§ 1. Московская городская Дума
Правовую основу организации и деятельности Московской городской Думы образуют:
1) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (глава 2);
2) Устав Москвы (ст. 5 гл. 6 "Законодательная власть города Москвы);
3) Закон Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы";
4) Закон города Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы";
5) Постановление Московской городской Думы от 16 ноября 2005 г. N 320 "О Регламенте Московской городской Думы";
6) Постановление Московской городской Думы от 21 октября 2009 г. N 3 "О структуре Московской городской Думы";
7) Постановление Московской городской Думы от 19 апреля 2006 г. N 120 "Об утверждении Положения о комиссиях Московской городской Думы";
8) Постановление Московской городской Думы от 27 ноября 2002 г. N 325 "О Положении об аппарате Московской городской Думы";
9) Постановление Московской городской Думы от 17 января 2001 г. N 6 "Об утверждении Регламента совместного заседания Московской городской Думы и Московской областной Думы";
10) Постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 г. N 265 "О Молодежной палате при Московской городской Думе";
11) Постановление Московской городской Думы от 28 июня 2006 г. N 210 "О типовом положении об экспертном совете и экспертной группе";
12) Приказ руководителя аппарата Московской городской Думы от 14 июля 2006 г. N 35-по "Об утверждении административного регламента аппарата Московской городской Думы".
Московская городская Дума - а) постоянно действующий б) высший и единственный законодательный в) (представительный) орган государственной власти города Москвы. В этом определении заложены основные правовые, статусные характеристики Московской городской Думы:
- постоянно действующий орган: формируемый бессрочно или на определенный срок (срок полномочий Думы в настоящее время составляет 5 лет), по истечении которого орган формируется в новом составе, а не прекращает свое существование (в отличие от временных органов, для выполнения какой-либо конкретной задачи);
- высший и единственный законодательный орган: основное назначение - принятие законов, однако это не означает, что данная функция для Думы единственная;
- представительный орган: выборный - состоящий из депутатов, избираемых населением непосредственно.
Состав и структура Московской городской Думы. В состав Думы входит 35 депутатов, избираемых населением непосредственно: 18 чел. - по пропорциональной системе (по партийным спискам), 17 - по мажоритарной системе.
Московская городская Дума является однопалатным органом.
На постоянной основе в Думе работают все депутаты.
Структуру Московской городской Думы образуют:
1) Председатель и его заместители;
2) комиссии Московской городской Думы;
3) рабочие группы.
Председатель Московской городской Думы - лицо, возглавляющее деятельность Московской городской Думы. К его функциям относятся:
а) представительские - действует от имени Думы без доверенности:
- подписывает постановления, заявления, обращения и другие документы Московской городской Думы, в т.ч. исковые заявления, направляемые в суды;
- вправе выступать в суде от имени Думы;
- выступает в отношениях с другими государственными и общественными органами от имени Думы;
б) внутриорганизационные - организация работы Думы:
- отвечает за подготовку заседаний Московской городской Думы, в т.ч. составляет проект повестки, вносит вопросы на рассмотрение Думы;
- ведет заседания Московской городской Думы как председательствующий;
- созывает внеочередные заседания Московской городской Думы;
- дает поручения своим заместителям;
- направляет депутатам и в аппарат Думы служебную корреспонденцию и обращения.
Председатель избирается на срок полномочий Думы из числа депутатов по предложениям групп депутатов тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Досрочное прекращение полномочий председателя возможно в случаях:
а) личного заявления;
б) выражения недоверия депутатами - по инициативе группы депутатов не менее 5 человек, путем тайного голосования, простым большинством от установленного числа депутатов.
Заместители председателя - лица, выполняющие полномочия председателя в его отсутствие и поручения председателя. Их количество не установлено и может меняться по решению Думы.
Комиссии Московской городской Думы - постоянные структурные подразделения Думы, образуемые постановлением Думы на срок полномочий депутатов очередного созыва. Перечень комиссий определяется для каждого состава Думы ее решением (постановлением). Единственная комиссия, отраженная в Регламенте в качестве формируемой в каждом составе Думы, - комиссия по организации работы Думы (ее возглавляет председатель Московской городской Думы).
Состав комиссий определяется постановлением Московской городской Думы в следующем порядке:
а) председатель - избирается большинством голосов от числа членов комиссии и утверждается Думой либо по предложению комиссии избирается Думой из числа представленных комиссией кандидатур; результаты утверждения (выборов) председателя комиссии оформляются постановлением Думы;
б) заместитель председателя - факультативная должность, учреждаемая по решению комиссии в том же порядке, что и председатель комиссии;
в) члены комиссии - по заявлениям депутатов решением Думы.
