивилизации
- Глава 2
- 2.1. Понятие, признаки и виды социальных норм
- 2.2. Взаимосвязь социальных норм
- 2.4. Право — особый вид социальных норм
- 2.7. Функции права
- 2.10. Понятие и признаки правовых
- 2.12. Система права и ее структура. Понятие отрасли права и правового института
- 2.13. Публичное и частное право
- 2.14. Общая характеристика отраслей права Украины
- 2.15. Систематизация нормативно-правовых актов, ее цели и виды
- 2.16. Важнейшие правовые памятники Украины IX-XX вв.
- 2.17. Понятие, признаки и виды норм права
- 2.20. Толкование норм права
- 2.21. Реализация права
- 2.24. Международное право и его соотношение с национальным правом
- 2.25. Правоотношение: понятие, основные признаки и виды
- 2.26. Структура правоотношения
- 2.27. Субъекты права и субъекты правоотношений
- Государство, государственные органы и органы местного самоуправления.
- 2.28. Юридические факты: понятие, значение и классификация
- 2.30. Понятие, признаки и виды правонарушений
- 2.32. Понятие и общая характеристика объекта правонарушения
- 2.34. Понятие и общая характеристика субъекта правонарушения
- 2.35. Понятие и общая характеристика субъективной стороны правонарушения
- 2.36. Причины правонарушений и пути их устранения
- 2.37. Понятие, основание, признаки, цель, функции и виды юридической ответственности
- 2.38. Понятия дисциплины, законности и правопорядка, их гарантии
- 2.39. Понятие и виды правосознания
- 2.40. Понятие правовой культуры
- 2.41. Правовое воспитание как средство
- Раздел II
- Глава 3
- 3.1. Понятие и общая характеристика конституционного права
- Глава 4
- 4.3. Конституция Украины — Основной Закон государства и общества
- 4.4. Конституционный строй Украины, его принципы
- 4.5. Конституционная форма правления,
- 4.7. Государственная символика Украины
- 4.8. Законодательство о языках в Украине
- 4.9. Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины
- 4.10. Международные отношения Украины
- Глава 5
- 5.5. Права человека и права гражданина в Украине
- 5.8. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 5.9. Личные (гражданские) права и свободы человека в Украине
- 5.12. Право на информацию
- 5.15. Понятие и формы объединений граждан
- 5.19. Право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций
- 5.21. Экономические права человека и гражданина
- 5.22. Социальные права граждан Украины
- 5.27. Экологические права человека и гражданина
- 5.29. Конституционные обязанности человека и гражданина в Украине
- Глава 6
- 6.1. Понятие и формы осуществления народного
- 6.2. Понятие избирательного права, выборов и избирательной системы
- 6.3. Принципы избирательного права Украины
- 6.5. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины
- 6.6. Организация и порядок проведения выборов Президента Украины
- 6.8. Понятие референдума, его виды и предмет
- 6.9. Порядок назначения и проведения референдумов
- Глава 7
- 7.4. Права и обязанности народного депутата Украины
- 7.8. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека
- 7.11, Вопросы, которые определяются
- 7.16. Местные органы исполнительной власти
- Глава 8 судебная власть в украине
- 8.1. Общая характеристика судебной власти в Украине
- 8.5. Участие общественности в осуществлении правосудия
- 8.8. Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение
- 8.13. Исполнительное производство
- Глава 9
- 9.3. Основные функции (полномочия) прокуратуры Украины
- 9.4. Высший совет юстиции Украины
- 9.5. Правовой статус милиции Украины
- 9.8. Нотариат в Украине
- Глава 10
- 10.1. Понятие и принципы местного самоуправления в Украине
- 10.2. Органы местного самоуправления в Украине
- Раздел III
- Глава 11 гражданское законодательство
- 11.1. Общая характеристика гражданского права Украины
- 11.2. Гражданско-правовые отношения
- 11.3. Основания возникновения гражданских правоотношений
- 11.4. Физическое лицо как субъект гражданского права
- 11.7. Объекты гражданских прав
- 11.10. Условия действительности сделок. Недействительность сделок
