§ 6. Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона - зона, прилегающая к территориальному морю, на которую международное право распространило специализированную юрисдикцию прибрежного государства.
Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.
Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права:
а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;
б) управление этими ресурсами;
в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.
Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:
а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
б) морских научных исследований;
в) защиты и сохранения морской среды.
В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.
Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. "а", "б", "в"). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором.
Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.
В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.
Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.
Статус исключительной экономической зоны России определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон об исключительной экономической зоне) <*> в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.
--------------------------------
<*> РГ. 1998. 24 дек. (с послед. изм.).
В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.
Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.
Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.
Применять оружие против нарушителей этого Закона и международных договоров РФ (общепризнанные нормы забыты!) можно только в целях отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.
"Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами" разрешаются в судебном порядке судами РФ (п. 1 ст. 41). Формулировка не отличается четкостью. Мы имеем дело с характерным для наших юристов юридически некорректным употреблением термина "граждане" вместо термина "физические лица". Сразу же возникают вопросы. О гражданах какого государства идет речь? Относится ли это и к лицам без гражданства? Понимать приведенное положение следует так: "споры, все стороны в которых являются физическими и юридическими лицами, российскими и иностранными", разрешаются судами РФ.
Споры между Россией и иностранными государствами разрешаются в соответствии с международным правом (п. 2 ст. 41). Закон об исключительной экономической зоне не содержит положения о решении споров между физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и Российской Федерацией, ее органами - с другой. Думается, что следует руководствоваться ст. 124 ГК РФ, согласно которой Федерация, ее субъекты, муниципальные образования "выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами". Следовательно, к спорам с их участием применяется п. 1 ст. 41 Закона об исключительной экономической зоне.
Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в ее установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.
- Российская академия наук
- Глава I. Международное право прав человека
- § 1. Понятие международного права прав человека
- § 2. Система международного права прав человека
- § 3. Гражданские и политические права
- § 4. Экономические, социальные и культурные права
- § 5. Право устойчивого развития
- § 6. Коллективные права
- § 7. Международный контроль уважения прав человека
- Глава II. Право международных организаций
- § 1. Понятие права международных организаций
- § 2. Международные конференции и постоянные
- § 3. Международные организации
- § 4. Организация Объединенных Наций
- § 5. Региональные международные организации
- § 6. Европейский союз
- Глава III. Право внешних сношений
- § 1. Понятие права внешних сношений
- § 2. Система органов внешних сношений
- § 3. Дипломатическое право
- § 4. Дипломатическое право международных организаций
- § 5. Международно-правовая защита лиц,
- § 6. Консульское право
- Глава IV. Право международных договоров
- § 1. Понятие права международных договоров
- § 2. Стороны в договорах
- § 3. Право на участие в договорах
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Оговорки
- § 6. Депозитарий
- § 7. Вступление договора в силу
- § 8. Опубликование и регистрация договоров
- § 9. Форма договоров
- § 10. Действие договоров
- § 11. Пересмотр договоров
- § 12. Недействительность договоров
- § 13. Прекращение и приостановление действия договоров
- § 14. Влияние вооруженных конфликтов на договоры
- Глава V. Общее наследие человечества
- § 1. Концепция общего наследия человечества
- § 2. Антарктика
- Глава VI. Международное морское право
- § 1. Понятие международного морского права
- § 2. Внутренние морские воды
- § 3. Морские порты
- § 4. Территориальное море
- § 5. Прилежащая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 7. Континентальный шельф
- § 8. Открытое море
- § 9. Район
- § 10. Арктика
- § 11. Замкнутые и полузамкнутые моря
- § 12. Морские проливы
- § 13. Международные каналы
- Глава VII. Международное воздушное право
- § 1. Понятие международного воздушного права
- § 2. Международные организации
- § 3. Свобода полетов в международном
- § 4. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве
- Глава VIII. Международное космическое право
- § 1. Понятие международного космического права
- § 2. Правовой режим космического пространства
- § 3. Ответственность за космическую деятельность
- § 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
- § 1. Понятие международного права окружающей среды
- § 2. Становление международного права окружающей среды
- § 3. Источники международного права окружающей среды
- § 4. Принципы
- § 5. Имплементация
- § 6. Охрана различных видов окружающей среды
- § 7. Охрана фауны и флоры
- § 1. Понятие международного экономического права
- § 2. Новый экономический порядок
- § 3. Право устойчивого развития
- § 4. Источники мэп
- § 5. Цели и принципы
- § 6. Государство в международном экономическом праве
- § 7. Ответственность государства и частных лиц
- § 8. Транснациональные корпорации
- § 9. Разрешение споров
- § 10. Международное торговое право
- § 11. Международное финансовое право
- § 12. Международное инвестиционное право
- § 13. Международное экономическое право
- Глава XI. Право мирного разрешения международных споров
- § 1. Понятие права мирного разрешения международных споров
- § 2. Согласительные средства
- § 3. Судебные средства
- § 4. Решение споров международными организациями
- Глава XII. Право международной безопасности
- § 1. Понятие права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Всеобщая коллективная безопасность
- § 5. Миротворческие операции оон
- § 6. Региональные международные организации
- § 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация Североатлантического договора
- § 9. Содружество Независимых Государств
- § 10. Разоружение
- § 11. Контроль за разоружением
- § 12. Меры укрепления доверия
- § 13. Механизм подготовки актов о разоружении
- Глава XIII. Международное гуманитарное право
- § 1. Общая часть международного гуманитарного права
- § 2. Основные институты международного гуманитарного права
- § 3. Защита жертв войны
- § 4. Режим военной оккупации
- § 5. Нейтралитет
- § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах
- § 7. Международное гуманитарное право
- § 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права
- Глава XIV. Право международной ответственности
- § 1. Общая часть
- § 2. Ответственность государств
- § 3. Имплементация международно-правовой ответственности
- § 4. Международная ответственность за вредные последствия
- Глава XV. Международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Система международного уголовного права
- § 3. Общая часть международного уголовного права
- § 4. Особенная часть международного уголовного права
- § 5. Международные уголовные суды
- § 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- § 1. Мировой порядок XXI века
- § 2. Международно-правовая концепция России
- § 3. Основы нового мирового порядка
- § 4. Международное право XXI века
- § 5. Международно-правовое прогнозирование