§ 2. Основные типы государства
Государство восточного типа. По мнению ряда современных исследователей, государство восточного (азиатского) типа возникает раньше государств всех других типов. Это исторически первый тип государства. Самые первые государства этого типа возникают в IV–II тысячелетиях до н. э. в долинах рек Нила (Египетское царство), Тигра и Евфрата (Шумерийские государства, Ассирийское государство), Инда (Индия), Янцзы (Китай) в зонах поливного земледелия.
Экономической основой восточного государства являлась коллективная собственность сельскохозяйственной общины на землю, что было обусловлено существованием поливного земледелия. Отдельная семья не могла обеспечить проведения объемных ирригационных работ, поэтому земля оставалась в собственности общины. Отсутствие частной собственности на землю не повлекло за собой и расслоение общества на классы. Классов как таковых в восточных государствах не было, хотя определенные прослойки общества, включая рабов, существовали. Вместе с тем частная собственность как таковая все-таки существовала. У царя и его приближенных были рабы, дворцы, драгоценности; у купцов и ремесленников – капиталы и иные материальные ценности. Однако частная собственность не играла существенной роли в общественном производстве, так как основная доля общественного богатства создавалась трудом свободных общинников, положение которых мало чем отличалось от положения рабов. Свободные общинники, их семьи и их имущество находились в полной зависимости от государства и, по сути дела, являлись собственностью государства. Собственностью государства в лице царя являлись практически все подданные. Рабы тоже находились в собственности государства или храмов.
Характер собственности определял и структуру общества. Как уже отмечалось, у восточных народов в процессе образования государства создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – единовластный монарх, ниже – круг его ближайших советников, далее – чиновники более низкого ранга, в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, являвшиеся объектом эксплуатации и отдававшие государственному аппарату в виде налогов значительную часть произведенного ими продукта. Подобная структура общества препятствовала каким-либо радикальным преобразованиям, в связи с чем восточное общество на протяжении многих веков либо не менялось совсем, либо менялось весьма незначительно. Например, китайское государство, возникнув около 50 веков назад, вплоть до конца XIX в. почти не изменялось.
Государства восточного типа характеризуются в целом следующими чертами:
во-первых, все они обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактическим собственником средств производства;
во-вторых, государственный аппарат в восточных государствах строго централизован. Во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
в-третьих, правовые системы восточных государств в большинстве своем не развиты и имеют «божественную основу»;
в-четвертых, все восточные государства, как и в целом восточное общество, имеют застойный характер и очень медленно изменяются в процессе исторического развития.
Государство рабовладельческого типа. Государства рабовладельческого типа нередко рассматривают как исторически первые государства. Это связано с тем, что к рабовладельческим причисляются государства Древнего Востока. Подобная точка зрения высказывалась еще в советской юридической науке. Однако отдельные современные исследователи, как представляется, достаточно обоснованно доказывают, что эти государства нельзя ставить на одну плоскость с такими классическими рабовладельческими государствами, как Афины и Рим, поскольку рабовладение в государствах Древнего Востока было принципиально иным, чем в античных государствах. Кроме того, в государствах Древнего Востока отсутствовали частная собственность на землю и четкое деление общества на рабовладельцев и рабов. В этой связи возникновение первых рабовладельческих государств нужно связывать не с IV–II тысячелетиями до н. э., а с IX–VIII вв. до н. э., т. е. с появлением государств Древней Греции и Древнего Рима в бассейне Средиземного моря (Афины, Спарта, Рим и др.).
Экономическую основу государств рабовладельческого типа составляла частная собственность на землю, скот, иные средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя в наиболее обнаженной форме проявляется практически ничем не ограниченное господство рабовладельцев и полное бесправие рабов. Раб на всех этапах развития рабовладельческого государства считался вещью, «говорящим орудием».
Класс рабовладельцев, став собственником земли и других средств производства, а также самих производителей – рабов, узурпировал и государственную власть. Во всех рабовладельческих государствах власть безраздельно принадлежала рабовладельцам, а государство использовалось в основном для охраны рабовладельческой частной собственности и подавления сопротивления рабов и других эксплуатируемых масс. Все свои функции рабовладельческое государство осуществляло в интересах класса рабовладельцев, включая и те, которые носили общесоциальный характер.