Рабочие группы - временные структурные подразделения Думы. Рабочие группы образуются для подготовки проектов правовых актов, а также для подготовки иных вопросов, относящихся к ведению Думы. Рабочие группы образуются и упраздняются протокольными решениями Думы.
В Думе действуют также добровольные депутатские объединения:
- фракции;
- блоки;
- клубы;
- другие.
Фракция - это депутатское объединение, сформированное из депутатов, принадлежащих к одному избирательному объединению, на основании решения руководящего органа этого объединения. Фракции являются условно добровольными объединениями, т.к. Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ было введено обязательное формирование фракций как депутатских объединений тех политических партий, от которых избран список депутатов, а также обязанность депутата входить во фракцию той партии, по спискам которой он был избран с установлением ответственности в виде прекращения депутатских полномочий в случае выхода из партии или фракции.
Депутатские объединения не являются структурными подразделениями Думы, т.к. не осуществляют исполнение полномочий Думы.
Аппарат Московской городской Думы также не входит в структуру Думы, а является отдельным, постоянно действующим государственным органом, осуществляющим организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, материально-техническое, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности Московской городской Думы, в т.ч.:
- разрабатывает проекты планов Думы;
- проводит экспертизу проектов правовых актов и документов, поступающих в Московскую городскую Думу;
- осуществляет права юридического лица, использует гербовую печать Московской городской Думы;
- осуществляет архивное хранение документов;
- обеспечивает делопроизводство в Московской городской Думе;
- осуществляет организацию контроля и проверки исполнения правовых актов Думы;
- осуществляет информационно-справочное, аналитическое, информационно-технологическое и программное обеспечение деятельности Думы;
- осуществляет издательскую деятельность, в том числе подготовку и выпуск официального издания Думы "Ведомости Московской городской Думы";
- организует прием посетителей, в том числе депутатами Думы;
- готовит аналитические материалы;
- организует медицинское, санаторно-курортное, транспортное обслуживание депутатов, расходование денежных средств в соответствии с выделенными ассигнованиями, организует бухгалтерский учет и отчетность.
Руководитель аппарата назначается большинством голосов от числа избранных депутатов Думы. Полномочия руководителя аппарата заключаются в следующем:
а) представительские функции:
- является распорядителем кредитов;
- без доверенности представляет Думу в отношениях со всеми государственными органами, организациями и гражданами;
- заключает договоры от имени Думы;
- представляет Думу в суде (арбитражном суде);
б) внутриорганизационные функции:
- руководит деятельностью аппарата Думы, обеспечивает взаимодействие аппарата Думы с другими организациями, координирует работу по смежным и комплексным вопросам;
- представляет на утверждение Думы проект сметы расходов и исполняет утвержденную Думой смету расходов Думы;
- утверждает штатное расписание аппарата в пределах, установленных Думой;
- утверждает служебный распорядок аппарата, инструкции по соблюдению правил режима в зданиях и помещениях Думы, принимает меры к поддержанию и соблюдению служебной дисциплины, издает приказы и поручения по всем вопросам деятельности аппарата;
- является представителем нанимателя - решает вопросы приема, увольнения, повышения квалификации гражданских служащих в аппарате, в том числе в отношении помощников (советников) депутата по представлению депутата.
Первый заместитель и заместитель руководителя аппарата, а также другие служащие Аппарата назначаются руководителем.
Аппарат Московской городской Думы имеет следующую структуру:
1) организационное управление - организационное обеспечение заседаний, комиссий;
2) государственно-правовое управление - экспертиза, правовое сопровождение;
3) информационно-аналитическое управление;
4) управление по связям с общественностью и средствами массовой информации (пресс-центр Думы) - распространение официальной информации;
5) управление по обеспечению деятельности Думы - материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Думы, депутатов, их помощников (советников), гражданских служащих в Аппарате;
6) отдел руководителя аппарата - подготовка проектов его актов, контроль поручений и т.п.;
7) управление государственной гражданской службы и кадров - подготовка назначений, ведение трудовых книжек и личных дел и т.п.;
8) отдел документационного обеспечения - ведение делопроизводства, прием, учет, доставка и отправка документов, архивное хранение дел;
9) отдел бухгалтерского учета и отчетности;
10) приемная Думы - ведет регистрацию и учет обращений граждан, организует прием посетителей, анализирует характер и содержание обращений граждан, готовит соответствующие информационно-аналитические материалы;
11) аппараты фракций - обеспечение деятельности фракций;
12) помощники (советники) депутатов;
13) группа по обеспечению деятельности председателя Московской городской Думы (секретариат председателя Думы).
