§ 2. Основные институты международного гуманитарного права
Правила ведения военных действий, которые часто именуют по-старому - "законы и обычаи войны", представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств. Эту часть международного гуманитарного права именуют также правом войны (jus in bellum) и правом Гааги. Последнее наименование объясняется тем, что основные принципы и нормы такого рода содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.
Первый принцип сформулирован в приложении к четвертой Гаагской конвенции 1907 г. следующим образом: "Право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является неограниченным". Этот принцип был подтвержден первым Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям в 1977 г. (п. 1 ст. 35). Другой принцип сформулирован еще в Петербургской декларации 1868 г. <*> - принцип недопустимости причинения излишних страданий.
--------------------------------
<*> Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, принята в г. Санкт-Петербурге 29 ноября 1868 г. (11 декабря 1868 г. по новому стилю).
1. Методы ведения военных действий
Вероломство и военные хитрости. Международное гуманитарное право издавна запрещает вероломство, под которым понимается невыполнение обещания, данного противнику. Примером может служить поднятие белого флага как знака капитуляции в целях приближения к противнику и последующего применения оружия или использование знаков Красного Креста для защиты военных объектов. Первый Дополнительный протокол подтвердил норму: "Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству" (п. 1 ст. 37).
Акт капитуляции воинской части должен быть ясно выражен. Фактическое прекращение военных действий или отступление части не предоставляет соответствующих прав. Во время отступления из Кувейта в 1990 г. колонна вооруженных сил Ирака по дороге в Басру была атакована силами антииракской коалиции.
В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными. Они отличаются от вероломства тем, что не нарушают обещания, данного противнику. Наиболее распространенная хитрость - маскировка. В годы Великой Отечественной войны Советская армия активно использовала, например, такую хитрость, как строительство ложных аэродромов.
Пощада. Первый Дополнительный протокол подтвердил обычную норму, запрещающую непредоставление противнику пощады. В нем говорится: "Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе" (ст. 40).
Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения войны. С учетом широты действия они довольно детально регламентируются правом. Основной принцип состоит в том, что они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и не должны быть "неизбирательными". Это вытекает из принципа, закрепленного еще Петербургской декларацией 1868 г., который ограничил законную цель войны ослаблением вооруженных сил противника.
Конкретные ограничения установлены Гаагской конвенцией 1907 г. (Положение о военных действиях на суше). Запрещена бомбардировка незащищенных городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в научных целях, для искусства, благотворительной деятельности и здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой пользуются и военные госпитали. Эти положения подтверждены и расширены первым Дополнительным протоколом (ст. ст. 51 и 57).
Приведенные правила относятся ко всем видам бомбардировки, включая воздушную и морскую. Воздушные бомбардировки представляют особую сложность. Они ограничивают возможности избирательного действия. Определенные возможности в этом плане открывает развитие ракетной техники, отличающейся значительной точностью. Однако и с этой техникой возникает немало проблем.
Так, во время ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг. иранские военно-воздушные силы атаковали американский конвой в Персидском заливе. Запущенная в ответ с американского корабля ракета сбила гражданский самолет иранской компании. Немалые жертвы понесло мирное население Афганистана в результате воздушных бомбардировок США во время военных действий против талибов, несмотря на то что применялось высокоточное оружие.
Во время Второй мировой войны Германия, с одной стороны, и Великобритания и США - с другой, широко применяли бомбардировки "по площадям" в целях разрушения промышленного потенциала противника и деморализации населения. Немало юристов признали подобные действия неправомерными (например, шведский профессор Х. Бликс). Тем не менее на Нюрнбергском процессе обвинение в бомбардировке "по площадям" германскому руководству предъявлено не было. При всех условиях подобные бомбардировки допустимы лишь при условии, что военные объекты практически не могут быть отделены от прилегающих жилых районов.
По-новому проблема бомбардировок встала в связи с появлением многочисленных установок и сооружений, "содержащих опасные силы": атомные электростанции, химические предприятия, большие плотины и дамбы и др. Разрушение подобных объектов способно повлечь за собой бесчисленные жертвы. Полномасштабные военные действия в таких промышленных регионах, как Западная Европа, становятся практически невозможными, так как неизбежно ведут к общей катастрофе. Известно несколько случаев бомбардировки опасных объектов. Израиль бомбил атомную электростанцию в Ираке, а последний - в Иране. Правда, в обоих случаях ядерный материал еще не был завезен.
