logo
19-12-2012_00-35-07 / Государственная власть и местное самоуправление в городе Мо

§ 1. Московская городская Дума

Правовую основу организации и деятельности Московской городской Думы образуют:

1) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (глава 2);

2) Устав Москвы (ст. 5 гл. 6 "Законодательная власть города Москвы);

3) Закон Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы";

4) Закон города Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы";

5) Постановление Московской городской Думы от 16 ноября 2005 г. N 320 "О Регламенте Московской городской Думы";

6) Постановление Московской городской Думы от 21 октября 2009 г. N 3 "О структуре Московской городской Думы";

7) Постановление Московской городской Думы от 19 апреля 2006 г. N 120 "Об утверждении Положения о комиссиях Московской городской Думы";

8) Постановление Московской городской Думы от 27 ноября 2002 г. N 325 "О Положении об аппарате Московской городской Думы";

9) Постановление Московской городской Думы от 17 января 2001 г. N 6 "Об утверждении Регламента совместного заседания Московской городской Думы и Московской областной Думы";

10) Постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 г. N 265 "О Молодежной палате при Московской городской Думе";

11) Постановление Московской городской Думы от 28 июня 2006 г. N 210 "О типовом положении об экспертном совете и экспертной группе";

12) Приказ руководителя аппарата Московской городской Думы от 14 июля 2006 г. N 35-по "Об утверждении административного регламента аппарата Московской городской Думы".

Московская городская Дума - а) постоянно действующий б) высший и единственный законодательный в) (представительный) орган государственной власти города Москвы. В этом определении заложены основные правовые, статусные характеристики Московской городской Думы:

- постоянно действующий орган: формируемый бессрочно или на определенный срок (срок полномочий Думы в настоящее время составляет 5 лет), по истечении которого орган формируется в новом составе, а не прекращает свое существование (в отличие от временных органов, для выполнения какой-либо конкретной задачи);

- высший и единственный законодательный орган: основное назначение - принятие законов, однако это не означает, что данная функция для Думы единственная;

- представительный орган: выборный - состоящий из депутатов, избираемых населением непосредственно.

Состав и структура Московской городской Думы. В состав Думы входит 35 депутатов, избираемых населением непосредственно: 18 чел. - по пропорциональной системе (по партийным спискам), 17 - по мажоритарной системе.

Московская городская Дума является однопалатным органом.

На постоянной основе в Думе работают все депутаты.

Структуру Московской городской Думы образуют:

1) Председатель и его заместители;

2) комиссии Московской городской Думы;

3) рабочие группы.

Председатель Московской городской Думы - лицо, возглавляющее деятельность Московской городской Думы. К его функциям относятся:

а) представительские - действует от имени Думы без доверенности:

- подписывает постановления, заявления, обращения и другие документы Московской городской Думы, в т.ч. исковые заявления, направляемые в суды;

- вправе выступать в суде от имени Думы;

- выступает в отношениях с другими государственными и общественными органами от имени Думы;

б) внутриорганизационные - организация работы Думы:

- отвечает за подготовку заседаний Московской городской Думы, в т.ч. составляет проект повестки, вносит вопросы на рассмотрение Думы;

- ведет заседания Московской городской Думы как председательствующий;

- созывает внеочередные заседания Московской городской Думы;

- дает поручения своим заместителям;

- направляет депутатам и в аппарат Думы служебную корреспонденцию и обращения.

Председатель избирается на срок полномочий Думы из числа депутатов по предложениям групп депутатов тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

Досрочное прекращение полномочий председателя возможно в случаях:

а) личного заявления;

б) выражения недоверия депутатами - по инициативе группы депутатов не менее 5 человек, путем тайного голосования, простым большинством от установленного числа депутатов.

Заместители председателя - лица, выполняющие полномочия председателя в его отсутствие и поручения председателя. Их количество не установлено и может меняться по решению Думы.

Комиссии Московской городской Думы - постоянные структурные подразделения Думы, образуемые постановлением Думы на срок полномочий депутатов очередного созыва. Перечень комиссий определяется для каждого состава Думы ее решением (постановлением). Единственная комиссия, отраженная в Регламенте в качестве формируемой в каждом составе Думы, - комиссия по организации работы Думы (ее возглавляет председатель Московской городской Думы).

