§ 4. Международная ответственность за вредные последствия
действий, не запрещенных международным правом
Как известно, национальные правовые системы предусматривают принципиальную возможность обязанности возместить вред, когда он причинен действиями, не являющимися неправомерными. Гражданский кодекс РФ установил: "Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом" (ч. 3 ст. 1064).
Со времен римского права известно правило: "Пользуйся своей собственностью так, чтобы не причинять вред собственности другого" (sic utere tuo ut alienum non laedas). Особое значение это правило приобрело в связи с развитием техники, созданием предприятий, деятельность которых порождает колоссальную опасность для целых регионов. Достаточно вспомнить чернобыльскую трагедию. Это побудило Генеральную Ассамблею ООН в 1978 г. поручить Комиссии международного права подготовить проект статей по теме "Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом". Комиссия почти четверть века работала над проектом. Однако расхождения в позициях государств, и прежде всего сопротивление промышленно развитых стран, воспрепятствовали достижению цели. В 2001 г. Комиссия представила Генеральной Ассамблее проект статей, в котором речь идет не об ответственности, а лишь о сотрудничестве государств в предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности. Несмотря на это, Генеральная Ассамблея не приняла проект и рекомендовала Комиссии продолжить работу по этой теме.
В международной практике немало случаев, подтверждающих материальную ответственность государства за серьезный ущерб, причиненный другому государству деятельностью на его территории. Есть и несколько судебных прецедентов. В результате рассмотрения дела об инциденте в проливе Корфу (подрыв британских военных кораблей на минах, установленных в территориальных водах Албании третьим государством) Международный суд определил существование "обязательства каждого государства сознательно не допускать использования своей территории для совершения действий, нарушающих права других государств" <*>.
--------------------------------
<*> ICJ. Reports. 1949. P. 22.
Другой известный случай - решение международного арбитража по спору "США против Канады" относительно ядовитых выбросов канадского комбината "Трейл Смелтер" (1938 г.). В решении говорилось, что "согласно принципам международного права, а также праву Соединенных Штатов ни одно государство не вправе использовать свою территорию таким образом, чтобы причинять вред дымом на территории другого или собственности людей, на ней находящихся, если речь идет о серьезных последствиях и вред доказан ясными и убедительными доказательствами" <*>.
--------------------------------
<*> Reports of International Arbitral Awards. Vol. III. P. 1905.
В целом ряде резолюций международных конференций содержатся положения о том, что государство несет ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в пределах его юрисдикции или контроля не наносила вред окружающей среде других государств. Это положение подтверждено рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и конвенций об окружающей среде. В Конвенции о биологическом разнообразии <*> сказано, что в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства "несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции" (ст. 3).
--------------------------------
<*> Конвенция заключена в г. Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г., вступила в силу 29 декабря 1993 г., Россия ратифицировала, вступила в силу для России 4 июля 1995 г.
Из сказанного видно, что речь идет о позитивной ответственности. Тем не менее это прокладывает путь для установления и деликтной ответственности. В международном праве утверждается обычная норма, согласно которой государство несет материальную ответственность за вред, являющийся результатом не запрещенной международным правом деятельности, осуществляемой на его территории или под его контролем, если такая деятельность связана с риском причинения значительного трансграничного вреда в силу своих физических последствий. Ответственность возникает не в связи с такого рода деятельностью, которая правомерна, а за причиненный ею трансграничный ущерб.
Мы имеем дело с исключительным случаем, когда государство несет прямую ответственность не за собственные действия, а за действия физических и юридических лиц на своей территории. Объясняется это тем, что речь идет о деятельности, связанной с риском причинения значительного вреда. В остальных случаях вопрос о возмещении трансграничного вреда решается в частноправовом порядке, если, разумеется, вред не причинен действиями самого государства.
Договоры об ответственности за значительный трансграничный вред предусматривают два основных вида материальной ответственности государства. Первой является абсолютная. Она целиком ложится на государство, которое рассматривается как единственный ответчик. Такой режим установлен Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. Государство несет полную ответственность за ущерб, причиненный другим государствам и их гражданам запущенными с его территории космическими объектами, независимо от того, кто их запустил.
Вторым видом материальной ответственности является та, согласно которой полную ответственность несет частный оператор, осуществляющий деятельность, причинившую вред. На государство ложится ответственность компенсации ущерба лишь в той мере, в какой он не был возмещен оператором. Такой вид ответственности предусмотрен договорами, регламентирующими деятельность, связанную с использованием атомной энергии.
Все ранее сказанное дает представление о том, сколь значительный прогресс достигнут на пути формирования права международной ответственности за последние десятилетия. Объясняется это потребностью повышения эффективности международного права, совершенствования его механизма в условиях, когда это право становится все более важным фактором решения проблемы повышения уровня управляемости мировой системы. Процесс идет далеко не просто. Препятствия на его пути носят главным образом политический характер. Специалисты отмечают, что трудности в кодификации права международной ответственности объясняются не только сложностью этой отрасли, но и ее политическим значением <*>. Многое еще предстоит сделать. Тем не менее основы заложены.
