logo
Международное право

§ 9. Содружество Независимых Государств

Проблема обеспечения безопасности новых государств возникла сразу же после прекращения существования СССР и его единой системы обороны. Поэтому новые независимые государства уже в первые годы заключили ряд важных соглашений в этой области. В 1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных Силах на переходный период, Соглашение о Совете Безопасности и др. Особое значение имеет Договор о коллективной безопасности, содержащий обязательство взаимной помощи на случай агрессии.

Значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ. В качестве целей указано сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения; мирное разрешение споров и конфликтов. Как видим, задачи поставлены всеобъемлющие и рассчитанные на длительную перспективу. Для их решения участники обязались проводить согласованную политику в области безопасности. В случае возникновения угрозы безопасности немедленно приводится в действие механизм взаимных консультаций с целью принятия мер по устранению угрозы, включая использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную оборону согласно Уставу ООН. Решение об использовании вооруженных сил принимается либо Советом глав государств СНГ, либо только непосредственно заинтересованными государствами.

Наиболее обстоятельно положения о безопасности сформулированы в Концепции коллективной безопасности участников Договора о коллективной безопасности 1992 г. (далее - Концепция коллективной безопасности). Она утверждена Советом коллективной безопасности участников Договора в 1995 г. <*>. Несмотря на то что не все члены СНГ участвовали в принятии Концепции, она представляет несомненный интерес для выяснения позиции членов Содружества.

--------------------------------

<*> БМД. 1995. N 10. Членами Совета являются Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан не подписал решения о Концепции.

Концепция коллективной безопасности основана на принципах ООН и ОБСЕ. При обеспечении безопасности приоритет отдается мирным средствам. Главными направлениями сотрудничества являются:

- координация действий по реализации разрабатываемых соглашений по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

- расширение мер доверия;

- установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности;

- участие в подготовке эффективных соглашений в области сокращения военно-морских вооружений;

- проведение операций по поддержанию мира по решениям Совета Безопасности ООН, ОБСЕ;

- охрана внешних границ участников;

- поддержание Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

Стратегические ядерные силы России выполняют функцию сдерживания от возможной агрессии против государств-участников. Органами коллективной безопасности являются Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны. В заключение подчеркивается: "Государства-участники в своей деятельности по обеспечению коллективной безопасности будут соблюдать Устав ООН, общепринятые международно-правовые принципы и нормы".

Из сказанного видно, что концепция коллективной безопасности предусматривает использование всего арсенала средств, обеспечения международного мира и безопасности в рамках международного права.

Перед государствами СНГ встала также проблема урегулирования конфликтов на их территории. Для содействия ее решению Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников СНГ <*>. Концепция определяет общие подходы участников к предотвращению и урегулированию конфликтов.

--------------------------------

<*> БМД. 1996. N 6. Решение Совета о Концепции не подписали Азербайджан, Казахстан, Украина.

Концепция исходит из того, что урегулирование конфликтов в первую очередь является делом конфликтующих сторон. Вместе с тем участники сознают свою общую ответственность за безопасность на территории стран СНГ. Предусмотрены три вида деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов: предотвращение конфликтов, урегулирование вооруженных конфликтов, постконфликтное построение мира.

Предотвращение конфликтов осуществляется на основе официального обращения государства, безопасности и суверенитету которого создается угроза. Превентивная дипломатия охватывает комплекс мер, направленных на достижение соглашения между сторонами в конфликте. В этих целях могут применяться даже экономические санкции. Решение о них принимает Совет глав государств. Он же утверждает мандат, определяющий полномочия Коллективных сил по поддержанию мира. Последние используются для предотвращения эскалации напряженности, перерастания споров в вооруженный конфликт.

Урегулирование вооруженных конфликтов осуществляется в соответствии с гл. VII Устава ООН "Региональные соглашения". Основная задача - поддержание мира после достижения конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня. С этой целью могут проводиться операции по поддержанию мира с использованием специально подготовленного военного, полицейского и гражданского персонала. Условия проведений операций:

а) наличие соглашения сторон в конфликте о прекращении огня и намерение сторон урегулировать его политическими средствами;

б) согласие сторон на проведение операций с использованием Коллективных сил;

в) принятие сторонами обязательства уважать статус этих сил.

Коллективные силы не участвуют в боевых действиях. Они воздерживаются от применения оружия, за исключением случаев противодействия вооруженным силам при осуществлении мандата на проведение операций.

Принудительные действия при урегулировании конфликтов допускаются только на основе полномочий Совета Безопасности ООН.

Постконфликтное построение мира (миростроительство) понимается как осуществление мер политического, социально-экономического и правового характера в целях восстановления нормальных отношений между конфликтовавшими сторонами и предотвращения рецидива конфликта. Такие меры могут включать также содействие в восстановлении институтов государственной власти, обеспечении условий для проведения свободных выборов.

Страны СНГ выступают за весомое участие ООН и ОБСЕ в урегулировании конфликтов на их территории. В своей деятельности по урегулированию конфликтов СНГ тесно взаимодействует с другими международными организациями (прежде всего с ООН и ОБСЕ).

Помимо уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений, относящихся к миротворчеству. Наиболее важным среди них является, пожалуй, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. <*>. В общем, можно сказать, что заложена основательная нормативная основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других случаях (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье) миротворческие операции осуществлялись Россией на основе двусторонних соглашений.

--------------------------------

<*> Заключено в г. Киеве 20 марта 1992 г., Россия ратифицировала.