- 11.11. Вещные права физических и юридических лиц. Их виды
- 11.12. Право собственности и его содержание
- 11.13. Формы права собственности
- 11.14. Основания приобретения права собственности
- 11.17. Право интеллектуальной собственности
- 11.18. Понятие, виды обязательств, основания их возникновения и прекращения
- 11.22. Понятие и характеристика
- 11.23. Понятие и характеристика договора найма (аренды)
- 11.24. Понятие и характеристика договора займа
- 11.25. Понятие наследования
- 11.27. Очереди наследников по закону
- 11.31. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
- Глава 12 жилищное законодательство
- 12.1. Жилищное право: общая характеристика
- 12.5. Порядок приватизации государственного жилищного фонда
- Глава 13 семейное законодательство
- 13.2. Брак и условия его заключения
- 13.3. Государственная регистрация брака
- 13.4. Недействительность брака
- 13.5. Личные неимущественные права и обязанности супругов
- 13.6. Право собственности супругов
- 13.7. Имущественные права
- 13.8. Брачный договор
- 13.9. Прекращение брака
- 13.12. Лишение родительских прав
- 13.16. Патронат над детьми
- 13.17. Приемная семья и детский дом семейного типа
- Глава 14 трудовое законодательство
- 14.1. Общая характеристика трудового законодательства Украины
- 14.9. Порядок прекращения трудового договора
- 14.11. Понятие и виды времени отдыха
- 14.13. Оплата труда
- 14.14. Трудовая дисциплина.
- 14.16. Специальная дисциплинарная
- 14.17. Материальная ответственность работников
- 14.18. Индивидуальные трудовые споры
- 14.19. Коллективные трудовые споры
- Глава 15
- 15.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения
- Пенсии;
- Глава 16 финансовое законодательство
- Глава 17
- 17.1. Хозяйственное право — отрасль права Украины
- 17.2. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения
- Полное общество;
- Коммандитное общество.
- 17.6. Предпринимательство в Украине
- Глава 18 экологическое законодательство
- 18.1. Экологическое право — отрасль права Украины
- 18.2. Принципы охраны окружающей природной среды
- 18.4. Экологическая безопасность
- 18.9. Красная книга
- 18.10. Ответственность за нарушение экологического законодательства
- 19.1. Земельное право — отрасль права Украины
- Глава 20
- 20.1. Отношения, которые регулируются административным правом
- 20.2. Общая характеристика Кодекса Украины об административных правонарушениях
- 20.5. Понятие, сферы и методы государственного управления
- 20.7. Понятие, признаки и основания административной ответственности
- Глава 21 уголовное законодательство
- 21.5. Стадии совершения преступления
- 21.8. Состав преступления
- 21.11. Понятие вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости
- 21.12. Соучастие в преступлении
- 21.15. Наказание и его виды
- 21.18. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 21.21. Преступления против основ национальной безопасности Украины
- 21.22. Преступления против личности: общая характеристика
- 21.24. Преступления против общественного порядка и нравственности
- Раздел I. Общество. Государство.
- Глава 1. Основные понятия теории государства 5
- Глава 2. Основные понятия теории права 54
- Раздел II. Основы конституционного
- Глава 3. Конституционное право Украины 113
- Глава 4. Конституционный строй Украины 120
- Глава 5. Конституционный статус личности 139
- Глава 6. Непосредственная
- Глава 7. Органы государственной власти
- Глава 8. Судебная власть в Украине 228
- Глава 9. Система правоохранительных органов Украины ,250
- Глава 10. Местное самоуправление в Украине 262
- Раздел III. Отраслевое
- Глава 11. Гражданское законодательство 267
- Глава 12. Жилищное законодательство 308
- Глава 13. Семейное законодательство 313
- Глава 14. Трудовое законодательство 330
- Глава 15. Законодательство о социальной
- Глава 16. Финансовое законодательство .359
- Глава 17. Хозяйственное законодательство
- Глава 18. Экологическое законодательство 387
- Глава 19. Земельное законодательство 403
- Глава 20. Административное
- Глава 21. Уголовное законодательство 427