Откликаясь на новые условия, первый Дополнительный протокол установил общее правило: "Установки и сооружения, содержащие опасные силы... не должны становиться объектами нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения" (п. 1 ст. 56).
Первый Дополнительный протокол установил недопустимость нападения на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54).
Экологические методы и средства ведения военных действий. Военные действия всегда наносят вред природе. Этот, так сказать, побочный эффект следует отличать от воздействия специально предназначенных для этого методов и средств. Достижения науки и техники открыли в этом плане почти неограниченные возможности. Речь идет о геофизических методах и средствах ведения войны. Можно вызвать ливневые дожди и затопить большие площади, породить волны цунами, создать над определенным районом "озоновую дыру", вызвать землетрясение и др.
Использование экологических методов и средств ведения военных действий уже имело место.
Так, во время войны во Вьетнаме США широко применяли дефолианты - химические вещества, ведущие к опадению листьев в лесу. В результате были выведены из строя крупные лесные массивы, пострадали люди, включая американских военнослужащих.
После этого появился термин "экоцид" по аналогии с геноцидом. Под этим понимаются преступные действия, наносящие большой ущерб природе.
В 1977 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования техники, изменяющей окружающую среду. Запрещенная техника определена как любая техника, предназначенная для изменения динамики, композиции или структуры Земли, включая биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу или космическое пространство.
Конвенция запретила применение геофизических методов и средств войны, но не установила общей нормы, запрещающей нанесение экологического вреда в ходе военных действий. Это было сделано первым Дополнительным протоколом 1977 г., обязавшим воюющих оберегать природную среду от причинения ей обширного, долговременного и серьезного ущерба (ст. 55).
После войны в Персидском заливе Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1993 г. консенсусом Резолюцию "Защита окружающей среды во время вооруженного конфликта". В ней сказано, что разрушение окружающей среды, не оправданное военной необходимостью и осуществленное в значительных размерах, несомненно, противоречит международному праву.
Принятый Комиссией международного права проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества квалифицировал такого рода действия как преступление. Уголовный кодекс РФ содержит ст. 358 "Экоцид", которая распространяет свое действие и на мирное время.
После оккупации Кувейта иракское командование приказало слить в Персидский залив большое количество нефти, причинив огромный ущерб морской среде и побережью, были подожжены кувейтские нефтепромыслы, что привело к отравлению больших площадей и атмосферы, отрицательно сказалось на озоновом слое. В результате возросло число заболеваний органов дыхания, раковых заболеваний. Принятыми в 1991 г. Резолюциями Совет Безопасности ООН установил материальную ответственность Ирака за ущерб, причиненный окружающей среде.
Подводная война. Методы ведения войны с использованием подводных лодок создают ряд сложных проблем для гуманитарного права. Основная порождена практикой потопления торговых судов без предупреждения при осуществлении морской блокады противника. С учетом опыта Первой мировой войны в 1936 г. был подписан Лондонский протокол о ведении военных действий подводными лодками. Было установлено, что подводные лодки не должны топить торговые суда, не обеспечив безопасность пассажиров, команды и документов, за исключением случаев, когда судно отказывается остановиться для досмотра.
Во время Второй мировой войны стремление ослабить производственный потенциал противника привело к неограниченной подводной войне. Введение практики военных конвоев сделало требование предупреждения нереальным. В целом в подводной войне с учетом ее специфики должны применяться общие нормы гуманитарного права.
2. Средства ведения военных действий
Ранее рассматривались неправомерные методы использования любого оружия. Остановимся теперь на видах оружия, которые запрещено использовать. Проблема приобретает все большее значение по мере появления все новых и все более разрушительных видов оружия. Общие принципы гуманитарного права распространяют свое действие и на новые виды оружия. Однако общее регулирование не в состоянии заменить конкретное. Едва ли можно сомневаться, что применение ядерного оружия не соответствует принципам гуманитарного права. Тем не менее нормы, запрещающей такое применение, не существует.
Особо отметим значение надежного контроля за сокращением и ликвидацией определенных средств войны. Без такого контроля само по себе запрещение того или иного оружия не может быть достаточно эффективным. Одно из необходимых условий эффективности гуманитарного права - учет военно-политической реальности.
