logo
Международное право

§ 1. Понятие права мирного разрешения международных споров

1. Понятие и значение отрасли

Право мирного разрешения международных споров - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права мирными средствами.

Значение этой отрасли <*> определяется тем, что без механизма мирного разрешения споров система международных отношений не может нормально функционировать. Международное право, как и любая иная правовая система, должно обладать средствами урегулирования споров на основе права.

--------------------------------

<*> Эта отрасль права исследовалась Л.Н. Анисимовым, Д.Б. Левиным, Э.А. Пушминым, М.Л. Энтиным.

Особенность рассматриваемой отрасли состоит в том, что применение предусматриваемых ею средств способно весьма существенно затронуть осуществление суверенных прав государства. Этим объясняется сравнительно медленное развитие отрасли, а также то, что основное место в ней занимают согласительные, а не судебные средства. Более того, все средства, включая судебные, в значительной мере нацелены не столько на строгое применение права, сколько на достижение решения, приемлемого для сторон в споре.

2. Источники

Первые многосторонние конвенции о мирном разрешении международных споров были приняты на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. Они определили следующие средства разрешения споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная комиссия, арбитраж. Важным событием явилось учреждение в 1899 г. Постоянной палаты третейского суда <*>.

--------------------------------

<*> Создана в соответствии с Конвенцией о мирном решении международных столкновений, заключенной в г. Гааге, Россия участвует.

Первый судебный орган - Постоянная палата международного правосудия - был учрежден в соответствии со Статутом Лиги Наций. На базе Статута этой палаты был разработан Статут Международного суда ООН. В главе "Мирное разрешение споров" Устав ООН предусматривает, что стороны в споре должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям (ч. 1 ст. 33).

Как видим, способы мирного разрешения споров определены достаточно четко. К ним следует добавить еще один - международные организации. Практически все организации неизбежно занимаются улаживанием споров в той или иной форме.

Как особая отрасль право мирного разрешения споров формировалось в течение последних десятилетий. Основы были заложены Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права 1970 г., изложившей содержание главного принципа отрасли - принципа мирного разрешения споров (см.: Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2005). Специальным принципом отрасли является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров. Согласно упомянутой Декларации международные споры разрешаются "в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров".

Вытекающее из этого принципа обязательство государств решать все свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не поставить под угрозу международный мир и безопасность, а также справедливость, имеет первостепенное значение как для правового, так и для политического порядка в мире.

При этом средства "должны соответствовать условиям и природе спора".

Принцип свободы выбора средств постепенно уточнялся в практике:

- к соответствующим средствам следует прибегать как можно раньше;

- в случае недостижения результата при помощи одного из средств нужно последовательно переходить к использованию альтернативных средств;

- недопустимы действия, затрудняющие решение спора.

Существенную роль в формировании отрасли сыграли довольно многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Наиболее полно соответствующие правила изложены в Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г. <*>. Новые тенденции отражены в Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности 1988 г. <**> (далее - Декларация о предотвращении и устранении споров). Декларация воплотила идею превентивной дипломатии.

--------------------------------

<*> Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, принята 15 ноября 1982 г. Резолюцией 37/10 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

<**> Декларация о предотвращении и устранении споров, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области, принята 5 декабря 1988 г. Резолюцией 43/51 на 68-м пленарном заседании 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Сегодня все больше внимания уделяется средствам предотвращения споров, в частности путем предварительного извещения и консультаций относительно действий одного государства, которые с вероятностью могут существенно затронуть законные интересы другого государства (п. 4 Положения СБСЕ о процедуре мирного разрешения споров 1991 г.).

Немалую роль в формировании отрасли играют региональные акты.

Сегодня многие многосторонние и двусторонние договоры предусматривают процедуру разрешения связанных с ними споров. При этом наблюдается тенденция к повышению их эффективности.

В качестве примера можно привести Конвенцию о праве несудоходного использования международных водотоков 1997 г. Она предусматривает, что в случае, если спор остается нерешенным в течение шести месяцев после требования о начале переговоров, он по требованию одной из сторон может быть передан на "беспристрастное расследование" предусмотренной Конвенцией комиссии (ст. 33).

Содействие применению средств и методов мирного разрешения споров между государствами, включая обращение в Международный суд, явилось одной из главных целей Десятилетия международного права ООН (1980 - 1999 гг.).

3. Виды международных споров и виды средств мирного разрешения споров

Термин "международные споры" употребляется в узком и широком смысле. В первом случае под этим понимаются лишь те ситуации, которые характеризуются конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом. Во втором - любые конфликтные межгосударственные отношения. Среди последних Устав ООН выделяет особую категорию -"ситуации, которые могут привести к нарушению мира". Подобная ситуация имела место после установления правления белого меньшинства в Южной Родезии. Начиная с 1965 г. Совет Безопасности неоднократно принимал соответствующие резолюции.

Различие между спором и ситуацией имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации - не обязан. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст. 36), а также условия разрешения спора (ст. 37).

Кроме того, Устав ООН различает еще две категории споров: юридического характера и все остальные.

Деление споров на политические и юридические относительно. В каждом споре имеются обе стороны. Тем не менее оно не лишено смысла. В одном случае преобладают политические моменты, в другом - юридические. Статус Международного суда отнес к юридическим спорам прежде всего те, что касаются толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего нарушение международных обязательств, возмещения, причитающегося за нарушение обязательств. Практика показывает, что политические споры, особенно связанные с важными интересами, государства не передают на рассмотрение арбитражей и судов, а предпочитают решать политическими средствами.

Сказанное ранее дает основание выделить три основных вида средств мирного разрешения споров: согласительные, судебные, международные организации. При этом первые два вида целиком посвящены разрешению споров. Для организаций разрешение споров представляет лишь одно из направлений деятельности.