§ 1. Понятие и классификация форм
непосредственной демократии. Основные формы
непосредственной демократии в городе Москве
Формы непосредственной демократии в городе Москве - формы прямого волеизъявления, непосредственного участия граждан в решении вопросов регионального и местного значения.
В зависимости от правовой природы все формы непосредственной демократии в городе Москве можно разделить на 2 типа:
1) формы непосредственного решения вопросов регионального и местного значения населением (т.е. непосредственное осуществление государственной власти, местного самоуправления населением); эти формы отличает обязательная юридическая сила решения, принятого населением, к ним относятся:
- выборы;
- референдум;
- отзыв выборных лиц;
2) формы непосредственного участия населения в решении вопросов регионального и местного значения (т.е. участие населения в осуществлении государственной власти и местного самоуправления); данные формы характеризуются рекомендательной юридической силой решения, принятого населением, и к ним относятся:
- правотворческая инициатива граждан в органы государственной власти и местного самоуправления города;
- обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления города;
- опросы населения;
- публичные слушания;
- собрания и конференции жителей.
Специфическую природу имеют публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования), которые нередко также относят к формам непосредственной демократии, поскольку их содержанием является выражение гражданами определенных настроений, мнений, взглядов, а целью - влияние на формирование и осуществление государственной политики, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в городе. Однако особенность массовых акций в том, что они не направлены на решение каких-либо конкретных вопросов государственного и местного значения. Поэтому данная форма социальной активности достаточно условно может быть отнесена к формам непосредственной демократии.
Другой специфической формой общественной самодеятельности является территориальное общественное самоуправление, которое также иногда рассматривается в рамках форм непосредственной демократии. Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (статья 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). С одной стороны, таким образом, ТОС является способом участия граждан в решении вопросов, находящихся в ведении публичной власти - местного самоуправления, и это сближает его с формами непосредственной демократии. С другой стороны, содержанием ТОС является самостоятельная реализация жителями собственных проектов, а не принятие решений, которые затем должны будут реализовываться органами публичной власти, или выражение своего мнения по проектам решений, которые с учетом этого будут приниматься и реализовываться впоследствии властными органами. Кроме того, ТОС само по себе организационно сочетает в себе как формы прямого волеизъявления (собрание как высшая форма ТОС), так и формы опосредованного (через представителей) волеизъявления жителей (выборные и иные органы ТОС).
Не все из названных форм непосредственной демократии применяются при осуществлении публичной власти на всех уровнях. Больше всего форм прямого волеизъявления используется на уровне местного самоуправления, которое по определению должно быть наиболее приближенной к населению властью. Поэтому в зависимости от уровня публичной власти и территории, на которой применяются те или иные формы непосредственной демократии, их можно подразделить на 2 группы:
1) формы непосредственной демократии при осуществлении городской государственной власти:
- городской референдум;
- городские выборы;
- отзыв выборных лиц государственной власти;
- гражданская законодательная инициатива;
- обращения в органы государственной власти;
- консультативный опрос в районе города Москвы;
2) формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления:
- муниципальные выборы;
- местный референдум;
- собрания и конференции жителей;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
- публичные слушания;
- отзыв выборных лиц местного самоуправления;
- правотворческая инициатива граждан в органах местного самоуправления;
- опросы граждан.
С последней классификацией связано и определение уровней правового регулирования тех или иных форм непосредственной демократии: способы участия граждан в решении государственных (общегородских) вопросов регулируются актами, принимаемыми органами государственной власти города - законами и иными нормативными правовыми актами, способы участия в осуществлении местного самоуправления - муниципальными правовыми актами на основе и в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами. При этом следует иметь в виду, что объем регионального регулирования форм непосредственной демократии весьма невелик, органы государственной власти Москвы вправе регулировать эти вопросы лишь в случаях, если такое право предоставлено им федеральным законом (прежде всего Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). К таким случаям относятся: местный референдум, муниципальные выборы, обращения граждан в органы местного самоуправления (в части установления дополнительных гарантий прав граждан), отзыв выборных лиц местного самоуправления (в не очень широких пределах, предусмотренных федеральным законодательством). В остальной части формы непосредственной демократии на местном уровне регулируются непосредственно федеральным законодательством (в первую очередь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Наиболее значимыми формами непосредственной демократии, безусловно, являются выборы и референдумы. Именно их Конституция Российской Федерации называет высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3). Именно через эти формы наиболее полно может быть реализован народный суверенитет: сформированы легитимные органы, действующие от имени народа, и выражена обязательная к исполнению народная воля по наиболее важным общественно значимым вопросам.
