§ 1. Предметы ведения Москвы и полномочия органов
государственной власти Москвы
Предметы ведения - сферы регулируемых общественных отношений.
Полномочия - права и (или) обязанности по осуществлению правового регулирования (единство прав и обязанностей).
Компетенция - совокупность полномочий по предметам ведения (= предметы ведения + полномочия).
Определение предметов ведения и полномочий включает 2 аспекта:
а) разграничение предметов ведения и полномочий по ним;
б) делегирование (передачу) полномочий.
Правовыми формами разграничения предметов ведения и полномочий являются:
1) Конституция РФ (ст. ст. 71 - 73);
2) федеральные законы;
3) договоры о разграничении полномочий.
Правовыми формами передачи части полномочий (делегирования) являются:
1) федеральные законы;
2) соглашения между органами исполнительной власти.
Договоры о разграничении полномочий - договоры между субъектами РФ и Российской Федерацией, устанавливающие иное распределение полномочий, чем это установлено федеральным законом. Признаками данных договоров, таким образом, являются:
- суть договоров - именно определение иного распределения полномочий, чем это установлено федеральными законами;
- договоры заключаются только по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, определенных статьей 72 Конституции РФ;
- договоры заключаются только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, эти же особенности и определяют специфику разграничения полномочий;
- в заключении договоров участвуют все высшие органы государственной власти субъекта РФ и РФ в следующем порядке:
- проект договора одобряется законодательным (представительным) органом государственной власти - т.е. Московской городской Думой (большинством от 35 депутатов);
- договор подписывается главой субъекта РФ, т.е. мэром Москвы, и Президентом РФ;
- договор утверждается Федеральным Собранием в форме федерального закона;
- в договоре о разграничении полномочий: а) устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ, б) определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, в) конкретные права и обязанности сторон;
- договор носит срочный характер: срок определяется в пределах 10 лет, порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий указываются в договоре.
Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы" был заключен между Москвой и Российской Федерацией 16 июня 1998 г. Однако изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ, была установлена изложенная выше процедура заключения договоров и указано, что ранее заключенные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ подлежат утверждению федеральным законом в течение 2 лет после вступления данного Закона в силу (8 июля 2003 г.). Договоры и соглашения, не утвержденные в установленном порядке, прекращают свое действие по истечении указанного срока. Указанный Договор между Москвой и Российской Федерацией не был переутвержден и, следовательно, утратил силу с 8 июля 2005 г.
Соглашения - договоры между исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ о передаче части полномочий. Они характеризуются следующими признаками:
- заключаются только между исполнительными органами государственной власти - подписываются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. мэром Москвы, утверждаются постановлением Правительства РФ и официально публикуются;
- носят сугубо подзаконный характер - передача полномочий не должна противоречить Конституции, федеральному и региональному законодательству;
- предметом соглашений может быть передача лишь части полномочий заключающих его органов исполнительной власти;
- носят индивидуальный характер - соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;
- могут заключаться как по предметам совместного ведения, так и по предметам исключительного ведения РФ или субъектов РФ;
- сопровождаются передачей материальных и финансовых средств, необходимых для реализации переданных полномочий;
- предусматривается контроль за осуществлением переданных полномочий.
В качестве примера соглашений можно привести Соглашение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Москвы от 14 октября 2002 г. N 140/75 "О передаче полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности".
К факторам, влияющим на специфику перечня полномочий органов государственной власти Москвы, относятся:
1) Москва - столица РФ, что возлагает на нее некоторые дополнительные обязанности;
2) Москва - город федерального значения, что обеспечивает ей некоторый дополнительный объем прав.
Полномочия Москвы по предметам ведения РФ возникают в результате передачи федеральным законом части федеральных полномочий, например:
- запись актов гражданского состояния;
- лицензирование отдельных видов деятельности (розничной продажи алкогольной продукции, деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов (по Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности"), а также лицензирование образовательной деятельности, кроме федеральных образовательных учреждений и вузов (в соответствии с Законом РФ "Об образовании");
- полномочия по подготовке проведения сельскохозяйственной переписи (представление по запросу федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение сельскохозяйственной переписи, имеющихся у них сведений об объектах сельскохозяйственной переписи; предоставление помещений, оснащенных телефонной связью и мебелью, для работы переписчиков и хранения переписных листов и иных документов сельскохозяйственной переписи, а также транспортных средств; 3) содействие привлечению граждан, проживающих в соответствующих административно-территориальных образованиях, к сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи.
Полномочия органов государственной власти Москвы по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ определяются федеральными законами и делятся на собственные и делегированные. Собственные полномочия реализуются органами власти Москвы по своему усмотрению и за свой счет, делегированные федеральные полномочия - под контролем федеральных органов государственной власти и за счет субвенций из федерального бюджета.
Статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен закрытый перечень собственных полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения. Иные федеральные законы не могут дополнять этот перечень, не внося изменений в ст. 26.3. В отраслевых законах возможна лишь конкретизация перечня ст. 26.3. А любые полномочия, предусматриваемые иными федеральными законами и не подпадающие под указанный перечень, являются делегированными федеральными полномочиями.
К собственным полномочиям органов государственной власти Москвы по предметам совместного ведения относятся, в частности:
1) в сфере образования:
- финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;
- создание региональных высших учебных заведений;
2) в сфере здравоохранения:
- организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
- организация обязательного медицинского страхования неработающего населения;
3) в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, адвокатуры и нотариата:
- предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий;
- материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определение порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
- материально-техническое и финансовое обеспечение государственных нотариальных контор, определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта РФ;
- организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
- установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей;
- участие в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, включая меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту;
- осуществление поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море РФ; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
4) в социально-культурной сфере:
- создание и обеспечение охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения; ведение Красной книги субъекта РФ;
- создание и поддержка государственных музеев (кроме федеральных);
- библиотечное обслуживание;
- организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъектов РФ;
5) в сфере экономики:
- поддержка сельхозпроизводства;
- заключение внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;
- установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществление контроля за их применением (например, тарифов на тепловую энергию);
6) в сфере социального обслуживания:
- социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи;
- предоставление материальной и иной помощи для погребения;
7) в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта РФ стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг;
- предоставление служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ;
8) в сфере градостроительства и архитектуры:
- утверждение схем территориального планирования субъекта РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора;
- осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством РФ о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;
9) в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
- государственный экологический контроль;
- осуществление государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов;
- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установление порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы РФ;
- планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;
10) в сфере трудового законодательства:
- участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
11) в сфере транспортного обслуживания и связи:
- организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
- строительство и содержание автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
При передаче федеральным законом части федеральных полномочий по предметам совместного ведения должен соблюдаться ряд правил:
- такими законами должны быть предусмотрены формулы для расчета субвенций субъектам, а введение в действие закона, закрепляющего за субъектами РФ федеральные полномочия, осуществляется ежегодно и поставлено в зависимость от закрепления в федеральном бюджете на очередной год таких субвенций;
- такими законами должны быть определены конкретные права и обязанности органов государственной власти субъектов РФ;
- исполнение таких полномочий контролируется федеральными органами государственной власти (регулярные отчеты и т.п.);
- полномочия могут быть изъяты у субъектов РФ, а выплата субвенций прекращена.
В ряде федеральных законов федеральные полномочия по предметам совместного ведения передаются всем субъектам РФ, в том числе, следовательно, и Москве:
- полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации;
- полномочия в сфере лесного фонда: тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации; осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство (в т.ч. определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета);
- полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг чернобыльцам, инвалидам, ветеранам (50%), по обеспечению жильем инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов), а также ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;
- полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности (50%);
- полномочия по реализации прав граждан на социальную поддержку по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений;
- полномочия по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами РФ, а также в пределах СНГ несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
- полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" (внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года; ежегодная денежная выплата в размере 6000 рублей);
- полномочия по регистрации и учету "северян", имеющих право на получение жилищных субсидий.
Вместе с тем в сфере разграничения и передачи полномочий по предметам совместного ведения немало проблем:
а) некоторые полномочия, закрепляемые федеральными законами за субъектами РФ, не подпадают под перечень ст. 26.3, но и не оформляются как делегированные, в т.ч. не сопровождаются субвенциями;
б) существуют целые блоки вопросов, предметы совместного ведения по Конституции РФ, по которым у субъектов РФ нет собственных полномочий - практически все жилищное, в значительной мере природоресурсное, трудовое, семейное законодательство.
Так, согласно ст. 26.3 к собственным полномочиям субъектов РФ в жилищной сфере относятся лишь: предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг; предоставление служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ. Следовательно, все полномочия, закрепленные за субъектами РФ Жилищным кодексом РФ, такие как: определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и т.д., - являются делегированными субъектам РФ федеральными полномочиями.
В сфере земельного законодательства к таким полномочиям с "неопределенной правовой природой" относятся:
- изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;
- установление публичного сервитута на земельные участки;
- установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства;
- установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъекта РФ;
- определение порядка проведения землеустройства;
- осуществление земельного контроля в Москве;
- утверждение правил землепользования и застройки в Москве;
- определение порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, находящихся в собственности субъекта РФ;
- определение порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения;
- отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности; перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности.
