logo
Основы правоведения (учебник)

7.8. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека

В большинстве стран мира в последние десятилетия сформирован институт парламентского контроля за соблю­дением прав человека и гражданина, который, по общему правилу, осуществляет независимое должностное лицо — омбудсмен (омбудсман). Национальная разновидность омбудсмена, предусмотренная Конституцией Украины, носит название — Уполномоченный Верховной Рады по правам человека.

Это должностное лицо назначается Верховной Радой Украины путем тайного голосования сроком на пять лет.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека на постоянной основе осуществляет парламент­ский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине.

Главной целью деятельности Уполномоченного по пра­вам человека является защита прав и свобод человека и гражданина и предотвращение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их возобновле­нию.

Для осуществления своих полномочий Уполномоченный имеет право:

осужденными наказаний и учреждений принудитель­ного лечения и перевоспитания;

свобод человека и гражданина для принятия этими органами соответствующих мер.

7.9. Регламент Верховной Рады Украины

Регламент Верховной Рады Украины — особый норма­тивно-правовой акт, регулирующий работу парламента. Он определяет:

  1. порядок созыва и проведения сессий Верховной Рады;

  2. порядок формирования органов Верховной Рады;

  3. законодательную процедуру;

  4. порядок осуществления контрольной деятель­ ности;

  5. процедуру отдельных видов деятельности Верхов­ ной Рады, ее органов и народных депутатов Украины.

Верховная Рада Украины работает сессионно, иначе говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады ново­го созыва начинается не позднее, чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каж­дого года. Длительность сессии определяется Верховной Радой.

Существует ряд оснований для внеочередных сессий Верховной Рады. Они созываются Председателем Верхов­ной Рады Украины по требованию не менее 150 народных депутатов или по требованию Президента Украины. В слу­чае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухднев­ный срок без созыва. Сессия в условиях военного или чрез­вычайного положения продолжается до его отмены.

Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседаний и заседаний постоянных комитетов и временных комиссий. Обычно первая и третья недели месяца сессионного пери-

ода отводятся для пленарных заседаний Верховной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады, четвер­тая — для работы депутатов в избирательных округах.

Все решения принимаются исключительно на пленар­ных заседаниях Верховной Рады путем голосования. За­коны, постановления и иные акты принимаются простым (абсолютным) большинством состава Верховной Рады (половина от конституционного состава плюс один голос). В некоторых случаях решения принимаются так называ­емым квалифицированным большинством. Например, законы о Большом Государственном Гербе и Государствен­ном Гимне Украины должны быть приняты двумя третя­ми от конституционного состава Верховной Рады. Реше­ние о смещении Президента Украины в порядке импич­мента принимается не менее чем тремя четвертями от конституционного состава Верховной Рады.

Заседания Верховной Рады Украины проводятся откры­то. Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле- и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое заседание проводится по решению большинства от консти­туционного состава Верховной Рады Украины.

7.10. Законодательный процесс и его стадии

Процесс создания, изменения и отмены законов назы­вают законодательным процессом.

В Украине он состоит из следующих стадий:

  1. законодательная инициатива — внесение офици­ ального предложения об издании, изменении или отмене закона в Верховную Раду Украины. Таким правом облада­ ет сравнительно узкий круг лиц: народные депутаты Укра­ ины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины;

  2. разработка законопроекта. Она может быть пору­ чена парламентским комитетам, временной специальной комиссии, министерствам, коллективам ученых-специа­ листов. Чаще всего первая и вторая стадии законодатель­ ного процесса совпадают, и тогда на рассмотрение Верхов­ ной Рады Украины вносится готовый законопроект;

  1. предварительное обсуждение законопроекта. При­ нятый к рассмотрению законопроект обсуждается в коми­ тетах Верховной Рады. При этом для подготовки выводов определяется головной комитет, которому остальные по­ дают свои результаты обсуждения законопроекта;

  1. обсуждение законопроекта на пленарных заседа­ ниях Верховной Рады Украины (чтения законопроекта). В первом чтении обсуждаются основные положения за­ конопроекта. Во втором чтении происходит постатейное обсуждение законопроекта. После обсуждения каждая статья законопроекта ставится на постатейное голосова­ ние. Третье чтение законопроекта является не обязатель­ ным (факультативным) и проводится лишь тогда, когда необходимы редакционные правки и согласование зако­ нопроекта с другими нормативно-правовыми актами;

  2. принятие закона (в результате второго или третьего чтения). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голо­ сов парламентариев (квалифицированное большинство). Например, в Украине таким образом должен быть принят Закон о Государственном Гимне. Принятый закон подпи­ сывается Председателем Верховной Рады Украины;

  3. подписание закона Президентом Украины. На эту стадию отводится строго определенный срок (15 дней). Пре­ зидент Украины имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон в неизмененном виде по­ вторно принимается квалифицированным большинством голосов, то Президент обязан подписать его и передать для обнародования в официальные средства массовой инфор­ мации;

  4. обнародование закона. Текст закона публикуется в официальных печатных изданиях: газетах «Голос Украши» и «Урядовий кур'ер», журналах «Офщшний вз.сник Укра­ ши», «Вщомоста Верховно! Ради Украши». Значение этой стадии состоит в том, что не опубликованные и, таким обра­ зом, не доведенные до сведения людей законы не применя­ ются;

  5. вступление закона в силу. В соответствии с Консти­ туцией Украины закон вступает в силу через 10 дней со дня

его официального обнародования, если иное не указано самим законом.