Государство феодального типа. Государства этого типа возникают в Европе в VI–IX вв. Возникают они либо в результате разложения первобытнообщинного строя (государства у восточных и западных славян), либо на основе разложившегося рабовладельческого государства (например, государство Франков).
Экономическую основу феодальных государств составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели лишь мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и за пользование землей должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно на него работать. С развитием феодального общества экономическая зависимость крестьян от феодалов усиливается: крестьяне становятся крепостными. Они прикрепляются к земле и не могут покинуть свое хозяйство.
Феодальное государство выступало как орудие в руках феодалов для подавления крестьян и удержания их в повиновении. Государственная власть целиком и полностью принадлежала феодалам. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Основные функции феодального государства состояли в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов и подавлении их сопротивления. Общесоциальные функции, так же как и в рабовладельческом государстве, осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.
Феодальный тип государства в своем развитии проходит ряд этапов. Вначале феодальные государства возникают как централизованные монархии. Затем происходит раздробление единых государств. Впоследствии вновь происходит их объединение, в результате которого возникают сначала сословно-представительные, а затем абсолютные монархии. Однако сущность феодального государства при этом не меняется. На всех этапах своего развития оно всегда оставалось орудием защиты класса феодалов и подавления класса крепостных крестьян.
Государство буржуазного типа. Первые буржуазные (капиталистические) государства возникают в Европе в XVI – XVII вв. в результате буржуазных революций, объективные и субъективные предпосылки которых формировались в недрах феодального общества. После победы буржуазных революций, завершившихся коренной ломкой феодальных производственных отношений, повсеместное развитие получили капиталистические производственные отношения.
Экономическую основу буржуазного государства составила капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на основные орудия и средства производства. Частная собственность при этом объявлялась священной и неприкосновенной, и на ее охрану было направлено все буржуазное законодательство.
В своем развитии буржуазное общество проходит ряд этапов, вместе с которыми изменяется и государство. Первый этап – этап промышленного капитализма, свободной конкуренции. На этом этапе буржуазное государство носит ярко выраженный классовый характер: власть принадлежит преимущественно классу буржуазии, в то время как различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, запрещаются, вводятся избирательные цензы, ограничивающие участие трудящихся в управлении государством. Государство на этом этапе выполняло, прежде всего, классовые функции, тогда как общесоциальные функции играли незначительную роль.
Второй этап – этап монополистического капитализма. Он начался в конце XIX – начале XX вв. и характеризовался возникновением мощных монополистических объединений – трестов, синдикатов, картелей и т. д., в руках которых сосредотачивалась основная часть общественного богатства. Власть по-прежнему принадлежала буржуазии и, прежде всего, монополистической буржуазии. Функции государства на этом этапе осуществляются главным образом в интересах монополистической буржуазии, но развитие демократии заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам.
В 30-е гг. XX в. буржуазное общество вступает в современный этап развития. В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, по существу, исчезает класс пролетариата. Большинство рабочих вместе с другими слоями общества образуют «средний» класс. И хотя государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества. Заметно изменяются функции государства. Государство стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций, осуществляются различные социальные программы, растет уровень жизни населения.
Государство социалистического типа. Идея государства социалистического типа первоначально возникла в теории – в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социалистической революции, сломом старой государственной машины, установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть будет принадлежать трудящимся массам во главе с рабочим классом и использоваться для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов и построения социалистического, а затем и коммунистического общества.
Идеи государства социалистического типа нашли практическое осуществление в целом ряде стран и, прежде всего, в нашей стране. Однако большинство идей социалистического государства в практике социалистического строительства не получили адекватного отражения, в результате чего сформировалось общество, фактически основанное на единой государственной собственности, реально принадлежащей партийно-государственной верхушке, общество, которое мало чем отличалось от восточного. Государственная власть сконцентрировалась в руках этой самой партийно-государственной верхушки, тогда как участие народа в осуществлении власти, его права и свободы носили чисто формальный характер. В результате сформировавшееся общество, подобно восточному обществу, приобрело застойный характер и перестало развиваться.
Печальный опыт нашего и многих других социалистических государств не должен отвергать идей социализма. Как отмечается в литературе, они возможно будут реализованы в условиях гораздо более высокого уровня развития экономики, культуры, науки и техники. Тем более что некоторые социалистические государства продолжают существовать и в настоящее время.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина