§ 2. Мэр Москвы
Правовой статус и деятельность мэра Москвы регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. ст. 18, 19 и др.), Уставом Москвы (ст. ст. 40 - 43), Законом Москвы "О правительстве Москвы". Какого-либо специального закона о статусе мэра в Москве нет.
Мэр Москвы является высшим должностным лицом Москвы, главой исполнительной власти субъекта РФ города Москвы. Мэр обладает общей компетенцией: определяет основные направления социально-экономического развития города Москвы, финансово-экономической и промышленной политики, разработки и реализации общегородских целевых программ, деятельности органов исполнительной власти города Москвы, а также обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти города Москвы.
Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.
Мэром Москвы может стать лицо, отвечающее следующим требованиям:
- наличие гражданства РФ;
- отсутствие иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
- достижение возраста 30 лет.
Кроме того, в качестве кандидатур на должность мэра Москвы не могут быть представлены граждане РФ:
а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;
г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);
д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Мэр Москвы наделяется полномочиями Московской городской Думы по предложению Президента РФ. Кандидатура на должность мэра определяется Президентом РФ по предложению политической партии, допущенной к распределению депутатских мандатов в Московской городской Думе и получившей по итогам распределения наибольшее число мандатов. Кандидатура мэра вносится Президентом РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего мэра, а при досрочном прекращении - не позднее чем через 14 дней после такового. Московская городская Дума рассматривает внесенную кандидатуру в течение 14 дней после внесения. Кандидатура считается утвержденной, если за нее высказалось более 50% от установленного числа депутатов (т.е. 18 чел.). Если кандидатура не была утверждена, осуществляется повторное внесение кандидатуры в течение 7 дней со дня отклонения первой. В случае повторного неутверждения кандидатуры, Президент назначает временно исполняющего обязанности мэра и проводит консультации с Московской городской Думой. По результатам консультаций Президент РФ принимает решение о внесении кандидатуры вновь либо о роспуске Московской городской Думы. На весь срок до утверждения мэра в должности Президентом РФ назначается исполняющий обязанности мэра Москвы.
Мэр вступает в должность с момента принесения присяги: "Клянусь при осуществлении полномочий мэра Москвы соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей".
Срок полномочий мэра Москвы составляет 5 лет. Вместе с тем полномочия мэра могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) смерть;
2) отставка по собственному желанию;
3) отрешение от должности Президентом РФ:
а) в связи с выражением ему недоверия Московской городской Думой по фактам:
- издания мэром Москвы актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, Уставу и иным законам города Москвы, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а мэр Москвы не устранил указанные противоречия в течение 1 месяца со дня вступления в силу судебного решения;
- установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Устава и иных законов города Москвы, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
- ненадлежащего исполнения мэром Москвы своих обязанностей.
Вопрос о недоверии мэру может быть инициирован 1/3 депутатов Думы, решение о недоверии принимается 2/3 голосов;
б) в связи с утратой доверия Президента РФ в результате:
- ненадлежащего исполнения своих обязанностей;
- издания нормативного правового акта, противоречащего законодательству, если данный факт установлен решением суда и в течение 2 месяцев со дня вступления его в силу мэр не принял мер по его исполнению. Также при издании незаконного акта Президент РФ может отрешить мэра от должности и иным путем, без решения суда: если такой акт был приостановлен Президентом РФ и в течение 2 месяцев мэр не принял никаких мер по отмене или изменению приостановленного акта или обращению в суд для решения вопроса о соответствии акта законодательству. В обоих случаях Президент РФ выносит мэру предупреждение и при бездействии мэра в течение 1 месяца после предупреждения принимает решение об отрешении его от должности;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
- утраты гражданства РФ;
- приобретения гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Возможно также временное отстранение мэра от должности по решению Президента РФ, принимаемому на основании представления Генерального прокурора РФ случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Полномочия мэра можно подразделить на несколько групп:
а) по общему руководству городским хозяйством:
- представительские:
1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;
2) выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;
3) заключает договоры и соглашения от имени Москвы (о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы; об основах отношений с субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований, межрегиональными объединениями, об изменении границ города Москвы);
- нормотворческие - издает Указы мэра;