Срок полномочий Московской городской Думы составляет 5 лет. Днем окончания срока и датой проведения новых выборов является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий Московской городской Думы.
Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) самороспуск - в порядке, предусмотренном законом Москвы (однако до настоящего времени такого закона нет);
2) роспуск мэром Москвы в связи с принятием Думой закона города Москвы или постановления Московской городской Думы, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и города Москвы, Уставу Москвы, если такие противоречия установлены соответствующим судом и Дума не устранила их в течение 6 месяцев (или другого установленного судом срока) со дня вступления в силу судебного решения;
3) вступление в силу решения Мосгорсуда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) роспуск Московской городской Думы Президентом РФ - это возможно по двум основаниям:
а) принятие Думой нормативного правового акта, не соответствующего федеральному законодательству или Уставу города, если такие противоречия установлены судом и Дума не устранила противоречия в течение 6 месяцев (или другого установленного судом срока), в результате чего были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. При наличии этих обстоятельств Московской городской Думе выносится предупреждение указом Президента РФ, и если в течение 3 месяцев после предупреждения Дума по-прежнему не принимает мер по исполнению решения суда, то Президент вправе распустить ее;
б) двукратное непринятие положительного решения (решения о наделении полномочиями мэра Москвы) по кандидатуре, внесенной Президентом РФ, т.е. принятие решения об отклонении кандидатуры или непринятие никакого решения. В этом случае Президент РФ проводит консультации с Московской городской Думой в течение 1 месяца, по результатам которых принимает решение о внесении кандидатуры в третий раз либо о роспуске Думе.
Полномочия Московской городской Думы можно подразделить на несколько групп:
а) законотворческие - принятие Устава города, законов города, в т.ч.:
- принятие бюджета Москвы и утверждение отчета о его исполнении;
- установление налогов и сборов;
- утверждение заключения и расторжения договоров и соглашений города Москвы;
б) Принятие иных решений по вопросам городского значения (постановлениями Московской городской Думы):
- назначение городского референдума, выборов в Московскую городскую Думу;
- заключение соглашений с органами законодательной (представительной) власти других субъектов РФ и иностранных государств;
- утверждение соглашения об изменении границ Москвы;
- толкование законов Москвы;
- награждение Почетным знаком "За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма" и званием "Почетный гражданин Москвы", а также Почетной грамотой МГД и Почетным дипломом МГД;
- утверждение перечня произведений монументально-декоративного искусства городского значения (памятники и пр.);
в) участие в формировании других городских органов власти:
- принятие решения о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями мэра Москвы;
- участие в формировании избирательных комиссий - Мосгоризбиркома;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве;
- назначение мировых судей (по представлению председателя Мосгорсуда);
- назначение Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождение их от должности;
- назначение по представлению мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;
г) представление интересов Москвы на федеральном уровне:
1) участие в федеральном законодательном процессе:
- право законодательной инициативы в Государственной Думе РФ;
- согласование федеральных законов по предметам совместного ведения;
2) участие в формировании федеральных органов государственной власти:
- избрание представителя от Московской городской Думы в Совете Федерации;
- согласование назначения представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации;
- согласование назначения прокурора города Москвы;
3) направление в Конституционный Суд РФ запроса о проверке конституционности федеральных и региональных нормативных правовых актов, договоров о разграничении предметов ведения и не вступивших в силу международных договоров;
д) контроль за:
- исполнением законов;
- исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.
Формами контроля Московской городской Думы являются:
1) депутатский запрос - обращения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, организациям, должностным лицам о предоставлении информации или о допущенных нарушениях;
2) обращение к правительству Москвы с предложением отмены, изменения и дополнения принятых им нормативных правовых актов;
3) присутствие на заседаниях правительства Москвы, выступление, внесение предложений;
4) выражение недоверия мэру Москвы в случаях издания незаконных актов, иных грубых нарушений законодательства, повлекших массовое нарушение прав и свобод граждан, ненадлежащего исполнения обязанностей осуществляется по решению 2/3 от общего числа депутатов;
5) предварительный, текущий и последующий бюджетный контроль;
6) проведение проверок и депутатских расследований.
