logo
19-12-2012_00-35-07 / Государственная власть и местное самоуправление в городе Мо

§ 2. Иные формы непосредственной демократии в городе Москве

Правотворческая инициатива граждан. Правотворческая инициатива граждан представляет собой способ участия граждан в законотворческой и иной нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в городе Москве и реализуется в двух формах:

- гражданская законодательная инициатива;

- правотворческая инициатива в органы местного самоуправления.

Гражданская законодательная инициатива представляет собой внесение жителями города Москвы петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы и соответствующего проекта закона города Москвы в Московскую городскую Думу. Правовую основу реализации гражданской законодательной инициативы в городе Москве образуют:

- Устав города Москвы (статьи 36, 60, 65);

- Закон города Москвы "О правовых актах города Москвы";

- Закон города Москвы "О законах и постановлениях Мосгордумы";

- Закон города Москвы "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве".

Предметом гражданской законодательной инициативы могут быть только вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы либо в ведении города Москвы. Гражданская законодательная инициатива не должна быть направлена на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод. Кроме того, проект закона города Москвы, вносимый в порядке реализации права гражданской законодательной инициативы, не должен содержать вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или изменении бюджета города Москвы, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых обязательств города, административного округа, района;

д) о территориальном делении города Москвы;

е) о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

ж) о полномочиях органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления;

з) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям города Москвы, обладающим активным избирательным правом. Данное право носит коллективный характер и реализуется путем создания инициативной группы и последующего сбора подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы. Инициативная группа образуется в количестве не менее 50 человек на основе свободного волеизъявления на собраниях, сходах жителей города Москвы, во время проведения общественно-политических акций. Инициативная группа подлежит регистрации в Мосгордуме в течение 30 дней с момента ее создания.

С момента получения регистрационного свидетельства члены инициативной группы собирают подписи жителей города Москвы в поддержку гражданской законодательной инициативы. В поддержку инициативы должно быть собрано не менее 50 тысяч подписей. При этом подписи жителей города Москвы, проживающих в одном районе, должны составлять не более 10% от общего числа подписавшихся под петицией, а подписи жителей города Москвы, проживающих в одном административном округе, - не более 20% от общего числа подписавшихся под петицией. Срок для сбора подписей составляет 60 дней с момента регистрации инициативной группы.

По окончании сбора подписей подписные листы не позднее чем через 10 дней представляются в Мосгордуму, которая осуществляет проверку правильности оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений. Не позднее 20 дней со дня их получения Дума принимает решение о регистрации гражданской законодательной инициативы, оформляемое постановлением. Дума может принять решение об отказе в регистрации гражданской законодательной инициативы лишь в случае нарушения установленного законодательством порядка сбора подписей, а именно:

а) при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах более 10% недействительных и (или) недостоверных подписей;

б) если количество действительных и (или) достоверных подписей оказывается менее 50 тысяч;

в) если количество представленных подписей жителей города Москвы, проживающих в одном районе, составляет более 10% от общего числа подписавшихся под петицией;

г) если количество представленных подписей жителей города Москвы, проживающих в одном административном округе, составляет более 20% от общего числа подписавшихся под петицией;

д) если нарушены сроки сбора подписей или представления их в Мосгордуму;

е) если подписной лист не соответствует установленной форме.

Добровольный отказ инициативной группы от гражданской законодательной инициативы возможен до момента регистрации инициативы по решению, принятому большинством членов инициативной группы.

Рассмотрение проекта закона города Москвы, внесенного в качестве гражданской законодательной инициативы, осуществляется в общем порядке, установленном для рассмотрения законов города Москвы.

Расходы по реализации права гражданской законодательной инициативы несет инициативная группа.

Правотворческая инициатива в органы местного самоуправления представляет собой внесение жителями муниципального образования (района города Москвы) проекта муниципального правового акта в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие данного вида актов. Порядок реализации правотворческой инициативы граждан регулируется статьей 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принимаемыми на его основе муниципальными нормативными правовыми актами каждого конкретного муниципального образования.

Консультативные и иные опросы граждан. Опрос представляет собой форму выяснения мнения населения по вопросам городского или местного (районного) значения для учета при принятии решений органами государственной власти или местного самоуправления.

Опросы в городе Москве как формы участия в осуществлении государственной власти или местного самоуправления (в отличие от социологических опросов) можно подразделить на:

1) опросы, проводимые органами государственной власти города Москвы (консультативные опросы в районах города Москвы);

2) опросы, проводимые органами местного самоуправления (местные опросы).

