logo search
19-12-2012_00-35-07 / Государственная власть и местное самоуправление в городе Мо

§ 1. Структура органов местного самоуправления в Москве.

Муниципальное собрание

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в каждом муниципальном образовании, включая внутригородские территории городов федерального значения, обязательно должны быть:

1) представительный орган;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный ОМСУ).

Указанным Законом рамочно регулируется и еще один орган - контрольный, который, однако, является факультативным, вопрос о его учреждении решается в каждом муниципальном образовании.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, не предусмотренные Федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" органы местного самоуправления в муниципальных образованиях Москвы имеют следующие наименования:

1) представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание внутригородского муниципального образования в городе Москве;

2) глава муниципального образования - руководитель внутригородского муниципального образования в городе Москве;

3) исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет внутригородского муниципального образования в городе Москве.

В ряде муниципальных образований в соответствии с их уставами создан также контрольный орган, который обычно носит наименование "ревизионная комиссия".

Муниципальное собрание, как представительный орган местного самоуправления, представляет собой обязательный коллегиальный выборный представительный орган местного самоуправления, выполняющий нормотворческие и иные полномочия по решению вопросов местного значения.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численный состав депутатского корпуса определяется уставом каждого конкретного муниципального образования, но не менее 10 человек. Обычно в Москве это 10 - 15 человек, однако в ряде муниципальных образований доходит и до 20.

Депутаты муниципального собрания осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального собрания. Как правило, уставы муниципальных образований в Москве закрепляют непостоянную основу деятельности депутатов.

Характеристика муниципального собрания как коллегиального органа означает, что он осуществляет свои полномочия, в т.ч. принимает решения в коллегиальном порядке, т.е. посредством всеобщего обсуждения и голосования при равенстве голосов депутатов.

Муниципальное собрание правомочно при наличии в его составе 2/3 от общего числа депутатов (числа, установленного уставом муниципального образования).

Формой работы муниципального собрания являются заседания. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов.

Возглавляет муниципальное собрание председатель, которым в соответствии с уставом может быть по совместительству либо руководитель муниципального образования, либо специально избираемое из числа депутатов на эту должность лицо. В Москве, как правило, уставами муниципальных образований закрепляется модель совмещения статуса руководителя муниципального образования и председателя муниципального собрания. При этом руководитель муниципального образования избирается муниципальным собранием из своего состава.

Порядок работы муниципального собрания определяется уставом муниципального образования и регламентом муниципального собрания. Например, в муниципальных образованиях Покровское-Стрешнево, Тверское предусмотрено, что:

- заседания муниципального собрания проводятся не реже 1 раза в месяц, в летний период (июль - август) заседания муниципального собрания не проводятся;

- принятие решений муниципальным собранием производится открытым голосованием, а по персональным вопросам или по решению депутатов - тайным голосованием.

В структуре муниципального собрания, как правило, создаются подразделения (рабочие органы), преимущественно по предметному принципу, как то:

- комиссия по организации работы муниципального собрания и осуществление контроля за работой органов местного самоуправления;

- комиссия по культурно-массовой работе;

- комиссия по бюджетным отношениям и муниципальной собственности;

- комиссия по организации выборных мероприятий, местного референдума, взаимодействию с общественными объединениями и информированию;

- комиссия по развитию территорий;

- регламентная комиссия;

- земельно-имущественная/градостроительная комиссия;

- комиссия по социальной работе;

- комиссия по подготовке нормативных документов;

- жилищная комиссия;

- торговая комиссия;

- контрольно-ревизионная комиссия;

- гаражная комиссия;

- административная комиссия;

- и т.д.

Конкретный перечень рабочих органов (комиссий или др. название) определяется муниципальным собранием с учетом специфики конкретного муниципального образования.

Срок полномочий муниципального собрания определяется уставом муниципального образования в пределах от 2-х до 5-ти лет. Как правило, в соответствии с уставами, это 4 года.

Возможно также досрочное прекращение полномочий муниципального собрания в следующих случаях:

1) самороспуск;

2) решение суда о неправомочности состава муниципального собрания, в т.ч. в связи со сложением полномочий;

3) преобразование муниципального образования;

4) роспуск Мосгордумой в случае принятия не соответствующих законодательству нормативных правовых актов, если: такие противоречия установлены судом, они не устранены муниципальным собранием в течение 3 месяцев после решения суда, судом установлен факт неисполнения указанного решения суда, на основании чего мэр Москвы внес в Мосгордуму проект закона о роспуске муниципального собрания.

Муниципальное собрание выполняет нормотворческие и иные функции. Нормотворчество - основная деятельность муниципального собрания; его нормотворчество - первично, нормотворчество иных органов местного самоуправления - производно: иные муниципальные правовые акты издаются на основании и в соответствии с уставом и иными актами муниципального собрания; его нормотворческая компетенция неограниченна, оно может издавать акты по различным вопросам, обязательные для исполнения в муниципальном образовании, другие же органы - только в пределах и в соответствии с актами муниципального собрания.

К исключительной компетенции муниципального собрания относится:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Кроме того, муниципальное собрание уполномочено:

- выступать с законодательной инициативой в Московской городской Думе;

- назначать местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления, опрос граждан, публичные слушания, собрания граждан;

- вносить в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Комиссию по монументальному искусству предложения по вопросам местного значения;

- согласовывать вносимые управой района города Москвы в префектуру административного округа города Москвы предложения: а) о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта; б) по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети; в) по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах;

- устанавливать границы территориального общественного самоуправления;

- формировать избирательную комиссию муниципального создания (если таковая создается), формировать избирательные округа;

- принимать прогнозный план приватизации муниципального имущества.

Согласно уставам муниципальных образований за муниципальными собраниями также закрепляются, например, следующие полномочия:

- принятие решения об обращении в Московскую городскую избирательную комиссию о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию, действующую на территории муниципального образования, либо о формировании избирательной комиссии муниципального образования;

- образование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- принятие решений об участии муниципального образования в ассоциациях и союзах муниципальных образований;

- решение вопроса о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

- принятие решений о предоставлении жителям жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в муниципальной собственности;

- утверждение перечня объектов муниципальной собственности, а также согласование передачи объектов муниципальной собственности в государственную собственность и др.