По предметам исключительного ведения субъектов РФ органы государственной власти Москвы обладают всей полнотой власти. Однако само выделение вопросов, относящихся к данной группе предметов ведения, составляет проблему, поскольку в ст. 73 Конституции РФ они не перечисляются, а определяются по т.н. "остаточному принципу". В литературе нередко к предметам собственного ведения субъектов РФ относят:
1) принятие и изменение Устава, контроль за соблюдением Устава и законов субъекта РФ;
2) установление системы органов государственной власти, порядка их формирования и деятельности (в соответствии с общими принципами, предусмотренными федеральным законодательством);
3) государственные должности и государственная служба субъекта РФ;
4) награды, премии и почетные звания субъекта РФ;
5) региональная официальная символика;
6) формирование и исполнение бюджета субъекта РФ (однако лишь в соответствии с общими принципами бюджетного устройства и процесса);
7) установление региональных налогов и сборов (однако лишь в рамках Налогового кодекса);
8) принятие программ социального, экономического и культурного развития субъекта, других программ;
9) управление и распоряжение госсобственностью субъекта;
10) установление административно-территориального деления;
11) установление муниципального устройства и регулирование некоторых вопросов местного самоуправления, у Москвы данная группа полномочий шире в силу ее статуса как города федерального значения - определение также источников доходов, вопросов местного значения и объектов муниципальной собственности внутригородских муниципальных образований.
Кроме того, федеральным законодательством предусматриваются некоторые формы и процедуры участия субъектов РФ в реализации федеральных полномочий, прежде всего, по предметам совместного ведения.
Во-первых, участие в принятии федеральных законов по предметам совместного ведения. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в 30-дневный срок отзывов на указанные законопроекты. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации более чем одной трети субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия.
Отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения считается положительным в случае, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения считается отрицательным в случае, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации выскажутся против принятия данного проекта федерального закона. Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта Российской Федерации не выражено. Отзыв законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения оформляется постановлением указанного органа. Отзыв высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Далее, проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для представления в Государственную Думу поправок к указанным законопроектам в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается.
Во-вторых, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в установленном порядке, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов). Такое субсидиарное участие в осуществлении федеральных полномочий допустимо только в случае, если данная возможность прямо предусмотрена каким-либо федеральным законом.
Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:
- порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий;
- возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.
Финансирование таких полномочий не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Действующее законодательство предусматривает институт федерального вмешательства - осуществление полномочий субъекта РФ федеральными органами государственной власти.
В соответствии с этим отдельные полномочия органов государственной власти Москвы могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти, в случаях, если:
а) в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти Москвы отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с Федеральным законом;
б) возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти Москвы просроченная задолженность Москвы по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, превышает 30% собственных доходов бюджета Москвы в последнем отчетном году;
в) при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти Москвы допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом.
В первом случае решение принимается Президентом РФ в форме указа по согласованию с Советом Федерации. На федеральные органы государственной власти не могут быть возложены полномочия органов государственной власти субъекта РФ:
- по принятию конституции (устава) Москвы и поправок к ней (к нему);
- по установлению системы органов государственной власти Москвы;
- по изменению статуса Москвы;
- по изменению границ между Москвой и Московской областью.
В случае "б" по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ вводится временная финансовая администрация на срок до 1 года. Временная финансовая администрация не может вводиться в течение 1 года со дня начала срока полномочий Московской городской Думы.
В целях восстановления платежеспособности субъекта РФ временная финансовая администрация:
- принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности Москвы;
- подготавливает проект закона Москвы о внесении изменений и дополнений в закон Москвы о бюджете Москвы на текущий год, а также проект бюджета Москвы на очередной год, представляет данные законопроекты в Московскую городскую Думу или в Правительство РФ;
- обеспечивает контроль за исполнением бюджета Москвы и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.
В случае "в" решение о временном осуществлении федеральными органами исполнительной власти полномочий, при реализации которых исполнительным органом государственной власти Москвы допущены соответствующие нарушения, принимается Правительством РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
- Государственная власть и местное самоуправление
- § 2. Москва - столица Российской Федерации
- § 3. Москва как субъект Российской Федерации
- Тема 2. Территориальное устройство и система организации публичной власти в городе москве
- § 1. Территориальное деление города Москвы
- § 2. Общие начала организации публичной власти
- Тема 3. Формы непосредственной демократии в городе москве
- § 1. Понятие и классификация форм
- § 2. Иные формы непосредственной демократии в городе Москве
- Тема 4. Органы государственной власти в городе москве
- § 1. Московская городская Дума
- § 2. Мэр Москвы
- § 3. Правительство Москвы и иные исполнительные органы
- § 4. Система государственных должностей
- Тема 5. Органы местного самоуправления в москве
- § 1. Структура органов местного самоуправления в Москве.
- § 2. Руководитель муниципального образования
- § 3. Муниципалитет
- Тема 6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе москве
- § 1. Предметы ведения Москвы и полномочия органов
- § 2. Предметы ведения муниципальных образований и
- Тема 7. Экономическая основа публичной власти в городе москве
- § 1. Государственная и муниципальная собственность
- § 2. Публичные финансы в городе Москве