Отравленное оружие. Отрицательное отношение к использованию яда в военных целях было присуще даже древности. Древнеиндийские законы Ману и римское право квалифицировали применение яда как противоправное (armis non veneno - оружие, а не яд). Стало нарицательным выражение "отравители колодцев". Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. закрепила обычную норму, запрещающую применение яда и отравленного оружия.
Химическое и бактериологическое оружие. Первое широкомасштабное применение химического оружия произошло в годы Первой мировой войны. В 1915 г. германские войска предприняли газовую атаку против французских войск на реке Ипр (отсюда название газа иприт). В дальнейшем газы применялись обеими сторонами неоднократно, что привело к большому количеству жертв. Применение газов противоречило существовавшим нормам, прежде всего норме, запрещавшей использование ядовитых веществ. Специальная норма установлена Женевским протоколом 1925 г. о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств.
В целом Протокол оказался достаточно эффективным. Тем не менее отдельные случаи применения отравляющих газов известны: Италия - во время вторжения в Эфиопию (1935 - 1936 гг.), Японии - в Маньчжурии и Китае (начиная с 1937 г.), Ирак - в войне против Ирана (1980 - 1988 гг.). Последняя акция была осуждена Советом Безопасности ООН в 1986 г. Эффективность Протокола объясняется в значительной мере опасностью ответных действий, репрессалий. Известно, что Гитлер рассматривал возможность применения газа на восточном фронте, но был предупрежден о возмездии и не решился на это.
Бактериологическое оружие было применено Японией в ходе войны против Китая. Военные трибуналы в Токио и Хабаровске квалифицировали эти действия как военные преступления.
Важным шагом в обеспечении неприменения химического и бактериологического оружия явилась Конвенция ООН 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (вступила в силу в начале 1997 г.) <*>. Конвенция запретила производство таких средств в военных целях и средств их доставки. Также ограничивается передача соответствующих средств другим государствам. Предусмотрено оказание помощи в случае признания Советом Безопасности того, что государство стало объектом биологической или бактериологической атаки.
--------------------------------
<*> Конвенция вступила в силу для СССР 26 марта 1975 г.
Эта Конвенция заслуживает однозначно положительной оценки. Вместе с тем нельзя не учитывать трудности, связанные с ее реализацией. Уничтожение запасов такого оружия потребует больших затрат. В России для ликвидации бездумно созданного огромного запаса химического оружия строятся специальные заводы, которые будут обеспечены работой на многие годы. Серьезную опасность процесс уничтожения может создать для окружающей среды.
В 1993 г. Конференция по разоружению приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция о химоружии). Конвенция свидетельствует о том, сколь большое значение придается ликвидации самой возможности применения любого химического оружия.
Конвенция о химоружии запретила не только применение химического оружия, но и подготовку такого применения. Запрещены даже отравляющие вещества временного действия, подобные слезоточивым газам. Конвенция едва ли вступит в силу в ближайшее время. Для этого необходимо, чтобы 65 государств сдали депозитарию акты о ратификации. Тем не менее она достаточно четко определяет развитие гуманитарного права в рассматриваемой области, а возможно, и в аналогичных сферах.
Ядерное оружие. Запрещение применения ядерного оружия - одна из важнейших проблем гуманитарного права, да и мировой политики в целом. Как известно, ядерное оружие было применено единственный раз. США использовали его в войне против Японии. Многие ставят под сомнение оправданность решения администрации США. Возможность применения ядерного оружия возникала и в последующие годы, например во время конфликта в Персидском заливе (1990 - 1991 гг.) в случае применения Ираком химического или бактериологического оружия, которое иногда называют ядерным оружием бедных. Такая возможность оказалась в данном случае серьезным сдерживающим средством.
В годы холодной войны ядерные арсеналы сыграли роль первостепенного сдерживающего средства и в этом смысле были фактором мира и безопасности, правда, в условиях постоянной угрозы ядерной катастрофы.
Существующие договоры накладывают лишь определенные ограничения на ядерное оружие и тем самым как бы признают законность обладания им. Стремление распространить действие общих норм гуманитарного права на ядерное оружие небезупречно, поскольку общие нормы рассчитаны на обычное оружие, а ядерное оружие представляет собой исключительное явление. Поэтому здесь необходимы специальные нормы, как это имеет место в отношении химического и бактериологического оружия.