Правовую базу проведения опросов в городе Москве образуют:

- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 31);

- Устав города Москвы (статья 62);

- Закон "О консультативном опросе в районе города Москвы";

- уставы внутригородских муниципальных образований и иные муниципальные нормативные правовые акты.

Консультативный опрос граждан является формой привлечения населения к управлению делами района города Москвы и города. Опрос проводится районной управой с целью выявления мнения жителей по проектам правовых и нормативных актов и учета их интересов по вопросам местной жизни.

Консультативный опрос проводится путем сплошного (а не выборочного) опроса жителей территории опроса. По форме опрос может быть:

- тайным - проводится на участках опроса, где должны быть специально оборудованные места для тайного голосования и установлены ящики для голосования, по опросным листам;

- поименным - проводится на участках опроса по опросным листам либо по месту жительства по опросным спискам путем проставления в графе напротив своей фамилии и нужного варианта ответа какого-либо знака;

- открытым - проводится путем открытого голосования жителей на общих собраниях;

- закрытым - проводится путем тайного голосования на общих собраниях (с помощью жетонов и других средств, препятствующих идентификации голосующих).

Территорией проведения консультативного опроса может являться территория одного или нескольких домов, расположенных на одной или нескольких близлежащих улицах, микрорайон, другие части территории района, а также части территории граничащих между собой районов - в зависимости от того, интересы жителей какой территории затрагивает вопрос, выносимый на опрос.

Предметом опроса может быть любой вопрос, непосредственно затрагивающий интересы граждан по месту их проживания, в т.ч. относящийся к сфере:

- экологической безопасности жителей соответствующей территории;

- бытового, торгового, медицинского, общеобразовательного, культурного и иного обслуживания населения;

- благоустройства, озеленения, обустройства территории;

- использования дворовых и внутридворовых территорий;

- осуществления инвестиционных проектов на соответствующей территории;

- других вопросов развития местной инфраструктуры.

На опрос не могут выноситься вопросы, нарушающие личные права граждан, а также затрагивающие интересы граждан, проживающих вне территории опроса.

Инициатором проведения консультативного опроса может быть депутат Мосгордумы (если территория опроса входит в его избирательный округ), муниципальное собрание, префект административного округа, глава районной управы, инициативная группа жителей не менее 10 граждан, имеющих право на участие в опросе, местные общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления.

Инициатива проведения опроса реализуется путем направления главе управы петиции, в которой указываются: основания опроса, предлагаемая формулировка вопроса (вопросов), выносимого на опрос, территория опроса, дата проведения опроса и его вид, адрес и телефон инициатора.

Глава районной управы в месячный срок проводит консультации (согласования) с инициатором, заинтересованными организациями и должностными лицами по изложенному в петиции вопросу, выносимому на опрос. Если инициатора удовлетворят полученные в ходе консультаций информация, разъяснения либо принятые решения, он вправе отозвать петицию. Глава районной управы вправе дать мотивированный отказ в проведении опроса, если его проведение противоречит законодательству. Отказ может быть обжалован в суд.

О назначении опроса глава районной управы издает распоряжение, в котором указываются: дата проведения опроса, его инициатор, вопрос (вопросы), выносимый на опрос, адреса домов, жители которых участвуют в опросе, вид опроса и источники финансирования мероприятий, связанных с проведением опроса. Дата проведения опроса назначается не позднее чем через месяц со дня издания распоряжения главы управы.

Глава управы формирует комиссию по проведению опроса в количестве 5 - 19 человек на основе предложений инициаторов, а также муниципального собрания, местных общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления. Комиссия:

- организует исполнение закона при проведении опроса;

- организует оповещение жителей об инициаторе, вопросе (вопросах), выносимом на опрос, порядке, месте, дате и времени проведения опроса;

- составляет список участников опроса;

- образует участки опроса;

- устанавливает форму и изготавливает опросные листы или опросные списки;

- организует проведение голосования жителей при опросе в соответствии с установленным законом порядком;

- устанавливает результаты опроса;

- взаимодействует с инициатором, общественными объединениями и представителями средств массовой информации;

- осуществляет иные полномочия по подготовке и проведению опроса.

Работа комиссии ведется на общественных началах. Глава районной управы обеспечивает комиссию необходимыми помещениями, материально-техническими средствами и осуществляет оплату произведенных ею расходов.

