9. Механизм государства и государственный аппарат
Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений, публичных служб и корпораций (предприятий), государственных должностных лиц, выполняющих функции государства в сфере публичного управления. Данное понятие показывает, что государство является управленческой подсистемой общества в целом и располагает для этого необходимыми средствами (механизмом). Составные части механизма государства выделяются в зависимости от решаемых ими задач и объема властных полномочий. Механизм государства образуют государственные органы, объединенные в государственный аппарат. Они располагают властными полномочиями публичного характера, т.е. их веления обязательны для остальных государственных органов и организаций всех форм собственности. Государственные учреждения и предприятия не располагают властными полномочиями публичного характера, но оказывают общественные услуги, поддерживают общественную инфраструктуру и создают материально-техническое обеспечение государственной власти, находясь в исключительной или преимущественной государственной собственности. К ним относятся государственные образовательные и научные учреждения (например, вузы), государственные корпорации типа «Газпром». Существуют также публичные службы военизированного (армия, железнодорожные войска) и гражданского типа (обеспечивающие почтовую, телеграфную и телефонную связь, медицинское обслуживание населения).
Наиболее важной частью механизма государства является государственный аппарат – система взаимосвязанных государственных органов и входящих в их состав государственных должностных лиц. Необходимость выделения государственного аппарата в составе государства обусловлена публичным характером государственной власти. Этот состав государства образуют: государственно организованный народ; государственный аппарат как делегированный носитель части государственного суверенитета – государственной власти, которая передана ему народом.
Совокупный носитель делегированной части суверенитета называется государственным аппаратом. Существуют два основных элемента государственного аппарата: государственные органы, персональный состав государственных органов.
Государственный орган – это структурная единица государственного аппарата, характеризующаяся юридической оформленностью, властными полномочиями, организационной хозяйственной самостоятельностью, состоящая из государственных служащих и располагающая материальными средствами для осуществления своих полномочий. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Государственный орган действует от имени государства и имеет право издавать обязательные к исполнению акты и вправе применять принуждение в случаях и объеме, предусмотренными законодательством.
Обособленность государственного органа проявляется в том, что его отношения с другими государственными органами носят характер не только субординации (отношения управления, подчинения вышестоящему органу), но и координации (служебной независимости, возможности вступать в кооперативные отношения и заключать юридические договоры между собой).
Государственный орган может реализовать свои властные полномочия тремя способами:
изданием нормативных юридических актов;
изданием предписаний индивидуального характера;
посредством организационной и управленческой деятельности.
Классификация государственных органов осуществляется по нескольким основаниям.
По источнику легитимности государственные органы делятся на первичные и вторичные. Первичные создаются на основе конституции и законодательных актов. К ним относятся глава государства, конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Вторичные – это государственные органы, созданные на основе подзаконных актов по решению первичных государственных органов.
По характеру компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Предполагается, что органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерства финансов, экономики, обороны, юстиции и др.)
По правовым формам реализации государственных функций выделяются:
законодательные органы;
органы исполнительной власти;
судебные органы.
По способу формирования персонального состава делятся на представительные органы и назначаемые.
По характеру принятия решения государственные органы делятся на коллегиальные и единоличные. Коллегиальные – волеизъявление государственного органа определяется решением нескольких должностных лиц, входящих в его состав (парламенты, суды). Единоличные (единоначальные) – их волеизъявление определяется только решением главы (руководителя) данного государственного органа.
По действию во времени (по срокам полномочий) государственные органы делятся на постоянные и временные. У постоянных органов срок действия не ограничен (совпадает со сроком сохранения юридической силы того юридического акта на основании которого они были созданы). У временных органов начало и окончание их деятельности устанавливаются заранее.
По действию в пространстве выделяются:
центральные (высшие) органы власти;
территориальные отделения центральных органов власти;
органы местного территориального государственного управления. Их компетенция распространяется на определенную территорию и в пределах, установленных разграничением правомочий между центральными органами и органами территориального управления.
Наряду с органами государственного управления всех видов в территориальных образованиях действуют органы местного самоуправления, которые представляют собой проявление самоорганизации общества (выступают как частная корпорация), однако при этом реализуют не групповые интересы отдельных граждан, а представляют общие интересы граждан, проживающих на данной территории. Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, не находятся в служебном подчинении у государственных органов, муниципальные образования находятся под контролем и надзором государственных органов.
Деятельность государственного аппарата основана на следующих принципах:
демократизма - демократический характер действия государственного аппарата означает, что как общее правило предполагается, что государственные должностные лица избираются посредством политических выборов либо широкого профессионального конкурса (государственный аппарат является делегированным носителем правомочий народа-суверена);
профессионализма - профессионализм предполагает наличие необходимого образовательного и профессионального уровня у носителей государственной власти;
департизация (деполитизация) государственного аппарата –государственное должностное лицо не может состоять ни в одной политической партии, так как он является представителем всего народа;
принцип «открытости», гласности (транспарентности) – граждане должны располагать необходимыми сведениями о действиях должностного лица и о принимаемых им решениях;
принцип разделения властей предполагает разграничение предметов ведения и компетенции государственных органов для обеспечения их специализации и эффективности, а также для предотвращения узурпации власти какой-либо ветвью власти.
- «Теория государства и права»
- Предмет и функции теории государства и права как науки
- 2. Методы теории государства и права
- 3. Происхождение государства и права
- 4. Типология государств
- 5. Современные теории сущности государства и права
- 6. Форма государства
- 7. Республика как форма правления
- 8. Функции государства и формы их реализации
- 9. Механизм государства и государственный аппарат
- 10. Правовое государство: понятие и принципы
- 11. Политическая система общества
- 12. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
- 13. Право в системе социальных норм
- 14. Система права
- 15. Формы (источники) права
- 16. Основные теории правопонимания. Теория естественного права
- 17 .Историческая школа права
- 18. Нормативистская теория права
- 19.Психологическая теория права
- 20. Социологическая теория права
- 21. Марксистская теория права
- 22. Правотворчество: понятие, стадии, принципы, виды
- 23. Реализация и применение права
- 24. Толкование права и его способы и виды
- 25. Правовые отношения: понятие, структура и виды
- 26. Правовое регулирование общественных отношений, его предмет, способы, методы, пределы и виды. Механизм правового регулирования
- 27. Правовое поведение. Его виды
- 28. Юридическая ответственность. Ее цели и функции, принципы и виды
- 29. Правосознание и правовая культура
- 30. Законность и правопорядок
- Перечень основной и дополнительной литературы