--------------------------------
<*> См.: Dupuy P.-M. Reviewing the Difficulties of Codification... // European Journal of Intern. Law. 1999. N 2. P. 385.
Литература
Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения. Киев, 1976.
Давид В., Василенко В. Механизм охраны международного правопорядка. Брно, 1986.
Курис П. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973.
Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966.
Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.
Хачатуров Р.Л. Ответственность в современном международном праве. Тольятти, 1996.
- Российская академия наук
- Глава I. Международное право прав человека
- § 1. Понятие международного права прав человека
- § 2. Система международного права прав человека
- § 3. Гражданские и политические права
- § 4. Экономические, социальные и культурные права
- § 5. Право устойчивого развития
- § 6. Коллективные права
- § 7. Международный контроль уважения прав человека
- Глава II. Право международных организаций
- § 1. Понятие права международных организаций
- § 2. Международные конференции и постоянные
- § 3. Международные организации
- § 4. Организация Объединенных Наций
- § 5. Региональные международные организации
- § 6. Европейский союз
- Глава III. Право внешних сношений
- § 1. Понятие права внешних сношений
- § 2. Система органов внешних сношений
- § 3. Дипломатическое право
- § 4. Дипломатическое право международных организаций
- § 5. Международно-правовая защита лиц,
- § 6. Консульское право
- Глава IV. Право международных договоров
- § 1. Понятие права международных договоров
- § 2. Стороны в договорах
- § 3. Право на участие в договорах
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Оговорки
- § 6. Депозитарий
- § 7. Вступление договора в силу
- § 8. Опубликование и регистрация договоров
- § 9. Форма договоров
- § 10. Действие договоров
- § 11. Пересмотр договоров
- § 12. Недействительность договоров
- § 13. Прекращение и приостановление действия договоров
- § 14. Влияние вооруженных конфликтов на договоры
- Глава V. Общее наследие человечества
- § 1. Концепция общего наследия человечества
- § 2. Антарктика
- Глава VI. Международное морское право
- § 1. Понятие международного морского права
- § 2. Внутренние морские воды
- § 3. Морские порты
- § 4. Территориальное море
- § 5. Прилежащая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 7. Континентальный шельф
- § 8. Открытое море
- § 9. Район
- § 10. Арктика
- § 11. Замкнутые и полузамкнутые моря
- § 12. Морские проливы
- § 13. Международные каналы
- Глава VII. Международное воздушное право
- § 1. Понятие международного воздушного права
- § 2. Международные организации
- § 3. Свобода полетов в международном
- § 4. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве
- Глава VIII. Международное космическое право
- § 1. Понятие международного космического права
- § 2. Правовой режим космического пространства
- § 3. Ответственность за космическую деятельность
- § 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
- § 1. Понятие международного права окружающей среды
- § 2. Становление международного права окружающей среды
- § 3. Источники международного права окружающей среды
- § 4. Принципы
- § 5. Имплементация
- § 6. Охрана различных видов окружающей среды
- § 7. Охрана фауны и флоры
- § 1. Понятие международного экономического права
- § 2. Новый экономический порядок
- § 3. Право устойчивого развития
- § 4. Источники мэп
- § 5. Цели и принципы
- § 6. Государство в международном экономическом праве
- § 7. Ответственность государства и частных лиц
- § 8. Транснациональные корпорации
- § 9. Разрешение споров
- § 10. Международное торговое право
- § 11. Международное финансовое право
- § 12. Международное инвестиционное право
- § 13. Международное экономическое право
- Глава XI. Право мирного разрешения международных споров
- § 1. Понятие права мирного разрешения международных споров
- § 2. Согласительные средства
- § 3. Судебные средства
- § 4. Решение споров международными организациями
- Глава XII. Право международной безопасности
- § 1. Понятие права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Всеобщая коллективная безопасность
- § 5. Миротворческие операции оон
- § 6. Региональные международные организации
- § 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация Североатлантического договора
- § 9. Содружество Независимых Государств
- § 10. Разоружение
- § 11. Контроль за разоружением
- § 12. Меры укрепления доверия
- § 13. Механизм подготовки актов о разоружении
- Глава XIII. Международное гуманитарное право
- § 1. Общая часть международного гуманитарного права
- § 2. Основные институты международного гуманитарного права
- § 3. Защита жертв войны
- § 4. Режим военной оккупации
- § 5. Нейтралитет
- § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах
- § 7. Международное гуманитарное право
- § 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права
- Глава XIV. Право международной ответственности
- § 1. Общая часть
- § 2. Ответственность государств
- § 3. Имплементация международно-правовой ответственности
- § 4. Международная ответственность за вредные последствия
- Глава XV. Международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Система международного уголовного права
- § 3. Общая часть международного уголовного права
- § 4. Особенная часть международного уголовного права
- § 5. Международные уголовные суды
- § 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- § 1. Мировой порядок XXI века
- § 2. Международно-правовая концепция России
- § 3. Основы нового мирового порядка
- § 4. Международное право XXI века
- § 5. Международно-правовое прогнозирование