Выборы в городе Москве. Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
В Москве проводятся выборы следующих видов:
- выборы депутатов Мосгордумы;
- выборы депутатов муниципальных собраний;
- выборы руководителей муниципальных образований (если согласно уставу муниципального образования данная должность замещается путем прямых выборов населением).
Порядок проведения выборов в Москве регулируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 23), Избирательным кодексом города Москвы, Законом Москвы "О московской городской избирательной комиссии", а также уставами и иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Активное избирательное право на выборах в городе Москве принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет и имеющим место жительства на территории избирательного округа.
Пассивное избирательное право принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет (на выборах депутатов муниципальных собраний) или 21 года (на выборах депутатов Мосгордумы или руководителя муниципального образования). Уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, связанные с запретом на замещение одной и той же должности более установленного количества сроков подряд. Применительно к пассивному избирательному праву недопустимо установление цензов оседлости и места жительства.
В муниципальных выборах не исключаются участие иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, если это предусмотрено международным договором РФ. Объем их прав по участию в выборах определяется соответствующим международным договором.
На выборах депутатов Мосгордумы применяется смешанная избирательная система (18 депутатов избираются по единому избирательному округу по партийным спискам, 17 депутатов - по одномандатным избирательным округам). На выборах в органы местного самоуправления используется мажоритарная избирательная система: руководитель муниципального образования избирается по единому избирательному округу, депутаты муниципальных собраний - по одномандатным и (или) многомандатным округам, в соответствии с уставом муниципального образования.
Проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления является обязательным, т.е. осуществляется регулярно по истечении срока полномочий очередного состава органа (должностного лица).
Выборы назначаются представительным органом публичной власти соответствующего уровня: выборы депутатов Мосгордумы - Мосгордумой, за 100 - 90 дней до дня голосования, выборы в органы местного самоуправления - муниципальными собраниями, за 90 - 80 дней до голосования. При неназначении выборов указанными органами в установленный срок они должны быть назначены Мосгоризбиркомом или избирательной комиссией муниципального образования соответственно уровню выборов. В случае если и избирательные комиссии не назначают выборы, суд общей юрисдикции (по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора) может определить срок, не позднее которого уполномоченные на то орган или должностное лицо, избирательная комиссия должны назначить выборы, либо предписать Центральной избирательной комиссии РФ создать временную избирательную комиссию, которая назначит выборы и обеспечит их проведение.
В настоящее время датой голосования на выборах является один из т.н. "единых дней голосования" - второе воскресенье марта или второе воскресенье октября последнего года полномочий органа (должностного лица) государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления. В Москве днем голосования на выборах депутатов Мосгордумы определено второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий депутатов, на выборах в органы местного самоуправления - второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий действующих органов местного самоуправления.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. На выборах в Мосгордуму это:
- Московская городская избирательная комиссия (Мосгоризбирком);
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые комиссии.
На выборах в органы местного самоуправления - избирательная комиссия муниципального образования и участковые избирательные комиссии.
Мосгоризбирком является постоянно действующим государственным органом, формируется сроком на 4 года в составе 14 членов комиссии мэром и Мосгордумой на паритетных началах. Не менее 1/2 состава комиссии формируется на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе или Мосгордуме, иных общественных объединений. Другая половина состава Мосгоризбиркома определяется на основе предложений муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве, Центризбиркома России, а также предыдущего состава Мосгоризбиркома.
Территориальные избирательные комиссии также являются постоянно действующими, и срок их полномочий составляет также 4 года. Они формируются Мосгоризбиркомом в количестве от 5 до 14 чел. в зависимости от численности избирателей.
Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, формируемым муниципальным собранием на 4 года в количестве 5 - 11 членов. По решению Мосгоризбиркома, принятому на основании обращения соответствующего муниципального собрания, избирательная комиссия муниципального образования может не создаваться и ее функции могут осуществляться территориальной избирательной комиссией (что и имеет место на практике).
Окружные и участковые избирательные комиссии создаются на срок избирательной кампании. Окружные комиссии формируются Мосгоризбиркомом в количестве 14 членов не позднее чем за 90 дней до дня голосования, участковые комиссии - территориальными комиссиями референдума в количестве 14 членов за 30 - 26 дней до голосования.