- организационно-распорядительные:
1) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов;
2) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
3) награждает государственными наградами Москвы - знаками отличия "За заслуги перед Москвой", "За безупречную службу городу Москве", премиями города Москвы, почетными званиями по профессиям (почетный деятель науки и техники, культуры и т.д., в т.ч. почетный юрист), а также Благодарностью мэра Москвы;
б) по осуществлению исполнительной власти:
- по взаимодействию с Московской городской Думой:
1) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти;
2) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;
3) распускает Московскую городскую Думу;
4) обладает правом законодательной инициативы, в т.ч. исключительным правом законодательной инициативы по проекту бюджета Москвы;
5) может требовать созыва внеочередного заседания Московской городской Думы;
6) вправе предлагать вопросы в повестку дня заседания Московской городской Думы;
7) участвует в открытых и закрытых заседаниях Московской городской Думы;
8) обращается в Московскую городскую Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Московской городской Думы или об их отмене либо обжаловании указанных постановлений в судебном порядке;
9) выступает с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседания Московской городской Думы;
10) выступает вне очереди на заседаниях Московской городской Думы;
- в отношении исполнительных органов:
1) формирует правительство Москвы - назначает заместителей мэра Москвы в правительстве Москвы, министров правительства Москвы, руководителя аппарата правительства Москвы, префектов;
2) принимает решение об отставке правительства;
3) входит в состав правительства;
4) участвует с правом решающего голоса в рассмотрении вопросов на заседаниях правительства Москвы;
5) организует работу правительства Москвы и председательствует на его заседаниях;
6) распределяет обязанности между членами правительства Москвы;
7) организует контроль за исполнением постановлений и распоряжений правительства Москвы;
8) определяет структуру исполнительных органов власти города Москвы;
9) утверждает официальные символы административных округов;
- в отношении судебных органов Москвы:
1) осуществляет отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда на конкурсной основе и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы;
2) обращается в уставный суд Москвы;
- по взаимодействию с федеральными органами государственной власти:
1) выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение прокурора города Москвы;
2) организует взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, а также федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам, в т.ч. согласовывает назначение руководителей территориальных органов указанных органов исполнительной власти;
3) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
4) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
5) входит в состав Госсовета;
6) обращается в Конституционный Суд, другие федеральные суды.
Правовыми актами мэра являются:
- указы - правовые акты, как правило, нормативного характера;
- распоряжения - правовые акты преимущественно ненормативного (правоприменительного, индивидуального) характера, по вопросам оперативно-распорядительного характера.
Указы мэра Москвы, содержащие положения нормативного характера, за исключением указов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их подписания, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Нормативные указы вступают в силу после их официального опубликования.
Ненормативные указы мэра Москвы и распоряжения мэра Москвы вступают в силу со дня их подписания и регистрации, если иное не предусмотрено в тексте самого акта.
Указы мэра Москвы, затрагивающие непосредственно права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Датой официального опубликования распорядительного документа мэра Москвы является дата первой публикации его полного текста в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или газете "Тверская, 13".
Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.
- Государственная власть и местное самоуправление
- § 2. Москва - столица Российской Федерации
- § 3. Москва как субъект Российской Федерации
- Тема 2. Территориальное устройство и система организации публичной власти в городе москве
- § 1. Территориальное деление города Москвы
- § 2. Общие начала организации публичной власти
- Тема 3. Формы непосредственной демократии в городе москве
- § 1. Понятие и классификация форм
- § 2. Иные формы непосредственной демократии в городе Москве
- Тема 4. Органы государственной власти в городе москве
- § 1. Московская городская Дума
- § 2. Мэр Москвы
- § 3. Правительство Москвы и иные исполнительные органы
- § 4. Система государственных должностей
- Тема 5. Органы местного самоуправления в москве
- § 1. Структура органов местного самоуправления в Москве.
- § 2. Руководитель муниципального образования
- § 3. Муниципалитет
- Тема 6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе москве
- § 1. Предметы ведения Москвы и полномочия органов
- § 2. Предметы ведения муниципальных образований и
- Тема 7. Экономическая основа публичной власти в городе москве
- § 1. Государственная и муниципальная собственность
- § 2. Публичные финансы в городе Москве