Таких норм сегодня нет. Вопрос рассматривался Международным судом при вынесении Консультативного заключения 1996 г. "Законность угрозы ядерным оружием или его применения". В постановляющей части заключения говорится: "С учетом нынешнего состояния международного права и находящихся в его распоряжении фактов Суд не может прийти к определенному заключению о том, является ли угроза ядерным оружием или его применение правомерным или неправомерным в чрезвычайных обстоятельствах самообороны, при которых поставлено под угрозу само выживание государства" <*>. Международный суд также заявил, что он не может не учитывать "основного права каждого государства на выживание и, следовательно, его права прибегать к самообороне в соответствии со ст. 51 Устава, когда его выживание поставлено под угрозу".
--------------------------------
<*> ICJ. Reports. 1996. P. 266.
Таким образом, Международный суд не отклонил и не подтвердил представленную ему позицию ядерных держав, согласно которой они обладают правом применить ядерное оружие в указанных чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем из заключения Международного суда следует, что во всех иных случаях угроза ядерным оружием или его применение будут неправомерными. Суд также подчеркнул, что применение ядерного оружия должно быть совместимо с требованиями гуманитарного права.
Думается, что вероятность заключения в обозримом будущем договора, запрещающего применение ядерного оружия, невелика. Необходимыми участниками такого договора являются ядерные державы, а в их политике и системе национальной безопасности ядерное оружие занимает центральное место. Так, роль Франции и Великобритании как великих держав в немалой мере определяется их ядерным арсеналом.
В сохранении возможности применения или угрозы применения ядерного оружия заинтересованы не только ядерные державы. Многие неядерные государства обеспечивают свою безопасность, находясь под ядерным "зонтиком" ядерных держав. Гигантский ядерный "зонтик" США распростерт над Западной Европой, Австралией, Канадой, Японией, Южной Кореей. "Зонтик" России обеспечивает безопасность стран СНГ.
Особое значение ядерное оружие имеет для России, которая не состоит в союзах с могучими в военном отношении государствами. Обладая хорошо вооруженной и многочисленной армией, СССР мог позволить себе обязательство не применять ядерное оружие первым. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1981 г. декларацию, объявившую применение первым ядерного оружия тягчайшим преступлением против человечества. Сегодня в положении, аналогичном положению бывшего СССР, находится Китай, что объясняет его особую позицию в отношении ядерного разоружения.
Россия возможностями СССР не обладает. Ядерное оружие является основной гарантией ее безопасности. Именно оно обеспечивает стабильность в огромном регионе, включающем страны СНГ, и тем самым препятствует возникновению вооруженных конфликтов с бесчисленными жертвами. И с этой точки зрения сохранение права на угрозу ядерным оружием или на его применение в чрезвычайных условиях нельзя не признать оправданным с учетом интересов не только России, но и международного сообщества в целом.
Позиция России в отношении применения ядерного оружия определена Концепцией национальной безопасности РФ <*>. Утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 Концепция практически воспроизводила положение приведенного выше Консультативного заключения Международного суда - применение в случае угрозы самому существованию Российской Федерации <**>.
--------------------------------
<*> Новую редакцию Концепции см.: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".
<**> РГ. 1997. 26 дек.
В результате изменения военно-политической обстановки в январе 2000 г. Указом Президента РФ в Концепцию были внесены изменения и дополнения. В частности, был снижен порог применения ядерного оружия. Применение его предусмотрено "в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными" <*>. В целом позиция России относительно применения ядерного оружия аналогична позиции таких ядерных держав, как США и Великобритания.
--------------------------------
<*> РГ. 2000. 18 янв.
Театр, в пределах которого может применяться ядерное оружие, не включает безъядерные зоны. К ним помимо Антарктики относятся зоны: Латиноамериканская (1967 г.), Южно-Тихоокеанская (1985 г.), Юго-Восточно-Азиатская (1995 г.) и Африканская (1996 г.). В соответствии с договорами об этих зонах в них запрещены испытания ядерного оружия, применение или угроза применения такого оружия. Режим зон не запрещает транзитный проход морских и воздушных судов с ядерным оружием. Все ядерные державы согласились признать безъядерные зоны, но с оговоркой в отношении тех случаев, когда это вступает в противоречие с их стратегическими интересами.
Разрывные пули. В 1863 г. русская армия создала разрывные снаряды. Учитывая опасность таких снарядов для живой силы, их использование было строго ограничено. В 1867 г. были изобретены снаряды небольшого калибра и разрывные пули, взрывающиеся при соприкосновении с телом и причиняющие тяжелые повреждения. Правительство России созвало международную конференцию в Петербурге, которая приняла известную Петербургскую декларацию 1868 г., запретившую применение любых снарядов весом менее 400 г, которые либо взрываются, либо начинены воспламеняющимся составом. Разрывные снаряды более крупного калибра, предназначенные для бомбардировок, запрещению не подверглись. Россия заботилась об основе своей армии, о русском солдате. Как уже отмечалось, Петербургская декларация закрепила один из принципов международного гуманитарного права - принцип непричинения излишних страданий. Значение Декларации исключительно высоко оценивается юристами <*>.
--------------------------------
<*> "Декларация оказалась удивительно эффективной. Она вполне может рассматриваться как один из наиболее успешных, а также как один из ранних примеров ограничения вооружений" (Meloubry H., White N. International Law and Armed Conflict. Dartmouth, 1992. P. 252).
Примерно в те же годы на английском военном предприятии "Дум-Дум" возле Калькутты начали производить пули, сплющивающиеся при соприкосновении с телом и по результатам не отличающиеся от разрывных пуль. По месту производства их назвали пулями "дум-дум". Многие полагали, что на такие пули распространяется действие Петербургской декларации. Однако британское правительство опровергло это мнение по формальным мотивам, заявив, что технически такие пули не являются ни разрывными, ни зажигательными, хотя имеют аналогичный эффект.
Решительно выступили за запрещение пуль "дум-дум" участники Гаагской конференции 1899 г. Конференция приняла III Гаагскую декларацию о разворачивающихся пулях. Запрет распространяется не только на специально произведенные пули такого рода, но и на приспособленные впоследствии, например путем снятия части жесткого покрытия.
В ходе подготовки Конвенции ООН 1981 г. о запрещении или ограничении применения обычных видов оружия был поднят вопрос о включении положения, запрещающего пули высокой скорости, или "кувыркающиеся" пули, пули со смещенным центром тяжести. Но согласие не было достигнуто, и применение подобных пуль остается неурегулированным.
Противопехотные мины. В силу своей относительной дешевизны и простоты установки эти мины получили широкое распространение. Многие местности буквально засеяны ими. На них ежегодно подрываются люди. По подсчетам Секретариата ООН, ежегодно от мин погибают и становятся калеками свыше 25 тыс. человек. Свыше 100 млн. мин находятся в почве 64 стран.
В 1980 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие <*> (далее - Конвенция об обычном оружии). Первый Протокол к указанной Конвенции запретил использование любого оружия, главное действие которого состоит в причинении вреда частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей. Имелись в виду прежде всего пластмассовые мины.
--------------------------------
<*> Конвенция заключена в г. Женеве 10 октября 1980 г., вступила в силу 2 декабря 1983 г., СССР подписал и ратифицировал, вступила в силу для СССР 2 декабря 1983 г.
Также Протокол запретил использование мин-игрушек и аналогичных устройств. Применение таких устройств квалифицируется как противоречащее принципам недопустимости вероломства и причинения излишних страданий. Предписывается четкое обозначение минных полей на местности, что важно для предупреждения жертв среди населения и последующей ликвидации таких полей.
Необозначенные минные поля создали серьезные трудности после англо-аргентинского конфликта на Фолклендских островах 1982 г. и после нападения Ирака на Кувейт в 1990 г.
В 1966 г. принято дополнение к Конвенции об обычном оружии. Запрещена передача другим странам необнаруживаемых противопехотных мин. Иные мины могут передаваться только признанным государствам. Разрешены обнаруживаемые мины (содержание не менее восьми граммов металла). Если площадь заминирована, она должна быть обозначена, ограждена и охраняться. Во время военных конфликтов это положение трудно соблюдать, но в мирное время оно реально. Этим требованиям, в частности, отвечают минные поля на границах, охраняемых погранвойсками России.