Состав комиссий определяется постановлением Московской городской Думы в следующем порядке:

а) председатель - избирается большинством голосов от числа членов комиссии и утверждается Думой либо по предложению комиссии избирается Думой из числа представленных комиссией кандидатур; результаты утверждения (выборов) председателя комиссии оформляются постановлением Думы;

б) заместитель председателя - факультативная должность, учреждаемая по решению комиссии в том же порядке, что и председатель комиссии;

в) члены комиссии - по заявлениям депутатов решением Думы.

Рабочие группы - временные структурные подразделения Думы. Рабочие группы образуются для подготовки проектов правовых актов, а также для подготовки иных вопросов, относящихся к ведению Думы. Рабочие группы образуются и упраздняются протокольными решениями Думы.

В Думе действуют также добровольные депутатские объединения:

- фракции;

- блоки;

- клубы;

- другие.

Фракция - это депутатское объединение, сформированное из депутатов, принадлежащих к одному избирательному объединению, на основании решения руководящего органа этого объединения. Фракции являются условно добровольными объединениями, т.к. Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ было введено обязательное формирование фракций как депутатских объединений тех политических партий, от которых избран список депутатов, а также обязанность депутата входить во фракцию той партии, по спискам которой он был избран с установлением ответственности в виде прекращения депутатских полномочий в случае выхода из партии или фракции.

Депутатские объединения не являются структурными подразделениями Думы, т.к. не осуществляют исполнение полномочий Думы.

Аппарат Московской городской Думы также не входит в структуру Думы, а является отдельным, постоянно действующим государственным органом, осуществляющим организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, материально-техническое, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности Московской городской Думы, в т.ч.:

- разрабатывает проекты планов Думы;

- проводит экспертизу проектов правовых актов и документов, поступающих в Московскую городскую Думу;

- осуществляет права юридического лица, использует гербовую печать Московской городской Думы;

- осуществляет архивное хранение документов;

- обеспечивает делопроизводство в Московской городской Думе;

- осуществляет организацию контроля и проверки исполнения правовых актов Думы;

- осуществляет информационно-справочное, аналитическое, информационно-технологическое и программное обеспечение деятельности Думы;

- осуществляет издательскую деятельность, в том числе подготовку и выпуск официального издания Думы "Ведомости Московской городской Думы";

- организует прием посетителей, в том числе депутатами Думы;

- готовит аналитические материалы;

- организует медицинское, санаторно-курортное, транспортное обслуживание депутатов, расходование денежных средств в соответствии с выделенными ассигнованиями, организует бухгалтерский учет и отчетность.

Руководитель аппарата назначается большинством голосов от числа избранных депутатов Думы. Полномочия руководителя аппарата заключаются в следующем:

а) представительские функции:

- является распорядителем кредитов;

- без доверенности представляет Думу в отношениях со всеми государственными органами, организациями и гражданами;

- заключает договоры от имени Думы;

- представляет Думу в суде (арбитражном суде);

б) внутриорганизационные функции:

- руководит деятельностью аппарата Думы, обеспечивает взаимодействие аппарата Думы с другими организациями, координирует работу по смежным и комплексным вопросам;

- представляет на утверждение Думы проект сметы расходов и исполняет утвержденную Думой смету расходов Думы;

- утверждает штатное расписание аппарата в пределах, установленных Думой;

- утверждает служебный распорядок аппарата, инструкции по соблюдению правил режима в зданиях и помещениях Думы, принимает меры к поддержанию и соблюдению служебной дисциплины, издает приказы и поручения по всем вопросам деятельности аппарата;

- является представителем нанимателя - решает вопросы приема, увольнения, повышения квалификации гражданских служащих в аппарате, в том числе в отношении помощников (советников) депутата по представлению депутата.

Первый заместитель и заместитель руководителя аппарата, а также другие служащие Аппарата назначаются руководителем.

Аппарат Московской городской Думы имеет следующую структуру:

1) организационное управление - организационное обеспечение заседаний, комиссий;

2) государственно-правовое управление - экспертиза, правовое сопровождение;

3) информационно-аналитическое управление;

4) управление по связям с общественностью и средствами массовой информации (пресс-центр Думы) - распространение официальной информации;

5) управление по обеспечению деятельности Думы - материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Думы, депутатов, их помощников (советников), гражданских служащих в Аппарате;

6) отдел руководителя аппарата - подготовка проектов его актов, контроль поручений и т.п.;

7) управление государственной гражданской службы и кадров - подготовка назначений, ведение трудовых книжек и личных дел и т.п.;

8) отдел документационного обеспечения - ведение делопроизводства, прием, учет, доставка и отправка документов, архивное хранение дел;

9) отдел бухгалтерского учета и отчетности;

10) приемная Думы - ведет регистрацию и учет обращений граждан, организует прием посетителей, анализирует характер и содержание обращений граждан, готовит соответствующие информационно-аналитические материалы;

11) аппараты фракций - обеспечение деятельности фракций;

12) помощники (советники) депутатов;

13) группа по обеспечению деятельности председателя Московской городской Думы (секретариат председателя Думы).

Срок полномочий Московской городской Думы составляет 5 лет. Днем окончания срока и датой проведения новых выборов является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий Московской городской Думы.

Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) самороспуск - в порядке, предусмотренном законом Москвы (однако до настоящего времени такого закона нет);

2) роспуск мэром Москвы в связи с принятием Думой закона города Москвы или постановления Московской городской Думы, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и города Москвы, Уставу Москвы, если такие противоречия установлены соответствующим судом и Дума не устранила их в течение 6 месяцев (или другого установленного судом срока) со дня вступления в силу судебного решения;

3) вступление в силу решения Мосгорсуда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуск Московской городской Думы Президентом РФ - это возможно по двум основаниям:

а) принятие Думой нормативного правового акта, не соответствующего федеральному законодательству или Уставу города, если такие противоречия установлены судом и Дума не устранила противоречия в течение 6 месяцев (или другого установленного судом срока), в результате чего были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. При наличии этих обстоятельств Московской городской Думе выносится предупреждение указом Президента РФ, и если в течение 3 месяцев после предупреждения Дума по-прежнему не принимает мер по исполнению решения суда, то Президент вправе распустить ее;

б) двукратное непринятие положительного решения (решения о наделении полномочиями мэра Москвы) по кандидатуре, внесенной Президентом РФ, т.е. принятие решения об отклонении кандидатуры или непринятие никакого решения. В этом случае Президент РФ проводит консультации с Московской городской Думой в течение 1 месяца, по результатам которых принимает решение о внесении кандидатуры в третий раз либо о роспуске Думе.

Полномочия Московской городской Думы можно подразделить на несколько групп:

а) законотворческие - принятие Устава города, законов города, в т.ч.:

- принятие бюджета Москвы и утверждение отчета о его исполнении;

- установление налогов и сборов;

- утверждение заключения и расторжения договоров и соглашений города Москвы;

б) Принятие иных решений по вопросам городского значения (постановлениями Московской городской Думы):

- назначение городского референдума, выборов в Московскую городскую Думу;

- заключение соглашений с органами законодательной (представительной) власти других субъектов РФ и иностранных государств;

- утверждение соглашения об изменении границ Москвы;

- толкование законов Москвы;

- награждение Почетным знаком "За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма" и званием "Почетный гражданин Москвы", а также Почетной грамотой МГД и Почетным дипломом МГД;

- утверждение перечня произведений монументально-декоративного искусства городского значения (памятники и пр.);

в) участие в формировании других городских органов власти:

- принятие решения о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями мэра Москвы;

- участие в формировании избирательных комиссий - Мосгоризбиркома;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве;

- назначение мировых судей (по представлению председателя Мосгорсуда);

- назначение Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождение их от должности;

- назначение по представлению мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;

г) представление интересов Москвы на федеральном уровне:

1) участие в федеральном законодательном процессе:

- право законодательной инициативы в Государственной Думе РФ;

- согласование федеральных законов по предметам совместного ведения;

2) участие в формировании федеральных органов государственной власти:

- избрание представителя от Московской городской Думы в Совете Федерации;

- согласование назначения представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации;

- согласование назначения прокурора города Москвы;

