§ 3. Правительство Москвы и иные исполнительные органы
государственной власти Москвы
Правовую основу организации исполнительной власти в городе Москве образуют, прежде всего:
1) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") (ст. ст. 17, 20, 21);
2) Устав Москвы (ст. ст. 44, 45);
3) Закон Москвы "О правительстве Москвы";
4) Регламент правительства Москвы;
5) Указ мэра Москвы от 19 июля 2007 г. N 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы";
6) Постановление правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов";
7) Постановление правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы";
8) Постановление правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 529-ПП "Об утверждении Общемосковского классификатора органов исполнительной власти города Москвы".
Исполнительные органы государственной власти (органы исполнительной власти) - органы, осуществляющие исполнение законов и иных нормативных правовых актов, т.е. оперативное (тактическое) управление, повседневное решение вопросов городского значения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система исполнительных органов государственной власти субъекта определяется законом субъекта. Согласно статье 17 того же Закона структура исполнительных органов определяется высшим должностным лицом субъекта РФ. Исходя из сложившегося правопонимания, основанного на практике Конституционного Суда РФ, под системой органов принято понимать виды органов, а под структурой - конкретный перечень органов различных видов. В соответствии с этим в Москве система - виды органов исполнительной власти города определены Законом Москвы "О правительстве Москвы" (ст. 3), а структура - перечень исполнительных органов - Указом мэра Москвы "Об органах исполнительной власти города Москвы".
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют:
- правительство Москвы;
- отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы;
- территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
Правительство Москвы - а) высший б) постоянно действующий в) коллегиальный г) орган исполнительной власти города Москвы д) общей компетенции, е) обеспечивающий согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В состав Правительства Москвы входят:
- мэр Москвы - руководитель правительства;
- заместители мэра Москвы в правительстве Москвы (в т.ч. первые);
- руководитель аппарата мэра и правительства Москвы в ранге первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы;
- министры правительства Москвы;
- префекты административных округов в ранге министров правительства Москвы.
Персональный состав правительства Москвы определяется мэром Москвы путем назначения на указанные должности.
Правительство Москвы формируется на срок полномочий мэра. Правительство слагает свои полномочия перед новым мэром. Правительство Москвы продолжает исполнять свои обязанности до рассмотрения мэром Москвы заявления о сложении полномочий, а по поручению мэра Москвы правительство Москвы может продолжать исполнение своих обязанностей до сформирования нового состава правительства Москвы.
К полномочиям правительства Москвы относятся:
а) выработка государственной политики и подзаконное нормативно-правовое регулирование в сферах ведения исполнительной власти, в т.ч. правительство:
- разрабатывает для представления мэром в МГД проект бюджета Москвы;
- обеспечивает исполнение бюджета Москвы и готовит отчет о его исполнении для представления их мэром в МГД;
- разрабатывает целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- формирует городской заказ и обеспечивает его размещение;
- учреждает организации, а также органы правительства Москвы, назначает и освобождает от должности их руководителей;
- разрабатывает законопроекты для внесения мэром в порядке законодательной инициативы;
- управляет и распоряжается собственностью Москвы, а также федеральной собственностью, переданной в управление Москве, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти: передает и принимает в собственность города земельные участки, другие объекты недвижимости (иногда - префекты округов; приватизация жилищного фонда - департаментом жилищной политики); принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации государственных предприятий, утверждает ставки арендной платы за землю в Москве;
- разрабатывает Генплан Москвы;
- устанавливает величину прожиточного минимума в Москве;
- заключает соглашения о сотрудничестве в сфере социальных, экономических, политических и культурных отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований, с зарубежными партнерами;
- направляет при необходимости в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, в том числе для разрешения споров о компетенции;
- осуществляет др. полномочия в сферах экономики, городского хозяйства (промышленности и т.п.), архитектуры и градостроительства, социального обеспечения, природопользования и охраны окружающей среды, международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и т.п.;
б) руководство и координация деятельности иных органов исполнительной власти, а именно правительство Москвы:
- утверждает положения о подведомственных ему органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Москвы;
- осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему органов исполнительной власти;
- принимает меры, обеспечивающие использование в полном объеме подведомственными ему органами исполнительной власти предоставленных им полномочий для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций;
- имеет право отменять или приостанавливать акты подведомственных ему органов исполнительной власти и должностных лиц исполнительной власти в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу города Москвы и иным законам города Москвы, а также общегородским интересам;
- назначает и освобождает от должности руководителей подведомственных ему органов исполнительной власти, их заместителей, поощряет и налагает на них дисциплинарные взыскания в установленном законом порядке.
Формой работы правительства Москвы являются заседания. Заседания проводятся еженедельно по вторникам с 10.00. Заседания правительства Москвы правомочны, если в них принимает участие не менее 50% членов правительства.
Повестка заседания утверждается правительством в начале заседания. В качестве докладчика, как правило, выступают члены правительства Москвы или руководители органов исполнительной власти города Москвы, ответственные за подготовку вопроса на заседание правительства Москвы.
Ознакомление членов правительства Москвы с проектом повестки заседания и материалами по всем основным вопросам, вносимым на рассмотрение правительства Москвы, осуществляется не позднее чем за 5 календарных дней.
На заседаниях правительства решения принимаются большинством голосов от общего числа членов правительства Москвы. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
Постановления правительства Москвы могут приниматься:
- без обсуждения - путем визирования документа всеми членами правительства Москвы с указанием даты визирования;
- с обсуждением - обсуждение обязательно при рассмотрении следующих вопросов: 1) подготовка и исполнение бюджета города Москвы, а также формирование и использование территориальных государственных внебюджетных фондов города; 2) проект Генерального плана города Москвы; 3) проекты целевых программ города Москвы; 4) проекты программ экономического и социального развития города Москвы и отдельных территорий города; 5) проекты программ приватизации объектов собственности города Москвы и предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации; 6) программа правительства Москвы на год; 7) проекты законов города Москвы по вопросам, входящим в исключительную компетенцию правительства Москвы.
Правительство Москвы обладает правами юридического лица.
Правовыми актами правительства Москвы являются постановления и распоряжения.
Постановления правительства Москвы, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Датой официального опубликования постановления правительства Москвы считается дата первой публикации его полного текста в официальных изданиях органов исполнительной власти города Москвы. Постановления правительства Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 10 дней со дня их официального опубликования. Иные постановления правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если ими самими не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Распоряжения правительства вступают в силу со дня их подписания и регистрации, если иное не предусмотрено в тексте самого акта.
Аппарат мэра и правительства Москвы является отдельным государственным органом, образованным для непосредственного обеспечения полномочий мэра и правительства Москвы. В частности, на него возложены:
- подготовка аналитических, справочных и других материалов, необходимых для осуществления полномочий мэра Москвы;
- организация проведения совещаний у мэра Москвы и протокольное оформление решений, принятых на этих совещаниях;
- рассмотрение отдельных обращений органов государственной власти, организаций, граждан, адресованных мэру Москвы, подготовка и представление по ним мэру Москвы проектов поручений и иных материалов;
- подготовка материалов к докладам и выступлениям мэра Москвы;
- информирование в установленном порядке граждан о деятельности мэра Москвы.
Руководитель аппарата и его замы назначаются мэром.
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы - органы исполнительной власти специальной компетенции, специализирующиеся по предметному принципу. В Москве существуют следующие виды таких органов: департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции.
Департамент - отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (департамент образования, департамент финансов и т.д.).
Комитет - отраслевой орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий отраслевое управление в соответствующих областях деятельности (комитет по архитектуре, комитет ветеринарии, комитет рекламы, комитет по туризму и др.).
Главное управление (управление) - функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий межотраслевое регулирование в определенной области городского управления (управление ЗАГС, архивное управление, управление по обеспечению деятельности мировых судей и др.).
Инспекция - функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий контрольные и надзорные функции (жилищная инспекция, инспекция по качеству сельхозпродукции, инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, административно-технические инспекции).
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти в Москве образуют т.н. "комплексы городского управления". Комплекс городского управления можно определить как совокупность отраслевых и функциональных исполнительных органов государственной власти, осуществляющих скоординированное управление в однородных сферах общественной жизни под общим руководством одного из членов правительства Москвы. В настоящее время в Москве 5 комплексов городского управления:
1. Комплекс городского хозяйства Москвы:
1.1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
1.2. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
1.3. Департамент транспорта и связи города Москвы.
1.4. Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.
1.5. Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы.
2. Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы:
2.1. Департамент городского строительства.
2.2. Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы.
2.3. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура).
3. Комплекс экономической политики и развития города Москвы:
3.1. Департамент экономической политики и развития города Москвы.
3.2. Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет) - госзаказчик в Москве.