Дистанционно устанавливаемые мины, например с помощью вертолета, должны автоматически становиться безопасными в течение 130 дней. Особо отметим, что соответствующие положения распространены также на конфликты немеждународного характера. Значительное число государств высказалось в пользу полного запрещения противопехотных мин. Однако это требование явно неприемлемо для государств с большой протяженностью сухопутных границ, что и объясняет отказ от полного запрещения противопехотных мин таких государств, как США, Россия, Китай. Россия ратифицировала Конвенцию об обычном оружии, а также заявила об ограниченном моратории на передачу мин, не оснащенных механизмом самоликвидации.
Зажигательное оружие. О запрещении зажигательных пуль уже говорилось. Однако создаются все новые виды зажигательного оружия. Известно, какой ущерб мирному населению и природе был причинен применением американскими войсками напалма во Вьетнаме.
Третий протокол к Конвенции об обычном оружии ограничил применение подобного оружия. Оно определено как предназначенное главным образом для поджога объектов или причинения ожогов людям. Оно не может быть использовано против мирного населения, и даже при воздушной бомбардировке военных целей в жилых районах или при любом ином использовании цель для атаки должна быть выделена.
Запрещено также использование зажигательных средств в отношении лесов и иной растительности, за исключением случаев их активного использования противником в военных целях. При этом не следует забывать и принцип их пропорциональности и военной необходимости.
Лазерное оружие. Лазер получает все более широкое применение в военных целях. Он используется, в частности, для точного наведения авиабомб. Эффективность такого оружия была продемонстрирована в ходе военных действий против Ирака. Такое использование не может не оцениваться положительно с точки зрения гуманитарного права. Тем не менее и подобное использование имеет побочный эффект, прежде всего ослепление, что никак не отвечает принципу непричинения излишних страданий.
В 1995 г. был принят специальный Дополнительный протокол к Конвенции об обычном оружии об ослепляющем лазерном оружии <*>. Заслуживает внимания то, что это уже четвертый протокол, принятый Конференцией государств - сторон в Конвенции о запрещении или ограничении применения обычного оружия, которое может причинять излишнее повреждение или иметь неизбирательное действие. Однако Протокол нескоро вступит в силу. Тем не менее начало процессу формирования норм, ограничивающих применение лазерного оружия, положено.
--------------------------------
<*> Россия ратифицировала Протокол, вступил в силу 30 июля 1998 г.
Информационное оружие - технические методы и средства поражения информационной системы противника. Одной из основ развитого общества и государства является сложная информационная система. С ней связаны все аспекты общественной жизни: экономика, политика, наука, культура, здравоохранение. Поэтому масштабное применение информационного оружия способно вызвать последствия не менее тяжелые, чем использование оружия массового поражения.
Специалисты считают, что информационное оружие внесет коренные изменения в ведение военных действий <*>. Достаточно сказать, что оно позволяет разрушить связь между воинскими частями противника, дезинформировать его, помешать применению высокоточного оружия, деморализовать армию и тыл.
--------------------------------
<*> См.: The Information Revolution and International Security. Wash., D.C., 1998. P. 108.
Многие развитые страны уделяют значительное внимание разработке методов и средств ведения информационной войны, а также обеспечению информационной безопасности.
В январе 1999 г. американский президент обнародовал программу, предусматривающую ассигнование 1,46 млрд. долл. на развитие способности США вести кибервойну и противостоять ей. В сентябре 2000 г. была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации <*>. Значительное внимание проблеме стала уделять ООН. Начиная с 1998 г. Генеральная Ассамблея регулярно принимает резолюции об информационной безопасности, призывая государства к разработке мер, призванных ограничить порождаемые информационными средствами опасности.
--------------------------------
<*> РГ. 2000. 28 сент.
Информационное оружие имеет прямое отношение к гуманитарному праву, поскольку его применение способно привести к бесчисленным жертвам. В настоящее время применение такого оружия регулируется лишь общими принципами и нормами гуманитарного права, которые требуют в первую очередь, чтобы военные действия велись только против военных объектов, чтобы мирному населению обеспечивалась максимально возможная безопасность, чтобы не подвергались атаке объекты, содержащие опасные силы (ядерные электростанции, химические предприятия и т.п.).