В течение 30 дней после опубликования решения о назначении выборов осуществляется выдвижение и регистрация кандидатов. В зависимости от применяемой избирательной системы возможны следующие формы выдвижения кандидатов:
1) непосредственное выдвижение кандидатов:
- самовыдвижение;
- выдвижение избирательным объединением (на выборах в Мосгордуму) либо также общественным объединением, в уставе которого предусмотрено участие в выборах и которое зарегистрировано за 1 год до голосования (на выборах в органы местного самоуправления);
2) выдвижение кандидатов в составе городского списка кандидатов - осуществляется избирательным объединением и возможно только на выборах в Мосгордуму.
Городской список кандидатов может составлять не более 48 чел. и должен состоять из: общегородской части и 15 региональных групп кандидатов. Кандидат может упоминаться в городском списке кандидатов только один раз.
Выдвижение кандидатов осуществляется путем подачи в избирательную комиссию, организующую выборы соответствующего уровня (на выборах в Мосгордуму это Мосгоризбирком, на муниципальных выборах - избирательная комиссия муниципального образования), уведомления о выдвижении и заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется по результатам сбора подписей. Исключение составляют кандидаты (списки кандидатов), выдвинутые политическими партиями, допущенными к распределению мандатов в Государственной Думе на ближайших выборах, - их регистрация осуществляется на основании заявления.
Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) начинается с момента уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата и заканчивается за 45 дней до дня голосования. Для регистрации кандидата (списка кандидатов) необходимо собрать подписи не менее 1% от числа лиц, обладающих активным избирательным правом. Подписные листы представляются в избирательную комиссию, организующую выборы, которая проводит проверку их достоверности. Обнаружение 10% и более недостоверных или недействительных подписей влечет отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов).
Статус кандидата накладывает на лицо определенные ограничения. Так, государственные и муниципальные служащие не вправе использовать служебное положение (привлекать подчиненных, использовать служебные помещения, средства связи, транспорта и др., для агитации, в т.ч. публиковать отчеты о проделанной работе) и должны быть освобождены от выполнения должностных или служебных обязанностей на время избирательной кампании. Однако на выборах депутатов муниципального Собрания при числе избирателей в избирательном округе, не превышающем 5000 избирателей, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
С другой стороны, статус кандидата обеспечивает и определенные дополнительные гарантии. Кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора города Москвы (для кандидатов в депутаты Мосгордумы) или межрайонного прокурора (для кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления города Москвы) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.
Агитация на выборах в городе Москве начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.
К агитации относятся, в частности:
1) призывы голосовать за или против кандидата, кандидатов, городской список, городские списки кандидатов;
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой городской список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 47 Избирательного кодекса города Москвы);
3) описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной городской список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, городской список кандидатов.
Бесплатное эфирное время в размере не менее 30 минут по рабочим дням должно предоставляться:
- государственными общероссийскими телерадиовещательными компаниями, городскими государственными телерадиовещательными компаниями - избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов на выборах в Мосгордуму;
- окружными телерадиовещательными компаниями - кандидатам, баллотирующимся по одномандатным избирательным округам на выборах в Мосгордуму;
- муниципальными телерадиовещательными компаниями - кандидатам на выборах в органы местного самоуправления.
Финансирование выборов осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня и избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. На выборах депутатов муниципального собрания при числе избирателей в избирательном округе не более 5000 избирателей создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
Предельная сумма расходов из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения составляет:
- для кандидата-одномандатника на выборах в Мосгордуму - 20 миллионов рублей;
- для кандидата-одномандатника в муниципальное собрание - 150 тысяч рублей;
- для кандидата-многомандатника в муниципальное собрание - 400 тысяч рублей;
- для кандидата на должность главы муниципального образования - 650 тысяч рублей;
- для избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов на выборах в Мосгордуму, - 300 миллионов рублей.
Голосование на всех выборах в Москве осуществляется с 8 до 20 часов.
После завершения голосования осуществляется подведение итогов и установление результатов выборов. При выборах в Мосгордуму итоги голосования по округам подводятся окружной избирательной комиссией на 5 день после голосования, по единому округу - Мосгоризбиркомом на 7 день, а общие результаты выборов по городу определяются Мосгоризбиркомом на 10 день после голосования. На муниципальных выборах подведение итогов и определение результатов завершаются муниципальной комиссией на 4 день после дня голосования.
Выборы признаются несостоявшимися в случае, если:
1) при голосовании за городские списки кандидатов:
- менее чем два городских списка кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов (т.е. преодолели 7-процентный барьер);
- за городские списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по городскому избирательному округу;
2) при голосовании за отдельных кандидатов голосование проводилось по одной кандидатуре и за эту кандидатуру было подано менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Результаты выборов также могут быть признаны недействительными в случае:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если выборы признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
3) по решению суда.