Список участников опроса составляется комиссией по проведению опроса не позднее чем за 10 дней до дня проведения опроса.

Опрос может проводиться в течение 1 или нескольких (но не более 10) дней.

Комиссия признает опрос состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей, внесенных в список участников опроса.

Комиссия признает опрос недействительным, если допущенные при проведении опроса нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан, принявших участие в опросе.

Протокол о результатах опроса составляется в 3 экземплярах и подписывается членами комиссии.

Комиссия и глава районной управы обеспечивают сохранность документации по проведению опроса и неприкосновенность заполненных опросных листов и опросных списков до завершения опроса и установления его результатов.

Материалы опроса в течение 6 месяцев хранятся в районной управе, а затем уничтожаются по акту.

Результаты опроса носят консультативный характер и учитываются органами власти города и района при разработке правовых и нормативных актов, а также в разъяснительной работе среди населения.

Если орган власти города или района считает необходимым принятие правового или нормативного акта в связи с результатами опроса, он в двухнедельный срок сообщает участникам опроса о принятом решении.

Результаты опроса, проведенного в порядке тайного голосования, подлежат обязательному рассмотрению соответствующим органом власти с принятием по результатам опроса решения, которое доводится до участников опроса.

Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Право на обращение в органы власти является конституционным правом граждан РФ (статья 33 Конституции РФ). Правоотношения, связанные с реализацией данного права, регулируются в первую очередь Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", а также, в значительно меньшей мере, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 32), Уставом города Москвы (статья 65), уставами внутригородских муниципальных образований и иными муниципальными нормативными правовыми актами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, включая город Москву, могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом. Таким образом, поле для регионального правового регулирования крайне ограниченно.

По форме обращения можно подразделить на устные и письменные, по субъекту - на индивидуальные и коллективные, по содержанию - на предложения, заявления, жалобы.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Письменные обращения должны содержать:

- наименование органа власти города или должностного лица, которым они адресованы;

- изложение существа вопроса;

- фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса;

- дату;

- личную подпись.

В обращениях, направляемых по электронной почте, кроме электронного адреса должен быть указан почтовый адрес заявителя.

Письменные обращения подлежат регистрации в течение 3 дней после их получения. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Любое обращение, поступившее в государственный орган или орган местного самоуправления, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его поступления.

На обращение должен быть дан письменный ответ по существу. Исключение составляют случаи:

- если в обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес;

- если жалоба подана на судебное решение;

- если обращение содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы в адрес должностных лиц (гражданину разъясняется недопустимость злоупотребления правом на обращение);

- если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства (принимается решение о прекращении переписки с гражданином, о чем он ставится в известность);

- если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (гражданин уведомляется об этом).

Определенной спецификой обладают устные обращения. Такие обращения подаются гражданами на личном приеме в органах государственной власти города. Прием граждан осуществляется лично руководителями городской администрации и органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими в установленное и удобное для посетителей время в организуемых для этих целей приемных. Устные обращения регистрируются в карточке личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Ежегодно в органы государственной власти и органы местного самоуправления Москвы поступают сотни тысяч обращений граждан. Наиболее часто обращения касаются вопросов содержания и эксплуатации жилого фонда, водоснабжения и отопления, улучшения жилищных условий, благоустройства, потребительского рынка, социального обеспечения.

Отзыв выборных лиц государственной власти и местного самоуправления в городе Москве. Отзыв выборных лиц представляет собой досрочное прекращение полномочий выборного лица на основании прямого волеизъявления избирателей в результате утраты доверия к нему. По своей природе отзыв является формой конституционно-правовой ответственности выборного лица перед избирателями за ненадлежащее выполнение представительских функций.

Действующим федеральным законодательством отзыв предусмотрен лишь применительно к выборным лицам местного самоуправления (статья 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно Закону голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Возможность применения отзыва по отношению к избираемым непосредственно населением должностным лицам органов государственной власти субъектов РФ подтвердил в своих решениях Конституционный Суд РФ. Однако в отличие от местного самоуправления по отношению к выборным лицам региональной государственной власти право на отзыв существует не в силу федерального закона, а в силу устава и закона субъекта РФ, т.е. введение этого института полностью зависит от усмотрения органов государственной власти субъекта РФ.

В статье 4 Закона города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" предусмотрено, что одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата является его отзыв в соответствии с законом города Москвы. Таким образом, возможность отзыва в Москве закреплена. Вместе с тем закон, определяющий основания и порядок отзыва населением депутатов Мосгордумы, до настоящего времени не принят.