3.3. Региональная энергетическая комиссия города Москвы (РЭК Москвы) (на правах Департамента).
3.4. Комитет государственных заимствований города Москвы.
4. Комплекс социальной сферы города Москвы - Швецова Людмила Ивановна - первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы:
4.1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
4.2. Департамент здравоохранения города Москвы.
4.3. Департамент образования города Москвы.
4.4. Департамент социальной защиты населения города Москвы.
4.5. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
4.6. Департамент культуры города Москвы.
4.7. Комитет общественных связей города Москвы.
4.8. Комитет ветеринарии города Москвы.
4.9. Управление записи актов гражданского состояния города Москвы (Управление ЗАГС Москвы).
4.10. Управление государственной службы занятости населения города Москвы.
5. Комплекс имущественно-земельных отношений города Москвы:
5.1. Департамент имущества города Москвы.
5.2. Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Около половины отраслевых и функциональных органов исполнительной власти не входят в комплексы городского управления. Координацию их деятельности осуществляют заместители мэра Москвы в правительстве Москвы либо мэр Москвы.
Руководители (их заместители) отраслевых и функциональных органов исполнительной власти назначаются правительством Москвы, иные служащие - руководителями.
Деятельность отраслевых и функциональных органов исполнительной власти строится на принципе единоначалия.
Территориальные исполнительные органы государственной власти - органы специальной компетенции, осуществляющие государственное управление в частях территории города - административно-территориальных единицах: административных округах и районах.
Префектура - территориальный исполнительный орган государственной власти, действующий на территории административного округа города Москвы.
Префектура осуществляет контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа, в частности:
- разрабатывает с учетом предложений управ районов и представляет на утверждение правительства Москвы концепцию развития административного округа;
- разрабатывает ежегодную программу социально-экономического развития административного округа и в установленном порядке представляет отчет о ее выполнении;
- участвует в установленном порядке в инвентаризации государственного имущества и имущества, находящегося в собственности города, в том числе нежилого фонда города Москвы на территории административного округа; анализирует итоги проведения инвентаризации и представляет в Департамент имущества предложения по эффективному и рациональному их использованию;
- участвует в разработке проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы;
- заключает договоры с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы на участие в социально-экономическом развитии округа;
- управляет объектами собственности города Москвы, переданными префектуре в оперативное управление;
- вносит предложения в Департамент имущества города Москвы и согласовывает проекты документов по вопросам распоряжения имуществом, находящимся в собственности города и расположенным на территории административного округа;
- вносит предложения в правительство Москвы и согласовывает в установленном порядке документы о создании, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы, находящихся в ведении префектуры, согласовывает уставы этих предприятий, утверждает уставы учреждений по согласованию с Департаментом имущества города Москвы, назначает на должность (освобождает от занимаемой должности) руководителей предприятий и учреждений, заключает (расторгает) с ними по согласованию с Департаментом имущества города Москвы трудовые договоры в соответствии с уставами данных предприятий;
- согласовывает градостроительную и исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства, реконструкции объектов, находящихся на территории административного округа;
- на основании утвержденной исходно-разрешительной документации принимает решение о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности, а также принимает решение по их изъятию;
- принимает решение о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории административного округа (за исключением территорий, относящихся к природному комплексу города Москвы - правительство Москвы);
- принимает необходимые меры к сносу самовольных построек на территории округа с правом обращения в суды.
- согласовывает и вносит на утверждение Управления транспорта и связи предложения по изменению и развитию маршрутной сети городского транспорта, расписанию его движения;
- осуществляет оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района;
- осуществляет государственный контроль (надзора) за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на подведомственной территории.
При префектуре административного округа создается Коллегия. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности префектуры и подведомственных ей предприятий, учреждений, иных организаций.
Решения Коллегии оформляются протоколами. Реализация решений Коллегии осуществляется, как правило, распоряжениями и/или приказами префекта административного округа.