Избранным признается кандидат, набравший относительное (относительно других кандидатов) большинство голосов избирателей. При голосовании за списки кандидатов мандаты распределяются между списками кандидатов, набравшими более 7% голосов избирателей, согласно полученным ими процентам голосов.
Результаты выборов публикуются избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее 30 дней после дня голосования.
В случаях признания выборов несостоявшимися, признания недействительными или отмены решения о признании кандидата избранным по соответствующему избирательному округу назначаются и проводятся повторные выборы. Повторные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более 1 года.
Дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, депутата муниципального собрания, а также в случае, если распределены не все мандаты в многомандатном избирательном округе. Дополнительные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более 1 года либо если в многомандатном округе замещено не менее 2/3 депутатских мандатов.
Референдумы в городе Москве. Правовую основу организации и проведения референдумов в городе Москве образуют:
- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 22);
- Устав Москвы (глава 10, статья 61);
- Закон Москвы "Об организации МСУ в Москве" (статья 18);
- Закон Москвы "О референдумах в городе Москве";
- Уставы и иные муниципальные нормативные правовые акты (в части регулирования отдельных аспектов проведения местных референдумов).
В Москве могут проводиться следующие виды референдумов:
- референдум города Москвы (городской референдум) - голосование жителей города Москвы по наиболее важным вопросам городского значения (жители - лица, имеющие место жительства в Москве);
- местный референдум - голосование жителей города Москвы, проживающих на территории муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения.
Вопросы референдума различаются в зависимости от вида референдума:
- на городской референдум могут быть вынесены вопросы по предметам ведения Москвы как субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ;
- на местный референдум - вопросы местного значения.
Не могут быть вынесены на городской и местный референдумы вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств города Москвы, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Соответственно виду референдума определяется и территория проведения референдума: городской референдум проводится на всей территории города Москвы, местный референдум - на территории муниципального образования (района города Москвы).
Правом на участие в референдумах в городе Москве обладают дееспособные, не содержащиеся в местах лишения свободы граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет и имеющие место жительства на территории, соответствующей виду референдума (города или муниципального образования). В местном референдуме, кроме того, могут принимать участие также иностранные граждане в случаях, предусмотренных международным договором.
Проведение любого референдума включает несколько типичных стадий:
- выдвижение инициативы;
- назначение референдума;
- подготовка к проведению референдума;
- голосование граждан;
- подведение итогов, определение результатов референдума и их опубликование.
Инициатива проведения референдума может исходить от жителей города, обладающих правом на участие в референдуме. Для выдвижения инициативы проведения референдума граждане образуют инициативную группу по проведению референдума: для проведения городского референдума - в количестве 300 человек, для проведения местного референдума - от 50 до 100 человек (в зависимости от численности жителей). Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне города Москвы или федеральном уровне не позднее чем за 1 год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума. Правом выдвижения инициативы проведения местного референдума, кроме того, обладают также муниципальное собрание совместно с руководителем муниципального образования.
Инициативная группа по проведению референдума должна быть зарегистрирована в Мосгоризбиркоме или муниципальной избирательной комиссии соответственно, после чего осуществляется сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Срок сбора подписей составляет 30 дней применительно к городскому референдуму и 20 дней применительно к местному. В поддержку инициативы необходимо собрать подписи 2% (для городского референдума) и 5% (для местного референдума) от числа лиц, имеющих право на участие в референдуме.
Назначение референдума осуществляет представительный орган соответствующего уровня: Мосгордума применительно к городскому референдуму, районное муниципальное собрание - применительно к местному референдуму. Основанием к отказу в назначении референдума может быть только выявленное нарушение закона (по порядку сбора подписей или формулировке вопроса).
Препятствием к назначению референдума является также наличие следующих обстоятельств:
- военное или чрезвычайное положение;
- истечение менее 2 лет со дня официального опубликования результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
Подготовка к проведению референдума включает в себя образование участков референдума, формирование комиссий референдума, регистрацию и составление списков участников референдума, а также агитацию.
Подготовку и проведение референдумов в городе Москве осуществляют следующие комиссии референдума:
- Городская комиссия референдума, функции которой осуществляет Мосгоризбирком;
- муниципальные или территориальные комиссии референдума, функции которых осуществляют соответственно муниципальные или территориальные избирательные комиссии;
- участковые комиссии референдума.
Участковые комиссии референдума формируются муниципальными или территориальными комиссиями референдума в количестве от 3 до 15 членов за 30 - 26 дней до голосования на основе предложений политических партий, избирательных объединений, допущенных к участию в распределении мандатов в федеральных и городских органах власти (не менее 1/2 состава комиссии), иных общественных объединений, предложений муниципального собрания, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Регистрация (учет) участников референдума осуществляется главой управы района города Москвы, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы". При этом на органы регистрации граждан по месту пребывания и жительства, органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность не реже 1 раза в месяц представлять главе управы соответствующие сведения, а на суд - сообщать о решениях о признании граждан недееспособными (дееспособными). Глава управы, в свою очередь, обязан не реже 1 раза в месяц представлять сведения об избирателях (участниках референдума) в избирательную комиссию субъекта РФ.
Списки участников референдума составляются территориальными (муниципальными) комиссиями референдума на основании сведений, представленных главой управы, сразу же после назначения референдума и передаются участковой комиссии за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия обнародует, проверяет и уточняет списки участников референдума.
Агитация на референдуме начинается со дня регистрации инициативной группы и заканчивается за сутки до голосования. Запрещается привлекать к агитации по вопросу (вопросам) референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
Запрещается проводить агитацию по вопросу (вопросам) референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти города Москвы, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) комиссиям референдума, членам комиссий референдума с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам (за исключением случаев, если они обладают правом на участие в референдуме), лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) международным организациям и международным общественным движениям;
8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой кампании референдума установлен факт нарушения ограничений при проведении агитации.
Финансирование подготовки и проведения референдума осуществляется из городского и местного бюджетов, а финансирование деятельности, в т.ч. агитационной, инициативной и иных групп референдума, - из формируемых ими фондов референдума. Предельный размер расходов фондов референдума составляет: на городском референдуме - 30 млн. руб., на местном референдуме - 700 тыс. руб.
Голосование граждан проводится с 8 до 20 часов в определенную при назначении референдума дату голосования. Для лиц, которые в день голосования не смогут принять участие в голосовании по месту жительства, обеспечивается возможность голосования по открепительным удостоверениям (на городском референдуме) или досрочного (за 15 - 4 дня до дня голосования) голосования (на местном референдуме).
Подведение итогов и определение результатов референдума осуществляются:
- при проведении городского референдума - территориальной комиссией - на 3 день, Городской комиссией - на 6 день после голосования;
- при проведении местного референдума - муниципальной комиссией на 4 день после дня голосования.
Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% участников референдума.
Решение по вопросу референдума признается принятым, если за это решение проголосовало более 50% участников референдума, принявших участие в голосовании.
Итоги голосования, результаты референдума могут быть признаны недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
2) в случае, если они признаны недействительными на 1/4 часть участков референдума;
3) по решению суда.
Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая референдум, назначает повторное голосование не позднее чем через 14 дней после принятия решения о признании результатов референдума недействительными.
Официальное опубликование результатов городского референдума осуществляется Городской комиссией не позднее чем через 12 дней со дня голосования, результатов местного референдума - муниципальной комиссией не позднее чем через 20 дней со дня голосования.
Решение референдума обладает обязательной юридической силой и имеет прямое действие. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона города Москвы, иного нормативного правового акта, орган государственной власти города Москвы, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать 1 год.
Решение референдума может быть отменено решением нового референдума, причем не ранее чем через 2 года, либо признано недействительным решением суда (в случае нарушения порядка проведения референдума или противоречия его решения законодательству).
- Государственная власть и местное самоуправление
- § 2. Москва - столица Российской Федерации
- § 3. Москва как субъект Российской Федерации
- Тема 2. Территориальное устройство и система организации публичной власти в городе москве
- § 1. Территориальное деление города Москвы
- § 2. Общие начала организации публичной власти
- Тема 3. Формы непосредственной демократии в городе москве
- § 1. Понятие и классификация форм
- § 2. Иные формы непосредственной демократии в городе Москве
- Тема 4. Органы государственной власти в городе москве
- § 1. Московская городская Дума
- § 2. Мэр Москвы
- § 3. Правительство Москвы и иные исполнительные органы
- § 4. Система государственных должностей
- Тема 5. Органы местного самоуправления в москве
- § 1. Структура органов местного самоуправления в Москве.
- § 2. Руководитель муниципального образования
- § 3. Муниципалитет
- Тема 6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе москве
- § 1. Предметы ведения Москвы и полномочия органов
- § 2. Предметы ведения муниципальных образований и
- Тема 7. Экономическая основа публичной власти в городе москве
- § 1. Государственная и муниципальная собственность
- § 2. Публичные финансы в городе Москве