§ 6. Международное гуманитарное право в конфликтах
немеждународного характера
Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них определенных гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. То обстоятельство, что положения ст. 3 являются общепризнанной обычной нормой, было подтверждено и Международным судом ООН в решении по делу "Никарагуа против США".
Статья 3 содержит, как в ней и подчеркивается, минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.
Немеждународным конфликтам посвящен второй Дополнительный протокол 1977 г. Следует при этом учитывать, что в процессе его принятия ряд государств выразили обоснованное сомнение в существовании соответствующих обычных норм. Несмотря на многочисленные конфликты немеждународного характера, как их участники, так и иные государства практически не ссылаются на Протокол. В результате признание его положений в качестве обычных норм откладывается.
Статья 5 Устава Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии признала серьезные нарушения Женевских конвенций в качестве преступлений, также если они совершены в конфликтах немеждународного характера. Соответствующие положения содержит и Статут Международного уголовного суда (ст. 8).
Второй Дополнительный протокол подчеркивает необходимость уважения прав человека и в немеждународных вооруженных конфликтах.
Во внутренние конфликты вовлекается значительное число подростков. Второй Дополнительный протокол предусматривает запрещение привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах.
Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось. Если тем не менее такой подросток все же принимал участие и был задержан, ему предоставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование.
Принудительное перемещение населения может иметь место только по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники культуры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвергаются массовому разрушению.
Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, очевидно, следует руководствоваться соответствующими нормами, относящимися к международным конфликтам. Применение правительством Ирака в 1980 г. химического оружия против курдских селений вызвало широкий протест в мире.
Раненые и больные. Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощряется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может оказываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения началах.
Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное обращение, включая медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите. Медицинские учреждения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в заложников). Покровительство прекращается в случае использования медицинского учреждения или транспорта в военных целях. Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в международном конфликте.
Задержанные. В конфликте немеждународного характера употребление термина "военнопленный" неверно юридически и политически. Здесь речь идет о "задержанных", которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее за ними предусмотрены определенные права. Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное население.
Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская помощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена. В момент окончания задержания принимаются меры к обеспечению безопасности освобождаемых.
Мирное население. Мирное население подвергается особому риску во внутренних конфликтах. Согласно Дополнительному протоколу население не должно подвергаться нападению, запрещены действия, а также угрозы, преследующие цель запугать население. Недопустимы также нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан, включая запасы продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается недопустимость нападения на объекты, содержащие опасные силы, например плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.
- Российская академия наук
- Глава I. Международное право прав человека
- § 1. Понятие международного права прав человека
- § 2. Система международного права прав человека
- § 3. Гражданские и политические права
- § 4. Экономические, социальные и культурные права
- § 5. Право устойчивого развития
- § 6. Коллективные права
- § 7. Международный контроль уважения прав человека
- Глава II. Право международных организаций
- § 1. Понятие права международных организаций
- § 2. Международные конференции и постоянные
- § 3. Международные организации
- § 4. Организация Объединенных Наций
- § 5. Региональные международные организации
- § 6. Европейский союз
- Глава III. Право внешних сношений
- § 1. Понятие права внешних сношений
- § 2. Система органов внешних сношений
- § 3. Дипломатическое право
- § 4. Дипломатическое право международных организаций
- § 5. Международно-правовая защита лиц,
- § 6. Консульское право
- Глава IV. Право международных договоров
- § 1. Понятие права международных договоров
- § 2. Стороны в договорах
- § 3. Право на участие в договорах
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Оговорки
- § 6. Депозитарий
- § 7. Вступление договора в силу
- § 8. Опубликование и регистрация договоров
- § 9. Форма договоров
- § 10. Действие договоров
- § 11. Пересмотр договоров
- § 12. Недействительность договоров
- § 13. Прекращение и приостановление действия договоров
- § 14. Влияние вооруженных конфликтов на договоры
- Глава V. Общее наследие человечества
- § 1. Концепция общего наследия человечества
- § 2. Антарктика
- Глава VI. Международное морское право
- § 1. Понятие международного морского права
- § 2. Внутренние морские воды
- § 3. Морские порты
- § 4. Территориальное море
- § 5. Прилежащая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 7. Континентальный шельф
- § 8. Открытое море
- § 9. Район
- § 10. Арктика
- § 11. Замкнутые и полузамкнутые моря
- § 12. Морские проливы
- § 13. Международные каналы
- Глава VII. Международное воздушное право
- § 1. Понятие международного воздушного права
- § 2. Международные организации
- § 3. Свобода полетов в международном
- § 4. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве
- Глава VIII. Международное космическое право
- § 1. Понятие международного космического права
- § 2. Правовой режим космического пространства
- § 3. Ответственность за космическую деятельность
- § 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
- § 1. Понятие международного права окружающей среды
- § 2. Становление международного права окружающей среды
- § 3. Источники международного права окружающей среды
- § 4. Принципы
- § 5. Имплементация
- § 6. Охрана различных видов окружающей среды
- § 7. Охрана фауны и флоры
- § 1. Понятие международного экономического права
- § 2. Новый экономический порядок
- § 3. Право устойчивого развития
- § 4. Источники мэп
- § 5. Цели и принципы
- § 6. Государство в международном экономическом праве
- § 7. Ответственность государства и частных лиц
- § 8. Транснациональные корпорации
- § 9. Разрешение споров
- § 10. Международное торговое право
- § 11. Международное финансовое право
- § 12. Международное инвестиционное право
- § 13. Международное экономическое право
- Глава XI. Право мирного разрешения международных споров
- § 1. Понятие права мирного разрешения международных споров
- § 2. Согласительные средства
- § 3. Судебные средства
- § 4. Решение споров международными организациями
- Глава XII. Право международной безопасности
- § 1. Понятие права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Всеобщая коллективная безопасность
- § 5. Миротворческие операции оон
- § 6. Региональные международные организации
- § 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация Североатлантического договора
- § 9. Содружество Независимых Государств
- § 10. Разоружение
- § 11. Контроль за разоружением
- § 12. Меры укрепления доверия
- § 13. Механизм подготовки актов о разоружении
- Глава XIII. Международное гуманитарное право
- § 1. Общая часть международного гуманитарного права
- § 2. Основные институты международного гуманитарного права
- § 3. Защита жертв войны
- § 4. Режим военной оккупации
- § 5. Нейтралитет
- § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах
- § 7. Международное гуманитарное право
- § 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права
- Глава XIV. Право международной ответственности
- § 1. Общая часть
- § 2. Ответственность государств
- § 3. Имплементация международно-правовой ответственности
- § 4. Международная ответственность за вредные последствия
- Глава XV. Международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Система международного уголовного права
- § 3. Общая часть международного уголовного права
- § 4. Особенная часть международного уголовного права
- § 5. Международные уголовные суды
- § 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- § 1. Мировой порядок XXI века
- § 2. Международно-правовая концепция России
- § 3. Основы нового мирового порядка
- § 4. Международное право XXI века
- § 5. Международно-правовое прогнозирование