Управа района - территориальный исполнительный орган государственной власти, действующий на территории района города Москвы. Управа района осуществляет исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района, в частности:
- участвует в работе окружных комиссий по подбору инвесторов на строительство и реконструкцию объектов жилого и нежилого назначения, по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию;
- участвует в работе окружных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также в работе ведомственных приемочных комиссий;
- вносит предложения в префектуру административного округа о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта;
- согласовывает в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы градостроительную и исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства, реконструкции объектов, находящихся на территории района, принимает меры по обеспечению выполнения программы реконструкции и сноса ветхого и морально устаревшего жилищного фонда на территории района в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;
- согласует размещение и установку наружной рекламы, за исключением зон особого городского значения, организует работы по праздничному оформлению;
- организует работу по подготовке жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, расположенных на территории района, независимо от их организационно-правового статуса, к сезонной эксплуатации;
- организует работы по содержанию, ремонту жилищного фонда, уборке, содержанию, ремонту объектов благоустройства (кроме общегородских объектов), озеленению объектов 2-й и 3-й категорий, эксплуатации общественных туалетов (кроме общегородских объектов), вывозу твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора с территории района до полигона, мусоросжигательного завода или мусороперегрузочной станции;
- организует и обеспечивает оборудование мест выгула собак;
- представляет в префектуру на утверждение предложения по посадке деревьев, кустарников, ремонту газонов и оформлению цветников;
- организует работу районной общественной жилищной комиссии, участвует в работе общественной жилищной комиссии административного округа;
- принимает решения о постановке на учет и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, вносит в префектуру административного округа предложения по распределению жилой площади, построенной за счет средств предприятий, организаций в пределах договорных обязательств;
- разрабатывает и вносит в префектуру административного округа предложения по развитию сети потребительского рынка и услуг района;
- организует работу по комплексному рекламному и праздничному оформлению предприятий потребительского рынка и услуг в районе;
- организует сезонную мелкорозничную торговлю на территории района, в том числе проведение праздничных ярмарок, расширенных распродаж товаров сезонного спроса и другие мероприятия районного масштаба, связанные с обслуживанием населения, осуществляет контроль за соблюдением правил торговли на них;
- организует работу по упорядочению размещения сети мелкорозничной торговли на территории района, в т.ч. на центральных магистралях, около станций метро (кроме объектов городского и федерального значения), с сохранением комплекса услуг социальной направленности, соблюдением архитектурных и санитарных требований в соответствии с нормативными правовыми актами;
- согласовывает размещение объектов розничной торговли и общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции;
- организует работы по сбору и утилизации брошенного и разукомплектованного автомобильного транспорта в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами города Москвы;
- вносит в префектуру административного округа предложения по изменению и развитию маршрутной сети городского транспорта, расписаниям его движения;
- участвует в определении мест остановок городского наземного и речного транспорта, в установке павильонов ожидания пассажиров, в работе по обозначению мест пешеходных переходов, установке светофоров и определению режима их работы;
- организует совместно с отраслевыми органами исполнительной власти города работу с детьми, подростками, молодежью и семьей по месту жительства и осуществляет контроль за деятельностью клубов и центров, ведущих социально-педагогическую и досуговую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;
- содействует в устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения, в выделении им жилья, а также в вопросах назначения доверительных управляющих имуществом подопечных;
- координирует работу по созданию и функционированию попечительских советов в образовательных учреждениях;
- участвует совместно с военным комиссариатом, соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в подготовке и проведении призыва граждан на военную службу;
- обеспечивает учет граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории района;
- взаимодействует с органами местного самоуправления.
Префекты назначаются мэром Москвы, главы управ - правительством Москвы по представлению префекта, согласованному с заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы, полномочным представителем мэра Москвы в Московской городской Думе.
- Государственная власть и местное самоуправление
- § 2. Москва - столица Российской Федерации
- § 3. Москва как субъект Российской Федерации
- Тема 2. Территориальное устройство и система организации публичной власти в городе москве
- § 1. Территориальное деление города Москвы
- § 2. Общие начала организации публичной власти
- Тема 3. Формы непосредственной демократии в городе москве
- § 1. Понятие и классификация форм
- § 2. Иные формы непосредственной демократии в городе Москве
- Тема 4. Органы государственной власти в городе москве
- § 1. Московская городская Дума
- § 2. Мэр Москвы
- § 3. Правительство Москвы и иные исполнительные органы
- § 4. Система государственных должностей
- Тема 5. Органы местного самоуправления в москве
- § 1. Структура органов местного самоуправления в Москве.
- § 2. Руководитель муниципального образования
- § 3. Муниципалитет
- Тема 6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе москве
- § 1. Предметы ведения Москвы и полномочия органов
- § 2. Предметы ведения муниципальных образований и
- Тема 7. Экономическая основа публичной власти в городе москве
- § 1. Государственная и муниципальная собственность
- § 2. Публичные финансы в городе Москве