3) направление в Конституционный Суд РФ запроса о проверке конституционности федеральных и региональных нормативных правовых актов, договоров о разграничении предметов ведения и не вступивших в силу международных договоров;

д) контроль за:

- исполнением законов;

- исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Формами контроля Московской городской Думы являются:

1) депутатский запрос - обращения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, организациям, должностным лицам о предоставлении информации или о допущенных нарушениях;

2) обращение к правительству Москвы с предложением отмены, изменения и дополнения принятых им нормативных правовых актов;

3) присутствие на заседаниях правительства Москвы, выступление, внесение предложений;

4) выражение недоверия мэру Москвы в случаях издания незаконных актов, иных грубых нарушений законодательства, повлекших массовое нарушение прав и свобод граждан, ненадлежащего исполнения обязанностей осуществляется по решению 2/3 от общего числа депутатов;

5) предварительный, текущий и последующий бюджетный контроль;

6) проведение проверок и депутатских расследований.

Московская городская Дума правомочна при наличии в ее составе 2/3 от установленного (т.е. общего - 35) числа депутатов.

Формой работы Думы являются заседания. Очередные заседания проводятся еженедельно по средам (кроме летних и зимних каникул), внеочередные - по решению Московской городской Думы или председателя, по мере необходимости. Утреннее заседание длится с 10 часов 00 минут до 12 часов 30 минут, дневное заседание - с 14 часов 30 минут до 17 часов 00 минут.

Заседания Думы могут быть:

- открытыми - с широким присутствием работников госорганов и журналистов;

- закрытыми - по решению Думы, с ограниченным присутствием третьих лиц (мэр Москвы, председатель Мосгорсуда, председатель Арбитражного суда Москвы, председатель Уставного суда Москвы, прокурор Москвы, член Совета Федерации от МГД, а также приглашенные Думой лица).

Заседания Думы правомочны при участии в них не менее 1/2 от установленного числа депутатов.

В Московской городской Думе применяются различные виды голосований, которые можно классифицировать следующим образом:

1) по степени огласки:

- тайное - с использованием бюллетеней для тайного голосования;

- открытое - а) с использованием автоматизированной системы подсчета голосов или б) при помощи информационно-счетной группы (поименное голосование) - с использованием бланков поименного голосования путем опроса депутатов, участвующих в заседании Думы;

2) по правам голосующего:

- "мягкое" - право голосовать за каждый из вариантов голосования;

- "жесткое" - право голосовать только за один из вариантов голосования.

3) по последствиям:

- решающее;

- справочное - не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер (предусмотрено при голосовании альтернативных проектов).

Правовыми актами, принимаемыми Московской городской Думой, являются:

1) законы Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений;

2) постановления Думы - решения организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также по вопросам, отнесенным к ведению Думы Уставом города Москвы и иными законами города Москвы.

К документам, принимаемых Думой, также относятся:

- заявления Думы - акты, не носящие нормативного характера, выражающие позицию Думы по вопросам, не относящимся к организации ее работы;

- обращения Думы - акты, содержащие предложения, рекомендации, призывы и т.д., адресуемые конкретным лицам и (или) органам.

Кроме того, Дума принимает протокольные решения по ряду вопросов, например:

1) о принятии проекта постановления, заявления, обращения Думы в первом чтении;

2) о принятии поправок к проекту документа;

3) о председательствующем на заседании;

4) об изменении повестки дня заседаний Думы;

5) о продлении времени заседания;

6) о поручениях Думы структурным подразделениям Думы и Руководителю аппарата по вопросам их компетенции (если указанные поручения не оформлены правовыми актами);

7) о процедурах голосования;

8) об утверждении протокола о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение;

9) о поручениях Думы члену Совета Федерации - представителю от Московской городской Думы;

10) о приглашении лица, подписавшего ответ на депутатский запрос, на заседание Думы для предоставления необходимых разъяснений по существу запроса в порядке, установленном законодательными актами города Москвы;

11) об увеличении времени выступления;

12) о проведении дебатов по порядку ведения заседания Думы;

13) о продлении времени прений;

14) о дальнейшей работе над поправками после окончания одного часа рассмотрения поправок;

15) о замене докладчика.