- Российская академия наук
- Глава I. Международное право прав человека
- § 1. Понятие международного права прав человека
- § 2. Система международного права прав человека
- § 3. Гражданские и политические права
- § 4. Экономические, социальные и культурные права
- § 5. Право устойчивого развития
- § 6. Коллективные права
- § 7. Международный контроль уважения прав человека
- Глава II. Право международных организаций
- § 1. Понятие права международных организаций
- § 2. Международные конференции и постоянные
- § 3. Международные организации
- § 4. Организация Объединенных Наций
- § 5. Региональные международные организации
- § 6. Европейский союз
- Глава III. Право внешних сношений
- § 1. Понятие права внешних сношений
- § 2. Система органов внешних сношений
- § 3. Дипломатическое право
- § 4. Дипломатическое право международных организаций
- § 5. Международно-правовая защита лиц,
- § 6. Консульское право
- Глава IV. Право международных договоров
- § 1. Понятие права международных договоров
- § 2. Стороны в договорах
- § 3. Право на участие в договорах
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Оговорки
- § 6. Депозитарий
- § 7. Вступление договора в силу
- § 8. Опубликование и регистрация договоров
- § 9. Форма договоров
- § 10. Действие договоров
- § 11. Пересмотр договоров
- § 12. Недействительность договоров
- § 13. Прекращение и приостановление действия договоров
- § 14. Влияние вооруженных конфликтов на договоры
- Глава V. Общее наследие человечества
- § 1. Концепция общего наследия человечества
- § 2. Антарктика
- Глава VI. Международное морское право
- § 1. Понятие международного морского права
- § 2. Внутренние морские воды
- § 3. Морские порты
- § 4. Территориальное море
- § 5. Прилежащая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 7. Континентальный шельф
- § 8. Открытое море
- § 9. Район
- § 10. Арктика
- § 11. Замкнутые и полузамкнутые моря
- § 12. Морские проливы
- § 13. Международные каналы
- Глава VII. Международное воздушное право
- § 1. Понятие международного воздушного права
- § 2. Международные организации
- § 3. Свобода полетов в международном
- § 4. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве
- Глава VIII. Международное космическое право
- § 1. Понятие международного космического права
- § 2. Правовой режим космического пространства
- § 3. Ответственность за космическую деятельность
- § 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
- § 1. Понятие международного права окружающей среды
- § 2. Становление международного права окружающей среды
- § 3. Источники международного права окружающей среды
- § 4. Принципы
- § 5. Имплементация
- § 6. Охрана различных видов окружающей среды
- § 7. Охрана фауны и флоры
- § 1. Понятие международного экономического права
- § 2. Новый экономический порядок
- § 3. Право устойчивого развития
- § 4. Источники мэп
- § 5. Цели и принципы
- § 6. Государство в международном экономическом праве
- § 7. Ответственность государства и частных лиц
- § 8. Транснациональные корпорации
- § 9. Разрешение споров
- § 10. Международное торговое право
- § 11. Международное финансовое право
- § 12. Международное инвестиционное право
- § 13. Международное экономическое право
- Глава XI. Право мирного разрешения международных споров
- § 1. Понятие права мирного разрешения международных споров
- § 2. Согласительные средства
- § 3. Судебные средства
- § 4. Решение споров международными организациями
- Глава XII. Право международной безопасности
- § 1. Понятие права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Всеобщая коллективная безопасность
- § 5. Миротворческие операции оон
- § 6. Региональные международные организации
- § 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация Североатлантического договора
- § 9. Содружество Независимых Государств
- § 10. Разоружение
- § 11. Контроль за разоружением
- § 12. Меры укрепления доверия
- § 13. Механизм подготовки актов о разоружении
- Глава XIII. Международное гуманитарное право
- § 1. Общая часть международного гуманитарного права
- § 2. Основные институты международного гуманитарного права
- § 3. Защита жертв войны
- § 4. Режим военной оккупации
- § 5. Нейтралитет
- § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах
- § 7. Международное гуманитарное право
- § 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права
- Глава XIV. Право международной ответственности
- § 1. Общая часть
- § 2. Ответственность государств
- § 3. Имплементация международно-правовой ответственности
- § 4. Международная ответственность за вредные последствия
- Глава XV. Международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Система международного уголовного права
- § 3. Общая часть международного уголовного права
- § 4. Особенная часть международного уголовного права
- § 5. Международные уголовные суды
- § 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- § 1. Мировой порядок XXI века
- § 2. Международно-правовая концепция России
- § 3. Основы нового мирового порядка
- § 4. Международное право XXI века
- § 5. Международно-правовое прогнозирование