Поэтому в настоящее время правовую основу отзыва образуют лишь решения Конституционного Суда РФ, в которых он сформулировал ряд принципиальных и конкретных положений.

В Постановлении от 24 декабря 1996 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ Конституционный Суд указал: "...По смыслу Конституции Российской Федерации, закрепляющей принципы демократического правового государства, в том числе принципы идеологического и политического многообразия, многопартийности, основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.". В Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П Суд развил учение об основаниях отзыва и сформулировал следующие тезисы: "В силу закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов демократического правового государства, в том числе принципов идеологического и политического многообразия, многопартийности (части 1, 2 и 3 статьи 13), а также поскольку избираемое посредством всеобщих свободных выборов высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не связано императивным мандатом, основанием для отзыва может служить лишь его неправомерная деятельность, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке".

Таким образом, основанием отзыва может быть лишь неправомерная деятельность, т.е. подтвержденные в установленном порядке нарушения законодательства (противоправные деяния). Соответственно, не могут выступать в качестве оснований отзыва невыполнение предвыборной программы, смена политической ориентации и принадлежности, совершение аморальных и иных поступков, порочащих честь и достоинство лица или умаляющих авторитет власти, и т.п.

Поскольку по своей природе отзыв является "выборами наоборот", инициатива отзыва выборного лица может исходить лишь от избирателей, т.е. от жителей города Москвы, обладающих активным избирательным правом. От их лица могут действовать специально создаваемые инициативные группы либо избирательные и иные общественные объединения. Для назначения голосования по отзыву инициатор отзыва должен осуществить сбор подписей в поддержку своей инициативы. Согласно позиции Конституционного Суда РФ устанавливаемая законом норма сбора подписей должна быть "достаточно высокой" - не менее числа подписей, требуемого при выдвижении на выборах (т.е. в настоящее время не менее 1% от числа избирателей).

Решение о назначении голосования по отзыву принимается представительным органом государственной власти или местного самоуправления, т.е. применительно к отзыву депутатов Мосгордумы - Мосгордумой. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, еще до назначения голосования выборному лицу должна быть предоставлена возможность дать пояснения по существу вменяемых ему фактов.

Голосование по отзыву может быть лишь прямым при соблюдении требований всеобщности, равенства, тайного волеизъявления.

Согласно логике Конституционного Суда РФ правила признания лица отозванным, применяемые при подведении итогов и результатов голосования, должны быть достаточно жесткими, исключающими возможность досрочного прекращения полномочий лица меньшинством, в т.ч. оппозиционным ему меньшинством, избирателей. Так, согласно правовым позициям Суда, лицо может быть отозвано большинством от числа зарегистрированных избирателей (а не от числа принявших участие в голосовании). Кроме того, Суд указал, что за отзыв должно проголосовать не меньшее число избирателей, чем то, которым отзываемое лицо было избрано (лицо не может быть отозвано меньшим числом избирателей, чем оно было избрано).

Публичные мероприятия. Правовую основу организации и проведения публичных мероприятий, или массовых акций, образует, прежде всего, Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Особенности проведения массовых акций с городе Москве на основании и в соответствии с этим Законом определяются Законом города Москвы "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", а также Постановлением правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 757-ПП (которым утвержден Порядок проведения в городе Москве публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры), Постановлением правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 55-ПП (которым утвержден Регламент рассмотрения префектурами административных округов города Москвы уведомлений о проведении публичных мероприятий).

Согласно Федеральному закону различаются следующие формы публичных мероприятий:

- собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Инициатор проведения массовой акции обязан письменно уведомить об этом не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до ее предполагаемого проведения органы государственной власти города. В случае если число участников акции не превысит 5 тыс., уведомление направляется префекту административного округа; при числе участников акции свыше 5 тыс. либо в случае проведения акции в центральном административном округе или более чем в одном административном округе уведомление должно быть подано в Правительство Москвы.

По результатам рассмотрения уведомлений организаторам акции может быть направлено письмо-предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также об устранении организаторами несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства, а также письмо-предупреждение о том, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях или уголовным законодательством. О принятом решении сообщается не позднее чем за 5 дней до акции.

Проведение массовой акции может быть приостановлено по решению уполномоченных представителей органов государственной власти Москвы в случае нарушения правопорядка, не влекущего угрозы для жизни и здоровья; а при создании реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц, совершении участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия, проведение акции прекращается.