Московская городская Дума правомочна при наличии в ее составе 2/3 от установленного (т.е. общего - 35) числа депутатов.
Формой работы Думы являются заседания. Очередные заседания проводятся еженедельно по средам (кроме летних и зимних каникул), внеочередные - по решению Московской городской Думы или председателя, по мере необходимости. Утреннее заседание длится с 10 часов 00 минут до 12 часов 30 минут, дневное заседание - с 14 часов 30 минут до 17 часов 00 минут.
Заседания Думы могут быть:
- открытыми - с широким присутствием работников госорганов и журналистов;
- закрытыми - по решению Думы, с ограниченным присутствием третьих лиц (мэр Москвы, председатель Мосгорсуда, председатель Арбитражного суда Москвы, председатель Уставного суда Москвы, прокурор Москвы, член Совета Федерации от МГД, а также приглашенные Думой лица).
Заседания Думы правомочны при участии в них не менее 1/2 от установленного числа депутатов.
В Московской городской Думе применяются различные виды голосований, которые можно классифицировать следующим образом:
1) по степени огласки:
- тайное - с использованием бюллетеней для тайного голосования;
- открытое - а) с использованием автоматизированной системы подсчета голосов или б) при помощи информационно-счетной группы (поименное голосование) - с использованием бланков поименного голосования путем опроса депутатов, участвующих в заседании Думы;
2) по правам голосующего:
- "мягкое" - право голосовать за каждый из вариантов голосования;
- "жесткое" - право голосовать только за один из вариантов голосования.
3) по последствиям:
- решающее;
- справочное - не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер (предусмотрено при голосовании альтернативных проектов).
Правовыми актами, принимаемыми Московской городской Думой, являются:
1) законы Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений;
2) постановления Думы - решения организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также по вопросам, отнесенным к ведению Думы Уставом города Москвы и иными законами города Москвы.
К документам, принимаемых Думой, также относятся:
- заявления Думы - акты, не носящие нормативного характера, выражающие позицию Думы по вопросам, не относящимся к организации ее работы;
- обращения Думы - акты, содержащие предложения, рекомендации, призывы и т.д., адресуемые конкретным лицам и (или) органам.
Кроме того, Дума принимает протокольные решения по ряду вопросов, например:
1) о принятии проекта постановления, заявления, обращения Думы в первом чтении;
2) о принятии поправок к проекту документа;
3) о председательствующем на заседании;
4) об изменении повестки дня заседаний Думы;
5) о продлении времени заседания;
6) о поручениях Думы структурным подразделениям Думы и Руководителю аппарата по вопросам их компетенции (если указанные поручения не оформлены правовыми актами);
7) о процедурах голосования;
8) об утверждении протокола о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение;
9) о поручениях Думы члену Совета Федерации - представителю от Московской городской Думы;
10) о приглашении лица, подписавшего ответ на депутатский запрос, на заседание Думы для предоставления необходимых разъяснений по существу запроса в порядке, установленном законодательными актами города Москвы;
11) об увеличении времени выступления;
12) о проведении дебатов по порядку ведения заседания Думы;
13) о продлении времени прений;
14) о дальнейшей работе над поправками после окончания одного часа рассмотрения поправок;
15) о замене докладчика.
- Государственная власть и местное самоуправление
- § 2. Москва - столица Российской Федерации
- § 3. Москва как субъект Российской Федерации
- Тема 2. Территориальное устройство и система организации публичной власти в городе москве
- § 1. Территориальное деление города Москвы
- § 2. Общие начала организации публичной власти
- Тема 3. Формы непосредственной демократии в городе москве
- § 1. Понятие и классификация форм
- § 2. Иные формы непосредственной демократии в городе Москве
- Тема 4. Органы государственной власти в городе москве
- § 1. Московская городская Дума
- § 2. Мэр Москвы
- § 3. Правительство Москвы и иные исполнительные органы
- § 4. Система государственных должностей
- Тема 5. Органы местного самоуправления в москве
- § 1. Структура органов местного самоуправления в Москве.
- § 2. Руководитель муниципального образования
- § 3. Муниципалитет
- Тема 6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе москве
- § 1. Предметы ведения Москвы и полномочия органов
- § 2. Предметы ведения муниципальных образований и
- Тема 7. Экономическая основа публичной власти в городе москве
- § 1. Государственная и муниципальная собственность
- § 2. Публичные финансы в городе Москве